Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 1181 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Г. Х. Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе / Г. Х. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1266-1268. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19514/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова: школа, тенденции, формирование, сознание, гармонично, личность, воспитание, учитель, образование.

 

Идея формирования гармонично развитого поколения выражает постоянное стремление человека к овладению как сокровищами национальной, так и общечеловеческой мировой культуры, к духовно-нравственному и физическому совершенству. Данная идея вдохновляет на непрерывное развитие духовности. Ведь известно, что высокая нравственная чистота достижима в обществе свободных людей, исповедующих возвышенные идеалы. В нашей стране огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию духовности и нравственности граждан, повышению качественного уровня духовно-просветительской работы.

Каждый человек становится личностью, только пройдя через систему образования, воспитания и развития, профессионального становления. Модернизация образования имеет большое значение в современных условиях и представляет собой способ и механизм выявления для обучающегося его интеллектуально-нравственного потенциала, формирование осмысленного отношения и освоение путей реализации своих возможностей. Гуманизация образования призвана разрешить противоречия образования и социальных отношений оптимальным образом посредством превращения обучающегося в свободную, самостоятельно, критически мыслящую личность.

Образование в любой форме универсально в том смысле, что его содержание обусловлено не только тем видом деятельности, к которому осуществляет подготовку, но оно также исходит из потребностей универсального развития человеческой культуры. Универсальное содержание исходит из состояния культуры общества, выражает фундаментальные взаимодействия человека. Образование формирует у человека культуру общения с другими людьми, помогает определить смысл и предназначение жизни, найти собственное место в обществе, разобраться в своих возможностях. В ходе технологического образования человек осваивает научно-технические достижения, принципы, методы, технологии современной культурной деятельности в различных отраслях общественной жизни, с которыми предстоит иметь дело не только в профессиональной работе, но и в быту, в сфере коммуникаций.

На этапе продолжающегося реформирования современного общества важно сохранить у учащихся и молодёжи культурно-историческую память, которая позволит с учётом нового содержания, методов, педагогических технологий использовать национальную культуру и общечеловеческие ценности для воспитания нравственной саморегуляции подрастающего поколения, формирования облика современного гражданина — патриота, мыслящего и духовно богатого.

Именно личностно-ориентированный процесс воспитания открывает широкие возможности в плане повышения качества духовного формирования школьников. Личностно-ориентированное воспитание — это возможность поставить во главу угла личность самого ученика, его самоценность.

Воспитание школьников требует рассмотрения следующих вопросов: возрастная характеристика школьников; индивидуально-психологические особенности и типологические различия; интересы; психологическая структура личности и др.

Под влиянием изучения школьных дисциплин происходит систематизация взглядов на окружающий мир, закладываются основы мировоззрения, убеждённости, формируется интерес к различным проблемам, определяются избирательные интересы, наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к аналогичной науке. Под влиянием содержания изучаемых предметов с философских позиций осмысливается окружающее, проявляется особый интерес к мировоззренческим вопросам. Учебно-воспитательный процесс в общей средней школе предполагает создание творческой атмосферы для активной работы по усвоению знаний учащимися посредством участия в кружках, факультативах, клубах.

Для современного школьника характерно желание реализовать в процессе обучения свои потенциальные возможности. Современный школьник отличается потребностью активизировать свои позиции согласно своим интересам. Для этого учитель обязательно должен учитывать индивидуальные способности и позиции самих обучающихся, так как именно в учебно-воспитательном процессе формируется и гармонично развивается личность школьников.

Учитель не должен забывать, что активность мышления, оригинальность творческого воображения даёт учащемуся возможность утвердиться как личности. Здесь необходимо квалифицированное педагогическое руководство с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников.

Необходимо помочь ученику в осознанном выборе интересов, их формировании при помощи той или иной формы работы с ними. Для этого следует усилить эмоционально-психологический аспект занятий, строить их с учётом интересов школьников, чтобы данная работа выделялась в самостоятельную и очень важную для них сферу жизни, насыщенную интересным содержанием, событиями и впечатлениями. Вновь приобретаемые знания должны стать для школьников субъективно необходимыми и важными; занятия необходимо насыщать достаточно сложными задачами и заданиями продуктивно-творческого характера. Чтобы обусловить появление новых мотивов, связанных с жизненной перспективой, идеалом и т. д., занятия в образовательной школе должны приобрести глубоко осознанный личный смысл.

Ведь каждый учащийся — это индивидуальность и требует знания, понимания, индивидуального подхода, основанного на психологических закономерностях формирования личности. Диапазон индивидуальных различий учеников весьма широк. Они интересуются многим, их интересы, взгляды, вкусы могут быть значительными и широкими, незначительными и узкими, устойчивыми и неустойчивыми, меняющимися и глубокими.

Надо учитывать такие индивидуально-типологические особенности, как темперамент, его взаимозависимость с другими свойствами личности; характер, индивидуальное и типическое в нём; способности, их взаимосвязь с другими свойствами личности.

Для оптимального практического решения проблемы по формированию гармонично развитой личности необходимо определять принципиальные позиции в отношении к школьнику как к объекту воспитания, управления учебно-воспитательным процессом, подходам к формированию сознания учащихся. Педагог должен учитывать в процессе обучения возрастные и индивидуально-психологические особенности, характерность протекания сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов; уважать личность ученика, знать сложности и противоречия возраста в сочетании с разумной и этичной требовательностью, гуманным отношением; видеть в каждом ученике личность; предельно использовать творческий потенциал личности каждого ученика.

В школьной практике учитель должен опираться на системный подход к воспитанию и обучению, на единство и взаимосвязь психологического и педагогического процессов, постепенное усложнение психологического воздействия и педагогической нагрузки на научно-методические основы воспитания, основные дидактические принципы. Содержательная структура, заложенная в функционирующих программах, обеспечивает названные факторы. Значит, совокупность психолого-педагогических обстоятельств обеспечит успешное формирование гармонично развитой личности ученика.

Педагогический процесс мы рассматриваем и осуществляем во взаимодействии с поставленной проблемой, целью, задачами, наиболее оптимальными методами, средствами и формами воспитания школьников при обязательной взаимосвязи с достигаемыми при этом результатами. Важным считаем построить педагогический процесс так, чтобы приобретаемый учениками опыт реализовывался в определённые черты личности школьника. Именно в этом видим весьма ответственную внутреннюю сторону педагогического процесса.

Развивающая функция личностно-ориентированного воспитательного процесса состоит в вовлечении учеников в такую деятельность, которая укореняла бы у них мотивационную сферу, аналитическое мышление — анализ, творческие способности и др. Для этого необходимо обеспечить высокий уровень учебно-воспитательного процесса с постепенным повышением трудности содержательного материала и действий. Совершенствование учебно-воспитательного процесса требует одновременной деятельности учителя и учащихся, педагогики сотрудничества, что протекает в непосредственной и опосредованной форме.

Здесь действуют такие принципы: взаимодействие учителя и учащихся в совместной реализации задач, руководства, инструкции, ориентации на самостоятельное выполнение учащимися заданий.

В составные компоненты процесса образования и воспитания входят: мотивационно-целевой, познавательный, формирующий, творческий, социально-деятельностный, оценочно-итоговый (результативный) в их строгой последовательности. Между ними существует зависимость и взаимосвязь: все они обеспечивают определенный результат, хотя некоторые из них используются в большей или меньшей степени.

Одной из принципиальных закономерностей считаем зависимость процесса воспитания от реальных учебно-воспитательных возможностей учащихся (уровень развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, степень с форсированности знаний, умений и навыков).

Таким образом, в процессуальном аспекте обучения и воспитания учитываем связь между процессом познания, обучения и воспитания, их задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации, но при сознательности, активности учащихся и руководящей роли учителя. Всё это и является важным и главным в процессе формирования гармонично развитой личности

 

Литература:

 

1. Бодалев А. А. Личность и общение М.1983.

2. Каримова В. М. Ижтимоий психология Т.2007.

3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология М.2004

4. Социальная психология. Под редакции А. В. Петровского М.1987.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, педагогический процесс, воспитание, возможность, интерес, подрастающее поколение, процесс обучения, развитая личность, свойство личности, современный школьник.


Похожие статьи

Воспитание как процесс целенаправленного формирования...

Главный результат воспитательного процессаформирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитаниепроцесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в

Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности[2]; это специально организованное

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников.

Влияние личностных качеств педагога на формирование...

В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является пропорциональность, т

Индивид начинает воспринимать себя как субъекта воспитательного процесса.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств...

ребенок, учебный процесс, педагогическое общение, авторитарный педагог, подрастающее поколение, педагог, привычный образ жизни ребенка, качество личности, демократический педагог, школьное обучение.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Формирование разносторонне развитой личности...

Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности.

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе.

Нравственное воспитание младших школьников как...

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования...

Главный результат воспитательного процессаформирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитаниепроцесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в

Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности[2]; это специально организованное

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников.

Влияние личностных качеств педагога на формирование...

В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является пропорциональность, т

Индивид начинает воспринимать себя как субъекта воспитательного процесса.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств...

ребенок, учебный процесс, педагогическое общение, авторитарный педагог, подрастающее поколение, педагог, привычный образ жизни ребенка, качество личности, демократический педагог, школьное обучение.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Формирование разносторонне развитой личности...

Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности.

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе.

Нравственное воспитание младших школьников как...

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций.

Похожие статьи

Воспитание как процесс целенаправленного формирования...

Главный результат воспитательного процессаформирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитаниепроцесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в

Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности[2]; это специально организованное

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников.

Влияние личностных качеств педагога на формирование...

В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является пропорциональность, т

Индивид начинает воспринимать себя как субъекта воспитательного процесса.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств...

ребенок, учебный процесс, педагогическое общение, авторитарный педагог, подрастающее поколение, педагог, привычный образ жизни ребенка, качество личности, демократический педагог, школьное обучение.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Формирование разносторонне развитой личности...

Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности.

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе.

Нравственное воспитание младших школьников как...

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования...

Главный результат воспитательного процессаформирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитаниепроцесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в

Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности[2]; это специально организованное

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников.

Влияние личностных качеств педагога на формирование...

В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является пропорциональность, т

Индивид начинает воспринимать себя как субъекта воспитательного процесса.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности.

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств...

ребенок, учебный процесс, педагогическое общение, авторитарный педагог, подрастающее поколение, педагог, привычный образ жизни ребенка, качество личности, демократический педагог, школьное обучение.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Формирование разносторонне развитой личности...

Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности.

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе.

Нравственное воспитание младших школьников как...

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций.

Задать вопрос