Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Штина М. Ю. Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 971-974. — URL https://moluch.ru/archive/132/37124/ (дата обращения: 11.12.2018).



В статье раскрывается потребность к формированию разносторонне развитой личности ребёнка в системе дополнительного образования. Автор рассматривает возможное формирование разностороннего развития личности обучающегося по средствам проектных задач. В статье дано объяснение потребности в данном формировании и подтверждено статистикой увеличение спроса на услуги учреждений дополнительного образования. Также описаны положительные стороны решение данной проблемы.

Ключевые слова: дополнительное образование, проектная задача, личность, разносторонняя личность, развитие

Дополнительное образование является особой сферой образования, которая была впервые официально обозначена в Законе Российской Федерации «Об образовании» принятом в 1992 году. В соответствии с необходимостью создания условий для всестороннего удовлетворения различных образовательных потребностей граждан, общества, государства, включая непрерывное повышение квалификации специалистов [1 c.318].

Таким образом, система дополнительного образования стала неотъемлемой частью современной системы образования. Система образования построена таким образом, что является системной, а на каждой ступени образования имеет преемственный характер обучения и воспитания в целом. Дополняя данную систему, система дополнительного образование не только помогает адаптироваться ребёнку в новом коллективе, приобрести коммуникативные навыки, социализироваться, но и сформироваться как творческой, разносторонне развитой личности, что сейчас не мало важно.

По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [4] (рис.1).

C:\Users\007\Desktop\СТАТЬЯ (1)\Рисунок1.png

Рис. 1

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее [4].

Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть разносторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому, они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей [5].

Таким образом, формирование разносторонне развитой личности становится одной из приоритетных задач дополнительного образования детей. Для этого применяются различные педагогические техники.

Педагогическая техника — один из компонентов педагогического мастерства, обозначающий совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы и методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбирать направленный стиль и тон в общении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки демонстрации и своего отношения к поступкам обучающихся [1 c.328].

Таким образом, грамотно подобранная педагогическая техника способствует продуктивному формированию разносторонне развитой личности ребёнка. На сегодняшний день, для этого используются различные способов, методы и средства.

На наш взгляд, одним из самых эффективных способов является проектная задача. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или схемы) заданий и требуемых для их выполнения данных [3, c.7].

Проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе [3, c.8]. Возможности проектной задачи в системе дополнительного образования очень велики. Ведь проектная задача имеет ряд педагогических эффектов, которые благоприятно сказываются на ребёнке [3, c.7] (табл.1).

Таблица 1

Педагогический эффект

Пояснение

1.Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачами.

Определяет место и время наблюдений и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

2.Учит способу проектирования через специально разработанные задания.

Без явного указания на способ проектирования.

3.Даёт возможность посмотреть, как осуществляется группой детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у детей формируются следующие способности (Рис. 2).

C:\Users\007\Desktop\СТАТЬЯ (1)\Рисунок2.png

Рис. 2

Если внимательно изучить данные способности ребёнка, которые приобретаются в процессе активного участи в проектной задаче, то увидите, что это завуалированные УУД (универсальные учебные действия). Следовательно, ребёнок будет успешнее не только во внеурочной деятельности, но и в школе. Повысится уровень знаний обучающегося.

Таким образом, дополнительное образование становится на более интересным для детей, для родителей — качественным решением множества проблем, в том числе и грамотном распределении свободного времени, правильном режиме дня.

Ключевой приоритет государственной политики в сфере дополнительного образования детей — повышение доступности услуг. Согласно данным органов исполнительной власти, в 2011 г. в Российской Федерации действовали 7902 учреждения дополнительного образования, в которых занимались 7853,4 тыс. человек. Общее число учреждений, в том числе детских музыкальных, художественных и хореографических школ, в последнее десятилетие сократилось. При этом число детско-юношеских спортивных школ и численность занимающихся в них значительно выросли [2, c.321] (табл 2).

Таблица 2

Из данных в таблице видно, что возрастает спрос на посещение дополнительного образования, а число учреждений системы дополнительного образования увеличивается.

Согласно данным Федерального статистического наблюдения, наибольший охват программами дополнительного образования детей характерен для возрастных групп 5–9 лет и 10–14 лет и составляет 37,3 и 47,2 % соответственно [2, c.211] (рис. 3).

Рис. 3

Следовательно, дополнительное образование является наиболее востребованным для детей 10–14 лет. Этот возраст соответствует таким особенностям ребёнка как: интерес к новому, творческий подход, приоритетная роль общения.

Стоит отметить, что разносторонне ребёнок будет развиваться только тогда, когда ему занятие будет действительно интересно. Именно на формирование интереса к деятельности и направлены проектные задачи, которые помогаю не только расширить кругозор ребёнка. Повысить качество обучения, но и выполнить социальный заказ государства, общества и школы, получить высококультурную, нравственно-ориентированную, творческую, разносторонне развитую личность, готовую к применению и разработке новых инноваций или идей.

Литература:

  1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей /Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-349 с.
  2. Журнал «Вопросы образования» 2013. Выпуск № 3 Учреждение дополнительного образования детей. Данные статистики и Мониторинга экономики образования
  3. Калашникова Е. А. Скакун И. В. Проектные задачи как особая форма учебной деятельности школьника/ Гимназия № 31-Пермь, 2014.-140с
  4. Личность http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/24.htm
  5. Разносторонняя личность https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, проектная задача, дополнительное образование детей, развитая личность, задача, способ проектирования, система образования, разносторонняя личность, Российская Федерация, образ.


Ключевые слова

развитие, личность, дополнительное образование, проектная задача, разносторонняя личность

Похожие статьи

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи: ‒ гуманизации образовательного процесса

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и...

Эффективность технологии проектирования в системе...

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей.

К числу важнейших задач модернизации образования сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются

Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации.

Развитие проектного метода в системе образования

Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования. В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская)...

Обязательное дополнительное образование как возможность...

дополнительное образование, обязательное дополнительное образование, воспитательное пространство, класс, социальная автономность, система образования, Российская Федерация, процесс социализации...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых. Художественный ручной труд в системе дополнительного образования...

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи: ‒ гуманизации образовательного процесса

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и...

Эффективность технологии проектирования в системе...

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей.

К числу важнейших задач модернизации образования сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются

Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации.

Развитие проектного метода в системе образования

Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования. В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская)...

Обязательное дополнительное образование как возможность...

дополнительное образование, обязательное дополнительное образование, воспитательное пространство, класс, социальная автономность, система образования, Российская Федерация, процесс социализации...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых. Художественный ручной труд в системе дополнительного образования...

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи: ‒ гуманизации образовательного процесса

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и...

Эффективность технологии проектирования в системе...

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей.

К числу важнейших задач модернизации образования сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются

Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации.

Развитие проектного метода в системе образования

Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования. В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская)...

Обязательное дополнительное образование как возможность...

дополнительное образование, обязательное дополнительное образование, воспитательное пространство, класс, социальная автономность, система образования, Российская Федерация, процесс социализации...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых. Художественный ручной труд в системе дополнительного образования...

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи: ‒ гуманизации образовательного процесса

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и...

Эффективность технологии проектирования в системе...

Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей.

К числу важнейших задач модернизации образования сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются

Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации.

Развитие проектного метода в системе образования

Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования. В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская)...

Обязательное дополнительное образование как возможность...

дополнительное образование, обязательное дополнительное образование, воспитательное пространство, класс, социальная автономность, система образования, Российская Федерация, процесс социализации...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых. Художественный ручной труд в системе дополнительного образования...

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни...

Задать вопрос