Мировые тенденции развития образования направлены на всестороннее развитие человека путем вовлечения его в целесообразную самостоятельную деятельность. В период модернизации системы образования на первый план выдвигают принцип преемственности среднего специального профессионального и высшего образования с производственной сферой, а также широко внедряются новые информационные технологии в образовательный процесс. Поэтому с обретением независимости в Республике Узбекистан большое внимание уделяется модернизации и обновлению системы непрерывного образования в соответствии с мировыми тенденциями.
Модернизация образования должна предусматривать создание профессионально-корпоративных образовательных ассоциаций, учебно-научно-производственных объединений обеспечивающих интеграцию многоуровневой профессиональной подготовки.
Объективными признаками среднего специального профессионального и высшего образования выступают: его идеология, то есть определенное осмысление сущности, значения и роли института профессионального образования в системе других социальных структур; совокупность норм и предписаний, регулирующих юридические, экономические, педагогические отношения как в системе профессионального образования, так и в сфере ее отношений с другими социокультурными институтами.
Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества, осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов.
На основе анализа совокупного общественного труда формируется перечень профессий и специальностей. При этом учитываются сложившаяся (или складывающаяся) профессионально-квалификационная структура труда по отраслям, социально-экономические предпосылки изменения структуры труда (интеграция специальностей технического профиля, дифференциация специальностей в сфере услуг, создание новых специальностей и профессий в связи с возникновением наукоемких технологий и вместе с этим новых направлений в науке и производстве, отмирание устаревших специальностей и профессий) [2].
Таким образом, профессиональная подготовка специалиста состоит в следовании определенным (заданным совокупностью функций профессиональной деятельности) Государственным образовательным стандартам, положениям и правилам. При этом развитию специалиста, отводится служебная роль — оно подчинено задачам успешного функционирования производственным систем.
Такое образование, действующее в режиме профессиональной подготовки, способно успешно, хотя и недостаточно мобильно, реагировать на:
- появление новых профессий и специальностей, требующих массовой подготовки кадров;
- введение нового производственного оборудования в действие (т. е. быстрое реагирование на возникновение потребности в подготовке специалистов по его эксплуатации и ремонту):
- внедрение (в производство) нано технологий, требующих внесения изменений в действие программы профессионального образования.
Таким образом, в рамках теории и практики профессиональной подготовки формируется новое понимание профессионального образования, эффективного с точки зрения общества и человека. В современных условиях преобладают общие тенденции, связанные с изменениями на рынке труда.
Потребность производственной сферы в квалифицированных кадрах обладающими профессионально значимыми характеристиками, с необходимостью ставить задачу повышения качества профессионального обучения, подготовки компетентных специалистов нового поколения, умеющих работать в условиях развивающего информационного общества.
При осуществлении преемственности среднего специального профессионального и высшего образования с производственной сферой необходимо создать условия для профессионально-трудовой социализации, являющегося важным компонентом в структуре профессионального образования. В этой связи необходимо определить содержание профессионально-трудовой социализации, которая в нашем понимании подразумевает следующее: — это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала.
Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к профессиональной роли и становится носителем связанного с этой ролью социального статуса. Конечный результат успешной профессиональной социализации — интеграция человека в профессиональное сообщество и посредством этого в общество в целом.
Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала. Это регулирование направлено на:
- активизацию профессионального самоопределения обучающегося, то есть на развитие отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности;
- освоение требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или группой и обусловленных технико-экономическими, социальными, психологическими, санитарно-гигиеническими и другими характеристиками производственной деятельности;
Задача профессиональной социализации — идентификация (уподобление, отождествление) учащего, бакалавра, магистра с определенной моделью специалиста производственной сферы.
Литература:
1. Основы педагогической деятельности. Сергеев И. С. Питер. 2004.
2. Педагогика профессионального образования. Под редакцией Сластёнина В. А. Академия 2008.