Активизация молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач экономической политики страны. С помощью данного сегмента предприятий имеется возможность развития инновационной активности в стране, которая необходима для повышения уровня конкурентоспособности отечественной экономики. В статье проводится анализ развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации, а также предлагаются направления повышения устойчивости предприятий обозначенного сегмента.
Для Российской Федерации ключевым аспектом сохранения устойчивого экономического развития является активизация инновационной активности в стране. Данный аспект позволит эффективно осуществить импортозамещение высокотехнологичных товаров и услуг, а также реализовать цифровую модернизацию экономики страны. Во всем мире главной движущей силой инновационного развития является молодежное предпринимательство. Так как именно молодые таланты создают наиболее прорывные технологии, способные в дальнейшем стать конкурентоспособными на мировом уровне. Сам термин «молодежное предпринимательство» далеко не новый, впервые он упоминается в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году. С этого момента начинается активная разработка законодательства и мер государственной поддержки в данной сфере.
Понимая значимость развития молодежного предпринимательства, правительство Российской Федерации реализует ряд мероприятий, направленных на развитие данного сегмента хозяйствующих субъектов. Представим перечень ключевых инструментов данной поддержки:
- «Всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства», реализуемая в рамках распоряжения правительства Российской Федерации № 3581 от 14.12. 2021 «О содействии занятости молодежи до 2030 года». Участником программы может стать гражданин России от 14 до 35 лет [4].
- Программа «Коммерциализация», реализуемая Фондом содействия инновациям. Принимать участие в конкурсе по данной программе могут юридические лица, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 [1]. Данный инструмент направлен на поддержку компаний, завершивших стадию НИОКР и планирующих создание или расширение производства инновационной продукции. Размер гранта до 30 млн. руб. Срок гранта 12 месяцев.
- Программа «Развитие», реализуемая Фондом содействия инновациям, направлена на поддержку компаний, уже имеющих опыт разработки и продаж собственной наукоемкой продукции, и планирующих разработку и освоение новых видов продукции.
Обозначенные меры дают свой результат, динамика изменения численности молодых предпринимателей в стране, представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Численность молодых предпринимателей в Российской Федерации, в период 2020–2022 гг. [7]
На представленном рисунке видно, что в период 2020–2022 гг. значительно увеличилось количество молодых предпринимателей. Данный факт положительным образом характеризует процесс развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации. Однако, несмотря на достигнутые результаты, актуальным остается вопрос достижения стабильности работы молодых предпринимателей. Согласно имеющейся статистике, 90 % стартапов закрываются в первые три года работы. Соответственно, необходимо реализовывать эффективные меры, позволяющие повысить устойчивость работы молодых предпринимателей.
Одним из направлений, позволяющих повысить эффективность молодежного предпринимательства в сфере инновационной деятельности, является трансфер технологий при помощи стартап-студий. Данное направление позволяет привлечь наиболее талантливых специалистов в реальные бизнес-проекты, а также выстроить систему перехода перспективных идей к реальному рынку. Соответственно, можно сделать вывод, что стартап-студии являются актуальным инструментом развития молодежного предпринимательства в нашей стране.
Хайруллина О. Ю., Соловьева И. А. отмечают следующее: «Динамичное развитие стартап-студий имело своим результатом стандартизацию эффективно работающих механизмов и инструментов, которые сегодня доступны практически любому выпускнику вуза. Запуск студий на базе российских университетов может восполнить недостаток предпринимательских компетенций у бизнес-энтузиастов за счет привлечения к организации стартапов опытных предпринимателей и обеспечить выживаемость создаваемых ими предприятий» [6, с. 121].
Проведя изучение практики функционирования стартап-студий в Российской Федерации, был сформирован алгоритм процесса запуска и развития инновационных проектов. Алгоритм представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Алгоритм процесса запуска и развития инновационных проектов в стартап-студиях
На представленном рисунке видно, что алгоритм запуска и развития инновационных проектов в стартап-студии является достаточно стандартизированным и схожим с бизнес-акселераторами. Однако стоит отметить, что на этапе поиска инновационных идей и их проверке, когда происходит формирование команды проекта, стартап-студии имеют гораздо большие возможности поиска необходимых сотрудников во внутренней среде университета. Учебные заведения обладают значительным инновационно-технологическим потенциалом, в виде обучающихся студентов. Проект стартап-студии имеет возможность привлекать талантливых специалистов из практически любой сферы деятельности, при минимальных временных издержках на поиск.
Необходимо заключить, что в настоящий момент в Российской Федерации проводится активная работа по развитию молодежного предпринимательства. С целью достижения обозначенной цели, в стране реализуется ряд государственных программ, которые позволили существенно увеличить количество молодых предпринимателей в период 2020–2022 гг. С целью повышения устойчивости работы молодых предпринимателей, а также активизации инновационной активности в стране, предлагается инструмент стартап-студий, который доказал свою эффективность в зарубежных странах. Использование обозначенного инструмента, позволит решить целый ряд проблем в сфере экономического развития страны.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
- Распоряжения правительства Российской Федерации № 3581 от 14.12. 2021 «О содействии занятости молодежи до 2030 года»
- Зинов В. Г., Куракова Н. Г. Университетские стартапстудии как новая модель трансфера технологий // ЭКО. 2022. № 4. С. 57–80. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2022–4–57–80
- Хайруллина О. Ю., Соловьева И. А. Анализ успешных кейсов трансфера технологий в промышленности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2023. Т. 17, № 2. С. 120–132.
- Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации — https://rosstat.gov.ru/