Ключевые слова: качества, национальны, социально-педагогический, основной, образование, эффект, школа, цель, развитие, учащихся.
В социально-педагогические и экономические проблемы повышения качества непрерывного образования входит и методологическая и методическая подготовка педагога к обучению ученика, а также развитие разнообразных форм взаимодействие школы и социокультурной среды в образовательном толерантном пространстве. Эти проблемы требуют от учителей высокой методической культуры и способности на основе анализа реальной педагогической ситуации в образовательной школе реализовывать эффективные способы образовательного процесса, моделировать, обновлять содержание образования в соответствии с требованиями современного развивающегося и постоянно изменяющегося общества.
Социально-педагогические проблемы предполагают наличие у педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем общеобразовательную школу социуме, к координации совместной деятельности социума и образовательной школы по развитию учащихся, другими словами, необходимо анализировать внутренние ресурсы образовательной школы: педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие аспекты социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания.
В этом случае социально-педагогические и экономические проблемы будет ориентированы на формированные способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития школы просматривается через технологическую реализацию. Это требует иного качества образования учащихся, ориентированного не столько на сумму знаний, сколько на развитие познавательных и созидательных способностей и более высокой профессиональной компетентности педагогов, то есть прежде всего, на развитие личности ученика. В этой связи педагогам образовательных учреждений необходимо внедрять национальные ценности в содержание образования на основе знания законов развития личности ученика закономерностей и механизмов её становления. Это позволит более целенаправленно и эффективно развивать необходимые способности человека 21 века: мобильного, конструктивного, коммуникабельного, ответственного способного оптимально решать возникающие проблемы как в своей собственной жизни, так и в профессиональной важно также:
Определиться в выборе основных идей и национальных ценностей, формируемых у учащихся;
Представит банк данных об учащихся: их психофизическом состоянии, умственном и речевом развитии, потребностях и интересах в образовательных услугах, данных о родителях (профессиональном и социальном статусе, материальной обеспеченности семьи), о результатах деятельности в учебной, творческой деятельности, социальной практике;
Разработать механизмы внедрения национальных ценностей в содержание образования с учётом особенностей развития учащихся, и гуманистической направленности содержания образования;
Скоординировать деятельность методических объединений педагогов, психологической службы, работу педагога-логопеда, педагога- дефектолога, социального педагога и социолога по развитию личности ученика;
Скооперировать работу всех субъектов образования и представителей учреждений социального окружения, заинтересованных в развитии сферы образования;
Выявит творческих, неравнодушных, профессиональных специалистов, способных оказать действенную помощь и непосредственно участвовать в процессе подготовки учащихся к жизни;
Выявить основные идеалы и ценности образовательного пространства;
Обеспечить взаимодействие всех субъектов социокультурной среды по целенаправленному и системному социопедагогическому воздействию на развитие личности ученика на основе исследования и анализа проблем социально-образовательного характера конкретной территории (села, района, города) и привлечения квалифицированных кадров из сферы производства, культуры, искусства, здравоохранения, внутренних дел и других;
Сорганизовать коммуникацию разных структур образовательного пространства.
Так, реализуя социально-педагогические и экономические проблемы повышения качества непрерывного образования, возможно достижение следующих результатов:
Представление чёткой и объективной информации об ученике, особенностях его психического, физического развития, социальном опыте и состоянии семьи;
Выявление потенциальных возможностей для развития ученика;
Направление индивидуализированных, личностно ориентированных траекторий образования для учащегося;
Использование педагогами школы личностно ориентированных технологий через создание проблемных ситуаций, активного субъектной деятельностного подхода к обучению, адекватного особенностям развития ученика;
Достижение осознанного процесса познания всеми учащимися с использованием научных методик и технологии организации мыслительном деятельности, коммуникации, мотивации (антропологические, культурологические, философские, педагогические, методологические);
Внедрение национальных ценностей в деятельность всех субъектов образования (учащихся, педагогов, методистов, социальных педагогов, классных руководителей и других специалистов социума) и выявление общего методологического и методического поля взаимодействия по повышению уровня культуры;
Созданные творческих групп по повышению качества и эффективности непрерывного образования.
Изложение выше позволит развить следующие способности всех субъектов образования:
Ученику — способность самоопределения к познавательной, трудовой, социальной, профессиональной деятельности; умение анализировать события и принимать адекватные решения в проблемных ситуациях; самостоятельно организовывать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; коммуникативные способности как необходимое условие для эффективного взаимодействия в обществе;
Учителю — освоит методы и методики образования; моделировать и конструировать содержание образования при помощи учебного материала и реальных социальных ситуаций, способность к диалогу в учебном процессе и социальном взаимодействии;
Представителям социального окружения — освоить метод позитивно-ориентированной работы с учащимися; улучшить качество жизни сообщества, участвуя в построении социально-образовательного пространства на основе внедрения национальных ценностей.
Таким образом, внедрение национальных ценностей в систему непрерывного образования–оптимальная возможность решить имеющиеся социально- педагогические и экономические проблемы повышения качества непрерывного образования при формировании толерантных личностей.
Литература:
1. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1988. — 144 с.
2. Жўраева С. Касб танлаш ва унга психологик мувофиқлик масаласи // Касб-ҳунар таълими — 2004 № 5 -16-бет.
3. Зарандия М. И. Процесс формирования устойчивых профессиональных интересов в школе // Тезисы научных сообщений // Советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов. М.: Наука, 1983. — 4.1. — с. 146–147.
4. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1976. — 176 с.