Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Малявина В. А. Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ как института представительной демократии // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 347-349. — URL https://moluch.ru/archive/145/40568/ (дата обращения: 23.05.2018).



В Российской Федерации наличествует неоднородное, многонациональное и поликонфессиональное общество. Это обусловливает существование разрозненного, иногда противоречивого общественного мнения на те или иные вопросы и явления общественного характера. Такое исторически сложившееся положение вещей диктует особую форму участия граждан в управлении государством посредством институтов представительной демократии.

Конституцией РФ гарантируется многопартийность, идеологическое и политическое многообразие.

Политические партии являются обязательным инструментом осуществления современной представительной демократии. Для России проблема конституционно-правового утверждения политической многопартийности имеет особое значение. Это обусловлено трудностями перехода от однопартийной модели, основанной в свое время на системе властвования в виде «государства-партии», к демократическому правовому государству и политическому плюрализму [1].

Утверждение многопартийности во взаимосвязи с иными принципами, присущими правовому демократическому государству и провозглашенные в Конституции РФ, имеет значение и для действительного утверждения правового государства.

Демократия, основанная на политическом многообразии и многопартийности, с необходимостью предполагает существование оппозиции и не допускает монополии на власть [3].

Наличие конкуренции между различными политическими мнениями и точками зрения на решение той или иной проблемы, достижение компромисса и в итоге формирование единой воли позволяют избежать навязанного одной политической группой мнения и прийти к самому оптимальному из решений. В этом содержится подлинный смысл демократии.

Политические партии, в свою очередь, не являются частью государственной власти, они являются элементами гражданского общества.

В связи с этим, можно отметить ряд существующих в России проблем, связанных с таким институтом представительной демократии как парламент, проблем его соответствия демократическим принципам.

На протяжении нескольких созывов Государственной думы РФ, начиная с выборов 2003 г. партия «Единая Россия» занимала большее количество мест в парламенте, и в итоге достигла превалирующего большинства, все больше заглушая голоса других парламентских партий.

В 2011 г. имело место быть так называемое протестное голосование, когда граждане отдавали свои голоса не в поддержку других партий, а скорее против партии «Единая Россия», политика которой в последние годы до этих выборов начала не устраивать граждан и вызывать различного рода волнения в обществе. И так «Единая Россия» потеряла большое количество голосов и, соответственно, мест в парламенте на выборах 2011 г., и ее позиции несколько ослабли. Это так же свидетельствует о том, что политическая борьба начинает разгораться с новой силой. И она становится необходимой в условиях потери доверия народа к своим представителям, в условиях сложившегося недовольства граждан политикой государственной власти в последние годы.

В подтверждение этому служат акции протеста после выборов в Государственную Думу РФ 6-го созыва.

Невозможно не согласиться с мнением Ерыгиной В. И.: «..если общественное мнение неустойчиво, не кристаллизовано политическими партиями, оно ищет себе другие способы проявления в виде электоральных бунтов, цветных революций и т. п. Поэтому был найден разумный выход из сложившейся ситуации в стране — создание новых партий».

Будет уместным привести также мнение Лебедева В. А. относительно такого особого положения партии «Единая Россия»: «сложившаяся ситуация монопольного обладания властью со стороны одной партии не может не вызывать опасений. И не столько из-за пережитого страной в прошлом веке негативного опыта, сколько в силу объективных причин, неизбежно увеличивающих риск паралича государственного управления в условиях политической монополии» [2].

Необходимо изменение уже укоренившегося положения вещей, когда одна партия только числом своих голосов может принимать угодные ей законы, тем самым олицетворяя всю законодательную ветвь власти целиком. Поэтому в нашей стране можно констатировать достаточно формальную многопартийностьпри существующем доминировании одной партии, неразрывно связанной с государственным аппаратом, чего никак нельзя было допускать. Ч. 1 ст. 10 ФЗ «О политических партиях» устанавливает запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц [4].

Эффективность этого запрета ставится под сомнения благодаря тому, что «…подавляющее число руководителей субъектов Российской Федерации являются членами партии «Единая Россия», которая весьма весомо представлена также и в Правительстве РФ. При этом факт совмещения полномочий Председателя Правительства и Председателя партии «Единая Россия» вызывает вполне понятные затруднения в ответе на вопрос о том, в качестве кого он взаимодействует с государственными и негосударственными органами и организациями… А многие члены партии «Единая Россия» входят в состав Правительства РФ» [2].

Таким образом, в нашей стране наличествует многопартийная система с монопольно господствующей партией. Данный факт подтверждается и составом Государственной Думы РФ VII созыва, которая была избрана на выборах в 2016 году, где превалирующие 76,22 % всех мест занимает партия «Единая Россия», а все иные партий делят между собой оставшиеся места.

Подобный «расклад» политических сил позволяется только одной лишь партии принимать и отклонять различные законопроекты, принимать только угодные одной партии государственно-властные решения, в то время как законопроекты иных партий, пусть они даже будут необходимыми, одобряемыми гражданами и общественно важными, никогда могут не увидеть свет.

Шахрай С. М. считает, что наша страна пока не готова к иной модели многопартийности: «…опыт российских 90-х напоминает, что такую «роскошь», как многопартийный парламент, где нет устойчивого большинства и механизмов «принуждения к компромиссам», страны с не вполне устоявшимися демократическими государственными устройствами могут позволить себе только в условиях политической и экономической стабильности, при отсутствии внешних и внутренних угроз. Но в ситуации кризиса, обязательно будут востребованы единый политический лидер и одна ответственная партия, способные принимать стратегические решения, непопулярные меры, отвечая за их последствия» [5].

Многопартийность в нашей стране сегодня возникает не «снизу», а «сверху» — то есть, образно говоря, в контролируемом режиме, в рамках уже существующих международных стандартов, которые когда-либо применялись в других странах.

В любом случае, опыт нашей страны уникален и раз уж построение многопартийности в России началось, оно пойдет своим исключительным путем. Поэтому будущее развитие российской демократии и парламентаризма видится в дальнейшем развитии многопартийности, в активном участии партий в избирательных кампаниях и активном привлечении граждан к участию в политической жизни страны.

Необходимым видится «разбавление» парламента новыми партиями, их идеями, взглядами и политическими решениями, которые бы всецело поддерживались гражданами нашей страны. И, конечно же, конституционно-правовой идеал видится в создании политических партий не государством, а обществом, в рамках перехода от мнимой к действительной демократии. Но сможет ли наша страна прийти к этому идеалу покажет только время, и зависеть это будет не только от граждан, но и опять-таки от политического курса, избранного государственной властью.

Литература:

  1. Джагарян Н. В. Пределы партийного опосредования избирательных прав на муниципальных выборах: национальная практика и зарубежный опыт, «Государственная власть и местное самоуправление», 2015, № 2.
  2. Лебедев В. А. Конституционный идеал и политическая реальность: парадоксы российской многопартийности. «Конституционное и муниципальное право», № 8, 2013.
  3. Постановление КС РФ от 17 ноября 1998 г. N 26-П // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
  4. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. ст. 2950.
  5. Шахрай С. М. Планы партий — драма народа, или многопартийность: нужно ли второй раз наступать на те же грабли? «История государства и права», 2012, № 24.
Основные термины (генерируются автоматически): партии «Единая Россия», государственной власти, представительной демократии, политических партий, партия «Единая Россия», Политические партии, «О политических партиях», органов государственной власти, СЗ РФ, Председателя партии «Единая, положения партии «Единая, членами партии «Единая, вмешательство политических партий, члены партии «Единая, деятельность политических партий, создании политических партий, Государственной думы РФ, условиях политической, институтов представительной демократии, современной представительной демократии.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос