2014 год знаменует начало нового кризиса в экономике России, так же как и в августе-сентябре 2008г., Россия столкнулась с экономическим кризисом.
Кризис — это масштабная ситуация неопределённости, предельно некомфортная для большинства людей. Ситуации, когда становятся актуальными проблемы, которые пока не очень понятно, как решать. Можно заметить, что кризис — это потрясающая возможность для молодых людей проявить себя и утвердить свою жизненную активную позицию. Кризис это время молодёжи. Испытание на прочность. Проверка боем. Он отчётливо покажет, в состоянии ли мы предложить стране и обществу что-то по-настоящему новое и эффективное, или ограничимся переписыванием старых сказок на новый лад. И это — наш общий выбор и вызов аккумулировать и направлять свои личностные, профессиональные и социальные качества на благо города, страны.
Теория экономического цикла развивается практически около двух столетий. Но никогда и никому, ни один из кризисов предсказать не удалось. Более того, одна из теорий утверждает, что кризис не может быть предсказан: он просто перестает быть кризисом, если все ожидают, что он завтра наступит [1, с.6].
Признанные эксперты в области экономики считают, что главная проблема отечественной экономики заключается в слабости рыночных механизмов.
Зрелая рыночная система состоит из агентов (компании, банки, работники), имеющих сильные стимулы и участвующих в конкуренции по установленным правилам. К сожалению, в российской экономике ни одно из этих условий не выполняется в достаточной степени. И в банковском, и в нефинансовом секторах доминируют государственные, квазигосударственные (госкорпорации) или смешанные (частично государственные) компании. Такие компании, как правило, имеют существенно искаженную мотивацию: они менее заинтересованы в получении прибыли, их коммерческая деятельность во многих случаях сочетается с фактическим выполнением функции «агента правительства», у них слабее ответственность за результаты деятельности — убытки могут быть тем или иным способом покрыты правительством (в последнее время мы видим все больше подобных примеров) [2, с.21,22].
Для снижения негативного влияния на экономику, правительством разработан план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году [3, с.1].
Согласно п.1. Общих положений, Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В 2015–2016 годах будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе [3, с.3].
Ряд мероприятий указанного плана содержат меры, применение которых повлияют на развитие малого бизнеса. Это позволит активизировать «сегодня» деловую активность, вовлечение предпринимательских сил и способностей, в том числе молодежи в структуры малого и микробизнеса, что принесет существенные результаты в виде вклада малого бизнеса в ВВП (внутренний валовый продукт) Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые из мероприятий, влияющие на активизацию сил малого бизнеса.
В разделе поддержка малого и среднего предпринимательства представлена такая мера, как — предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации.
Гранты предоставляются в форме субсидий малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, за исключением расходов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Максимальный объем предоставляемого Фондом гранта на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта составляет не более 10 млн. руб., при условии 100 % софинансирования из собственных и (или) привлеченных средств третьих лиц [4, с.123].
Данная мера способна оказать существенную поддержку в развитии инноваций малого бизнеса.
Предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 процентов до 1 процента и с 15 процентов до 7,5 процента, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 процента.
Возможности по снижению налогового бремени, особенно в период становления и развития предприятия, представляют возможным снижение затрат при производстве продукции и оказании услуг для предприятия, а также оказывают мультипликационный эффект в экономика, так как снижение затрат позволяет сделать цену продукции или услуги ниже, тем самым стимулировать спрос, что благотворно влияет на экономику в целом.
Расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Данная мера в совокупности с изменением законодательства, предусматривающего авансирование по госконтрактам до 80 %, снижение и даже отмену обеспечительных платежей, делают возможным для микропредприятий (к которым относятся в соответствии с изучаемым приказом организации с годовым оборотом до 120 млн. рублей в год) и малого бизнеса участие и победу в конкурсах и обеспечение предприятия стабильной работой с гарантированным финансированием.
Установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей («патент для самозанятых граждан»).
Данная мере позволяет вовлечь в предпринимательскую деятельность население, в том числе молодежь, как наиболее активную часть общества, при этом снижается необходимость привлекать для ведения документооборота специалистов (бухгалтеров), что значительно экономит издержки и позволяет предпринимателю меньше отвлекаться от непосредственной деятельности.
И наконец, распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг.
Спокойное развитие предприятия без необходимости отвлекаться на мероприятия связанные с проверками фискальными органами в течение двух лет позволяет сосредотачивать все силу предприятия на развитии, предоставлении широкого спектра качественных работ или услуг.
Выводы:
Во время кризиса, когда крупные предприятия начинают остро ощущать нехватку ликвидности, начинают искать пути оптимизации расходов, в том числе за счет сокращения рабочих мест, или как менее болезненная мера, как минимум не создавать новых, именно малый (микро) бизнес способен к созданию новых рабочих мест, что оказывает социальный эффект, решает социальные проблемы, и динамичному развитию. Активность малого бизнеса способна также создать сильный социальный эффект по степени удовлетворенности населением качеством жизни. Для этого правительству необходимо разрабатывать комплекс мер для поддержки малого бизнеса.
В Российской Федерации такой комплекс мер разработан и продолжает разрабатываться. Предложенные меры (которые рассмотрены выше) призваны сделать предпринимательство более привлекательным, вовлечь в предпринимательскую деятельность активное население в первую очередь молодежь.
Усилия в малом бизнесе в совокупности с мерами государственной поддержки способны дать успех в жизни завтра.
Насколько предложенные меры действенны, покажет практика, а пока — необходимо действовать!
Литература:
1. Финансовый кризис в России и мире/под ред. Е. Т. Гайдара, 2010.
2. Кудрин А, Гурвич Е.: «Новая модель роста для российской экономики» // Вопросы экономики. — 2014. — № 12.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 467-р.