Проблема формирования и готовности учащихся к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель — ученик» — сложная, многоплановая задача, требующая комплексного подхода в организации процесса обучения, воспитания в развития учащихся, а также учета целого ряда объективных и субъективных факторов. Без знания особенностей влияния этих факторов в организации эффективной работы со старшеклассниками возникают различные трудности.
Ключевые слова: учитель, ученик, конфликт, задач, воспитания, объектив, субъектив, фактор, эффектив.
Говоря об отношениях в системе «учитель-ученик» необходимо рассматривать различные подходы к трактовке понятия «отношения» вообще.
Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушениям в жизнедеятельности этой личности, что и ведет к возникновению различных конфронтации в системе «учитель-ученик» [2],
Российский академик В. О. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
После обретения Республикой Узбекистан независимости в стране были созданы условия для формирования правовых основ национальной политики образования. [1] Выбор страной собственного пути развития привел к коренной реорганизации системы. В свою очередь реформы способствовали совершенствованию структуры и содержания образования.
В настоящее время, в нашей стране, педагоги, психологи, философы разрабатывают новые подходы к развитию профессионального образования. Изменение социально-экономических условий в обществе нарушило систему профессионального образования, в которой уже имелись сложные социальные и экономические связи.
Система профессионального образования, с одной стороны является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [3.31].
Развитие системы образования и воспитания молодого поколения является важнейшим приоритетным направлением в реформировании образования. В настоящее время выработаны концептуальные основы реформирования системы подготовки кадров и образования. Национальная программа по подготовке кадров выбрала в себя достижения мировых образовательных систем, многовековой опыт наших предков в воспитании подрастающих поколений, основана на учете специфики развития республики, менталитета узбекского народа.
Одним из компонентов Национальной модели подготовки кадров является непрерывное образование. Непрерывное образование создает необходимые условия формирования творческой, социально активной, духовно богатой личности. С помощью графического органайзера «Кластер» рассмотрим составные части системы непрерывного образования Узбекистана. (рис.1)
Система профессиональною образования, является одним из основных институтов социализации человека и формировании гармонично развитой личности и обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества,
Таким образом, сегодня, необходим опыт развития профессионального образования, а также опыт взаимодействия но данным вопросам, дни создания более совершенной и востребованной системы профессионального образования в современном мире.
Рис. 1.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистои. 2003.
- Андреева А. А. Стрессоустойчивость студентов и их отношение к учебной деятельности. Тамбов: ТГУ. 2010. -44 с.
- Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. — М: Ассоциация «Профессиональное образование», I999.-C. 152.