Исследование инвестиционной политики, как на макроуровне, так и на микроуровне имеет важное значение для Российской Федерации, которая находится на пути к развитой рыночной экономикой. Основные направления инвестиционной политики по своей сути являют собой возможность создания благоприятных условий для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, повышения рентабельности и минимизации рисков в интересах устойчивого экономического и социального развития, повышения жизненного уровня населения. Результат реализации инвестиционной политики оценивается в зависимости от количества участвующих в развитии экономики инвестиционных ресурсов и является одним из ключевых показателей развития страны.
Ключевые слова: инвестиционная политика, государственная политика, экономика, развитие бизнеса, микроуровень, макроуровень.
Research investment policies, both macro-level and micro-level is important for the Russian Federation, which is on the way to a developed market economy. The main directions of investment policy essentially represent the possibility of creating favorable conditions for the activities of domestic and foreign investors, increase profitability and minimize risks in the interests of sustainable economic and social development and improving the living standards of the population. The result of implementation of the investment policy is evaluated depending on the number participating in the economic development investment resources and is one of the key indicators of development of the country.
Keywords: investment policy, public policy, Economics, business development, micro-level and macro-level.
В экономической литературе есть довольно разнообразные определения инвестиционной политики. Точно передаёт суть термина следующее определение: инвестиционная политика государства представляет собой комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, необходимых для того, чтобы обеспечить требуемый уровень и структуру капитальных вложений в экономику страны и некоторые из его секторов промышленности, меры по совершенствованию инвестиционной деятельности со стороны всех основных агентов воспроизводства: жители, предприятия, предприниматели, государство.
Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определяются в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (в редакции от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений». Основными из них являются: 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика государства представляет собой сложный процесс, который зависит от многих факторов. Министерство экономического развития Российской Федерации определяет основные направления инвестиций и структурной политики (Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11. 2008), и Общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т. д.). Субъекты Федерации имеют право делать свои собственные дополнения и исправления с учетом транспортной доступности, наличия предварительных капиталовложений, наличия квалифицированной рабочей силы, наличия предпочтений, имеющейся информационной поддержки. Это будет гарантировать правильное использование инвестиционных ресурсов и контролировать достижение указанных результатов.
Формирование российской государственной политики в сфере инвестиций зависит от ряда факторов:
Во-первых, это традиционно сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от состояния такой «инициативы» государства были возможны радикальные экономические реформы. Во-вторых, это функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и долгосрочных перспектив государственной политики. В-третьих, это переходный период, например, политической, экономической нестабильности, глобального финансового кризиса, отсутствия четкой и правильной развития реального сектора экономики.
По мнению большинства экспертов, мировая экономика постепенно выходит из кризиса. В то время как страны БРИК опережают в этом движении наиболее развитые страны. Это означает, что развивающиеся рынки вновь станут привлекательной почвой для иностранных инвесторов. Но не все, а в основном те, которые будут в состоянии обеспечить наиболее благоприятные и комфортные условия для иностранного капитала. The Wall Street Journal и Фонд наследия выпустили бюллетень по индексу экономической свободы. Важно отметить, что отражает отчет, он показывает систематическое повышение уровня экономических свобод после глобального кризиса, и, следовательно, определение наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса. Индекс показывает в своём обзоре 183 страны, и более половины из них улучшили свои позиции. Среди них Россия не фигурирует.
По мнению экспертов, основными причинами этого является нестабильность экономической и политической ситуации, несовершенное и противоречивое законодательство, нечеткое определение прав собственности, отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала, нестабильность рубля как национальной валюты, непредсказуемость изменений в налоговой системе, а также чрезмерной бюрократии и административных барьеров на пути бизнеса и коррупции.
В нынешних экономических условиях, когда явно виден низкий уровень инвестиционных потоков и в ситуации продолжающегося восстановления инвестиционного рынка роль государства имеет решающее значение. Государство может влиять на инвестиционную деятельность с помощью амортизационной политики, политики в области исследований, политики в отношении иностранных инвестиций. Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики, они часто не носят коммерческого характера. Эффективность государственных инвестиций следует рассматривать в стране, потому что их внимание уделяется прежде всего устойчивому экономическому росту и социальному прогрессу общества. России необходимо создать механизм для обеспечения эффективного использования государственных инвестиций. Основными направлениями такого механизма являются: укрепление целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество между государством и бизнесом на основе совместного финансирования проектов; обеспечение справедливости на основе капитальных трансфертов. Россия в настоящее время нуждается в прямых частных инвестициях, и не только в капитал, и в так называемые умные инвестиции, то есть вложения в сопровождении передачи технологий, создания новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Иностранные инвестиции важны для российской экономики. Это связано с почти полным отсутствием финансирования из государственного бюджета, отсутствием достаточных средств от предприятий, экономического кризиса и его рецессии, большого износа оборудования предприятий и других причин.
Создание благоприятного инвестиционного климата должно быть осуществлено следующими путями:
1. Усиление роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенными, что в кризисных ситуациях инвестированный капитал не будет потерян;
2. Создание равных конкурентных условий для всех инвесторов, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному распределению капитала и его устойчивого развития;
3. Решение противоречия в законодательстве;
4. Упрощение процедур утверждения документации, разработке инвестиционных программ, чтобы ускорить реализацию инвестиционных проектов;
5. Создание информационно-аналитических центров, занимающихся оценкой рейтинга потенциальных инвесторов;
6. Формирование современных инвестиционных рыночных инфраструктур, которые будут способствовать инвестиционному процессу сбережений и межсекторального перелива капитала.
Следует отметить, что в настоящее время Российская Федерация активно реализует государственную политику, направленную на поддержку инвестиций. Для улучшения инвестиционного климата в августе 2010 года в России учрежден пост омбудсмена инвестиций. Это делается для того, чтобы иностранные инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями. В настоящее время, последовательная работа по формированию упрощенной процедуры запуска инвестиционных проектов. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая облегчит прием новых продуктов на рынки. Правительство завершает пакет законопроектов, направленных на создание стимулов для инвестиций в высокие технологии, повышения качества социальных услуг. Создания для сектора информационных технологий технологических зон развития, создание университетов, введение льготных тарифов страховых взносов.
Для снижения региональной и муниципальной бюрократии рассматривает вопрос о том, чтобы был создан специальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами является одним из основных критериев для оценки эффективности деятельности региональных администраций, критериев жизнеспособности и укомплектования регионов инвестиционной составляющей. Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будем публиковать информацию о списке перспективных направлений, что позволит быстрее и с меньшими затратами выбрать площадку для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, планируется упростить процедуру доступа к инфраструктуре естественных монополий.
Активное состояние экономики влияет на инвестиционные процессы, которые имеют важное значение для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, и возрождения инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и служит интересам всего общества. Согласно словам Президента В. В. Путина, Правительство России стремится создать действительно открытую и предпочтительную для инвестора инвестиционную экономику — с самыми либеральными правилами, адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата.
Инвестиции играют важную роль в экономическом развитии любого государства, так как это обеспечивает достаточный уровень насыщения экономического капитала, величина которого может быть достигнута только через приток иностранных и внутренних инвестиций, экономический рост. Но следует отметить, что важным фактором является не только количественные характеристики входящего потока инвестиций, но и качественный компонент, который должен быть сформирован на основе потребностей экономики, а именно: структурой входящих инвестиций; объектами капитальных вложений; источниками инвестиций; финансовыми вложениями.
Сегодня приоритетами инвестиционной политики является развитие внутреннего процесса долгосрочного инвестиционного характера, потому что иностранные инвесторы зачастую готовы войти в долгосрочный проект только тогда, когда присутствует явное участие отечественного капитала. Таким образом, дополнительные инструменты необходимы и для накопления вложения ресурсов внутри страны. Кроме того, по данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ) валовые сбережения около 30 % ВВП, и за предыдущий 2013 г. объем сбережений в банках увеличились примерно на 20 %, что свидетельствует о мощном потенциале внутренних инвестиций.
Для российской экономики это является хорошим показателем по сравнению с другими развитыми странами, но лишь небольшая часть всех депозитов конвертированы в долгосрочные инвестиции. Это связано с тем, что большая часть населения предпочитает вкладывать свои сбережения в массу краткосрочных депозитов сроком до 30 дней, опасаясь вкладывать на более длительные сроки, в связи с волатильностью рубля. Плавающий курс и не всегда понятная для населения политика Центрального банка, является неопределенности, что негативно влияет на качество активов банка, частично построенных на краткосрочных депозитах. В результате, банковская система не в состоянии в полной мере инвестировать в долгосрочные проекты.
На современном этапе развития российской экономики требуется много долгосрочных инвестиций, направленных на модернизацию нашей экономики — в сфере новых технологий, в реальном секторе экономики, а также на развитие инфраструктуры. Таким образом, необходима инвестиционная политика, направленная на стимулирование инвестиций, прежде всего в области новых технологий, которые будут поднимать страну на более высокий уровень. Необходима и диверсификация экспорта товаров, что снизит жесткую зависимость от мировых цен на сырье, результат будет устойчив к внешним потрясениям финансовой системы страны.
Многие эксперты отмечают, положительные изменения в ситуации по долгосрочным инвестициям, третья часть российских предприятий говорят об энергоэффективности в инвестиционных целях, чтобы снизить стоимость производства. Можно отметить увеличение доли собственных средств предприятий, появились свободные средства и прибыль в результате эффективной политики ценообразования. Предприятия готовы делать долгосрочные инвестиции, в отличие от нашего населения, но, несмотря на положительную тенденцию улучшения финансового состояния — не имеют возможность. В нашем государстве является слаборазвитым сектор долгосрочных кредитов в связи с отсутствием долгосрочных ресурсов в экономике, которая является одной из проблем, связанных с проблемой долгосрочных инвестиций.
Основными проблемами долгосрочного инвестирования и инвестиционной политики в целом, являются:
1) нехватка «длинных» финансовых ресурсов;
2) неблагоприятный инвестиционный климат и необходимость трансформации форм гос.регулирования инвестиционной деятельности;
3) низкий уровень финансовой грамотности населения;
4) неэффективность проводимой денежно-кредитной политики.
Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Существует множество мнений о том, каким образом создать длинные деньги в нашей экономике. Некоторые считают, что длинные деньги должна создавать банковская система самостоятельно, с помощью банковского мультипликатора, без участия таких институтов как ЦБ РФ и ФНБ. Другие экономисты считают, что нужно создавать длинные деньги путем рефинансирования коммерческих банков под обязательства производственных негосударственных предприятий.
Одним из источников длинных денег в экономике, а как следствие и одной из мер государственной инвестиционной политики должна стать эмиссия Банка России под покупку долгосрочных государственных ценных бумаг. Так, в двух мощных экономиках мира — в США и Японии — при формировании денежного предложения (денежной базы) основное место занимают долгосрочные государственные облигации, выпускаемы в целях финансирования бюджетного дефицита. Затем эти бумаги покупаются центральными банками и остаются на их балансах. В результате в экономику поступают длинные целевые ресурсы. Такая практика устойчиво применяется последние десятилетия. Кроме этого, нужно использовать имеющийся внутренний потенциал страны — сбережения населения, путем создания эффективного механизма трансформации сбережений в долгосрочные инвестиции. Источниками длинных денег должны являться также страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.
Необходимо принять комплекс дополнительных мер в области улучшения инвестиционного климата, так как действующие меры незначительно улучшили ситуацию в России. Разработка дополнительных мер, должна быть определена по четырем направлениям: совершенствование законодательства; борьба с коррупцией; создание нормальной судебной системы, способной защитить законные права инвесторов; развитие инфраструктуры, которое способствовало бы инвестированию регионов России, тем самым решив еще одну острую проблему — слабое экономическое развитие регионов, удаленных от центра.
Низкий уровень финансовой грамотности населения является так же немаловажной проблемой долгосрочного инвестирования и инвестиционной политики экономики страны. Это проявляется в том, что большинство нашего населения, не знают о возможности увеличения и спасения от инфляции своих сбережений, кроме как вкладов в банковские депозиты. Помимо этого, население осуществляет в большинстве случаев краткосрочные вклады, по которым доходность минимальная и покрывает только инфляцию. В итоге, население остается без приращенного капитала, банковский сектор без длинных денег, а экономика без долгосрочных инвестиций. Поэтому нужно создать независимые консультационные институты, находящиеся под контролем государства, которые будут оказывать помощь населению, по вопросам возможных вариантов инвестирования в экономику сбережений, по которым население будет получать доходы. Причем принцип независимости сотрудников данного института от коммерческих предприятий и других, каких либо структур — должно являться ключевым моментом.
Не эффективность проводимой денежно-кредитной политики является одной из важнейших вышеперечисленных проблем, так как в экономики на данном этапе ее развития, не хватает длинных денег, которые способствовали бы долгосрочному инвестированию. Неадекватность проводимой политики заключается в том, что ее направленность на снижение инфляции, достигается путем сокращения монетизации, хотя причина инфляции это результат высоких тарифов естественных монополий. Инфляция спровоцирована высокими издержками производства в связи с коррупционными поборами, ценовым произволом сырьевых и инфраструктурных монополий, устаревшими производственными и управленческими технологиями, изношенными основными фондами и инфраструктурой, а также высокой стоимостью кредитов для реальных секторов экономики.
Государству нужна адекватная денежно-кредитная политика, в части применения тех или иных инструментов Банка России — должно иметь экономическое обоснование, а направлением политики должно являться качественное развитие экономики и формирование условий долгосрочного и устойчивого развития. Государству в первую очередь нужно создать систему защиты прав инвесторов, создать развитую инфраструктуру, обширное информационное пространство, внедрить новые технологии. Нужно продолжать совершенствование и развитие правовой базы, необходимо принять законы, способствующие институциональному развитию банковской системы, а также законы, запрещающие манипуляции на фондовом рынке, обеспечивающие защиту прав акционеров и инвесторов, продолжать активно борьбу с коррупцией.
Основные направления совершенствования инвестиционной политики
За годы реформ, в достаточно быстрые сроки, был пройден путь от централизованно управляемой экономической системы к принципиально иной по своим основным характеристикам, основанной на рыночных принципах ведения хозяйства.
Проведена широкомасштабная приватизация. В настоящее время, по оценкам, около 75 % общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Созданы и функционируют фондовый и валютный рынки, а также финансовые институты, включая банковский сектор. Ликвидирована государственная монополия внешней торговли, активизировалось участие России на мировых рынках товаров, капиталов и услуг.
Экономическая, социальная и инвестиционная политика Правительства Российской Федерации предусматривает дальнейшее развитие и реализацию глубоких структурных реформ, направленных на развитие принципов свободной, рыночной экономики, формирование конкурентной среды, обеспечивающей необходимый уровень инвестиций для динамичного развития.
Объем иностранных инвестиций в российскую экономику будет зависеть от уровня доверия иностранных инвесторов России, её «изображение» на мировых рынках капитала, инвестиционного климата, поощрение иностранных инвесторов, инвестирующих в реальном секторе экономики, отсутствия барьеров для иностранные инвестиций и соблюдение общепринятых стандартов в отношении иностранных инвесторов.
Важнейшим условием для расширения инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией с иностранными государствами является создание благоприятного инвестиционного климата в стране путем предоставления иностранным инвесторам, которые вкладывают свой капитал в российской экономике, необходимых правовых гарантий для защиты своих инвестиций через подготовку и заключение межгосударственных и межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также о защите российских инвесторов, инвестирующих за рубежом. Такие соглашения призваны повысить приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Они обеспечивают иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования и всех необходимых гарантий в связи с осуществлением инвестиционной деятельности. С этой целью будет продолжать переговоры о заключении международных соглашений России о поощрении и взаимной защите инвестиций.
С целью устранения препятствий для иностранных инвестиций в российскую экономику и стимулирует деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, где в рамках рабочих групп и секций необходимо решать весь спектр проблем, препятствующих притоку иностранных инвестиций, и проводить разработку рекомендаций, направленных на поощрение иностранных инвесторов (законодательство, налоговой реформы, таможенного и валютного контроля, региональные аспекты, страховые и другие).
Социальная политика находится в прямой связке с инвестиционной и направлена на решение двух приоритетных задач для целей общества: увеличение инвестиций в развитие человеческого потенциала и создание подлинно эффективной системы социальной поддержки малообеспеченных граждан.
Социальная политика предусматривает ускоренное развитие посредством образования, здравоохранения, культуры, развития трудовых отношений, реформы пенсионной системы, то есть, тех областях, которые обеспечивают формирование человека, адаптированных к новым условиям, вклад в реализацию его способностей и расширения возможностей.
Усилия в социальной сфере, позволит создать условия для повышения качества образования и привести его уровень с современными требованиями и рационализации системы предоставления социальных выплат и льгот, перемещая обратиться принцип оказания социальной помощи населению, а все эти меры как следствие создадут и повышение общего уровня инвестиционного климата.
Меры, необходимые в инвестиционной политике на ближайшую перспективу
1. Предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, а также предсказуемость поведения цен в экономике. Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы проводить политику, направленную на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуется ужесточение контроля над доходами и расходами бюджета.
2. Без серьезных усилий по урегулированию проблемы государственного долга, и без навязывания жестких ограничений на формирование государственного долга невозможно улучшить имидж России в глазах иностранных инвесторов.
3. В области налогообложения не должно быть политики «собирать налоги любой ценой». «Понятная» налоговая система будет соответствовать ожиданиям налогоплательщиков и позволит нам соответствовать государственным интересам в части социальной и инвестиционной политики.
4. В кратчайшие сроки реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая этот вопрос одним из наиболее актуальных задач:
- создание благоприятных условий для увеличения присутствия иностранных банков в России;
- повышение прозрачности в банковской системе, совершенствование банковского надзора, предотвращения банкротств банков;
- содействовать подготовке руководителей Банка;
- завершение внедрения новой системы учета, основанной на международных принципах.
Центральный банк должен продолжать воздерживаться от выдачи лицензий банкам, во главе с бывшими руководителями неплатежеспособных банков (и банков, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) вплоть до этих банков для осуществления платежей по долгам. Если более четко регулируют порядок определения обменного курса в удовлетворении требований кредиторов по обязательствам в иностранной валюте.
5. Значительное улучшение требует валютное регулирование. В этой части, следующие меры:
- отменить лицензирование импорта иностранного капитала в Россию. Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- ввести уведомительный порядок для регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), в дополнение к изъятиям, устанавливаемыми законодательно;
- упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют право на него законом.
6. Для инвесторов не менее важным фактором, влияющим на решение инвестировать, является защита прав собственности. В этой области, необходимо создать соперников, пресекающих действие большинства инвесторов и менеджеров компаний за нарушение прав собственности в отношении миноритарных акционеров, а также внести соответствующие поправки в закон «Об акционерных обществах», исключающих злоупотребления со стороны большинства инвесторов и Совета директоров. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на защиту прав интеллектуальной собственности. Это требуется не только для защиты зарегистрированным товарным знакам, но и чтобы защитить от контрафактной продукции, но и ввести уголовное преследование за подражание имени (Panasonic и Panasonix, Aqafresh и Aqarelle), цвет, дизайн, как это предусмотрено законом.
7. Необходимо упростить вход в бизнес. В настоящее время требуется разрешение 20–30 автономных и дислоцированных «в разных частях света» органов. Мы должны создать технологию, действительно основанную на принципе «одного окна», а не номинально, когда предприниматель сможет получить разрешение или четкий отказ. В то же время требуется создания независимого института для апелляций. Барьеры для входа на рынок должны быть прозрачным, предприниматель должен представить, что и как нужно инвестировать, чтобы открыть дело.
8. Для создания привлекательного образа для потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях страны путем проведения рекламных компаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах инвестиционных миссий за рубежом.
Далее можно сделать некоторые основные выводы относительно социальной и инвестиционной политики по улучшению инвестиционного климата в России:
1. Обеспечение экономического роста, без которого невозможно решение социальных проблем и сохранение научно-технического потенциала, в то же время позволит поддерживать статус России как индустриально развитой страны, благоприятный инвестиционный климат на нынешнем этапе становится главным вопросом.
2. Радикальное улучшение инвестиционного климата, на данный момент он остается очень непривлекательным.
3. Инвесторы должны быть уверены, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической ситуации.
4. Требуется долгосрочная стратегия поощрения сбережений и инвестиций, в том числе иностранных, что должно быть закреплено в экономической политике Правительства.
Литература:
1. И. С. Аглицкий, Ю. А. Васильева, Л. С. Звягин, Р. М. Качалов, Г. Б. Клейнер, Е. Н. Сирота, С. Е. Щепетова Системный анализ социально-экономической политики государства на микроуровне [Текст]: отчет о научно-исследовательской работе/ И. С. Аглицкий, Ю. А. Васильева, Л. С. Звягин, Р. М. Качалов, Г. Б. Клейнер, Е. Н. Сирота, С. Е. Щепетова. — Москва: Финуниверситет, 2014.– 190 с.;
2. Инвестиции: Учебник. / Под ред. Г. П. Подшиваленко. — М.: Кнорус, 2009. — 496 с.
3. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник. / Под ред. Н. В. Игошина. — М.: Юнити, 2000. — 413 с.
4. Инвестиции: учебник / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.] 2 е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011.С.584.
5. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Под общ. ред. С. А. Панова — М.: Изд-во «Экономика», 1997
6. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. Дело АНХ, 2008. 568 с.
7. Полтерович В. М. Кризис экономической теории // Экономическая наука современной России. 1998. № 1. С. 46–66.
8. Щепетова С. Е. Моделирование и синтез гибких экономических систем. -Н.Н.: Изд-во Гладковой, 2009. // www.cimes.professorjournal.ru