Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Рахмонова, В. К. Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования / В. К. Рахмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 847-849. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9217/ (дата обращения: 19.11.2024).

Коренные преобразования, осуществляемые в Республике Узбекистан создали благоприятные условия для формирования отвечающей мировым требованиям системы непрерывного образования на основе выбора своеобразного пути социально-экономического развития общества, принятия Национальной программы по подготовке кадров. Национальная программа по подготовке кадров служит обеспечению преемственности и непрерывности всех ступеней образования. В частности, на основе Национальной программы по подготовке кадров создаются и поэтапно внедряются в процесс обучения государственные образовательные стандарты и учебные программы общеспециальных дисциплин, преподаваемых в средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждениях. Однако наблюдается недостаточная обеспеченность в процессе подготовки специалиста преемственности содержания профессионального и высшего образования, дублирования и разрывы, не соответствие цели, методов, форм и средств обучения. Указанные недостатки, возникают в результате не обеспеченности последовательности в деятельности педагогических кадров, мастеров обучения и общественных организаций образовательных учреждений, недостаточности уровня их педагогической и профессиональной компетенции, не разработанность. Научно-методических основ диагностирования качества образования на основе его преемственности и непрерывности, отсутствием единой системы оценки в профессиональном и высшем образовании, и определяют необходимость модернизации процесса непрерывного и преемственного обучения специалистов в процессе профессионального и высшего образования, образовательных стандартов и учебных программ общеспециальных дисциплин, в том числе и по направлению технология машиностроения.

Обеспечение преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования становится актуальным требованием времени. Система непрерывного образования ставит перед собой конкретную задачу, состоящую в преемственном развитии профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов, и решения задач непрерывного профессионального и высшего образования в соответствии с данной целью.

Для реализации образовательных целей направления образования Технология машиностроения была разработана модель, обеспечивающая преемственность профессиональных знаний, навыков и умений в процессе среднего специального, профессионального и высшего образования

 В толковых словарях понятие “модель” трактуется как: 1) образец какого-либо продукта или производства; 2) уменьшенное отражение или схема определенного предмета; 3) тип или центр конструкции; 4) схема определенного явления или физического объекта.

Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования включает в основном функциональные, структурные, результативные задачи преемственности.

В состав функциональных задач модели входят: образовательные, воспитательные, развивающие, задачи социального стимулирования и гармонизации.

Образовательная задача состоит преемственное овладение специалистами профессиональных знаний, умений и навыков на каждом этапе профессионального и высшего образования.

Воспитательная задача — разъяснение будущим специалистам взаимосвязей между обществом, человеком и природой, преемственное и непрерывное развитие в них навыков хранения материальных и нравственных богатств, норм морали и культуры общения.

Развивающая задачасостоит в последовательном формировании у специалистов теоретических профессиональных знаний, умения самостоятельно мыслить и принимать решения, высказывания своих суждений и мнений.

Социальная задача заключается в формировании опыта совместной деятельности, коммуникативных навыков и культуры общения будущих специалистов.

Стимулирующая задача заключается в воздействии посредством удовлетворения различных потребностей и мотивов специалистов на их трудовую или учебную деятельность.

Задача гармонизации — это обеспечение последовательности, системности и цельности процесса формирования личности в результате реализации сближения, гармонии мотивационных, содержательных, методических и организационных компонентов профессионального и высшего образования.

Целью профессионального и высшего образования чвляется формирование у будущих специалистов не только навыков выполнения определенной работы, профессиональных навыков и умений, но и навыков самостоятельного решения различных жизненных и профессиональных вопросов, мышления по актуальным профессиональным проблемам. Поэтому важной проблемой сегодняшнего дня является преемственность мотивационных, содержательных, методических и организационных компонентов профессионального и высшего образования по направлению технология машиностроения. Данные компоненты составляют вторую — структурную часть модели.

Мотивационные компоненты:познавательные мотивы, творческие мотивы и нравственные мотивы. Важным фактором является непрерывное развитие познавательного интереса будущих специалистов в направлении профессионального и высшего образования Технология машиностроения.

Познавательные мотивы проявляются в интересе будущих специалистов овладевать профессиональными знаниями, потребности в изучении нового в социально-экономических отношениях, в жизни.

Творческие мотивынаходят свое отражение в повышении интереса и потребности будущих специалистов находить выходы из сложных проблемных ситуаций, мыслить в рамках актуальных профессиональных проблем, выражать свою точку зрения, овладевать новыми способами и видами деятельности.

Нравственные мотивы — это стремление будущих специалистов овладевать профессиональными качествами как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, высокой нравственной и профессиональной культурой.

Содержательный компонент в системе непрерывности проявляется в обеспечении пропорциональности целей и задач профессионального и высшего образования. В реализации содержательной преемственности в профессиональном и высшем образовании большое значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов учреждений профессионального среднего специального образования.

Результаты исследований показывают недостаточность уровня профессиональных знаний, умений и навыков выпускников учреждений профессионального образования для преемственного развития в системе высшего образования. Причиной тому необходимость продолжения обучения в системе высшего образования при недостаточности формирования начальных профессиональных знаний (понятий, представлений), навыков и умений в профессиональных образовательных учреждениях. Наблюдается неправильное распределение времени на подробное разъяснение тем, наличие дублирования и не обеспеченность межпредметной и внутрипредметной преемственности.

Имеют место повторы (дублирование) в учебных программах и научной литературе, предназначеной для профессионального и высшего образовательного учреждения, что понижает интерес обучаемых не только к предмету, но и к профессии. Поэтому нужно:

-          пересмотреть содержание знаний, умений и навыков, которыми специалист должен овладеть в системе профессионального и высшего образования с точки зрения их последовательного и преемственного развития;

-          обеспечить систематизацию, обобщение и углубление предоставляемой будущим специалистам в системе профессионального образования знаний, умений и навыков в процессе высшего образования;

-          обеспечить отсутствие не уместного дублирования определенных тем в программах, их соответствие виду образования, взаимную пропорциональность теоретической и практической части программ;

-          обеспечить изучение тем во взаимосвязи, т. е. с опорой не только на пройденные, но и темы, которые предстоит изучать.

Не отвечает требованиям и пропорциональность (соотнесенность) цели, методов, форм и средств обучения в системе профессионального и высшего образования.

В системе преемственности методический компонентсостоит в раскрытии особенностей и возможности преемственного представления знаний, умений и навыков как между видами образования, так и внутри каждого вида образования, применении на каждом этапе образования форм, методов и средств, инновационных технологий организации учебной деятельности обучаемого. Здесь предусматривается использование преподавателями соответствующих педагогическим, психологическим и возрастным особенностям будущих специалистов, обеспечивающий плавный, преемственный переход к последующему этапу образования методических средств.

В результате проведения различных соревнований, конференций и олимпиад среди будущих специалистов обоих ступеней образования, написания ими рефератов, связанных с социально-экономическими новостями, событиями из жизни страны повышается интерес к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Использование проблемного обучения, развивающих и эфристических педагогических технологий приводит к применению будущими специалистами для творческого решения профессиональных проблем, решения вопросов, самостоятельного поиска новой информации, решения различных задач ранее усвоенных знаний и умений.

Составляющий вторую часть модели организационный компонентотражает деятельность коллектива (преподавателей) образовательного учреждения. Где важным является особое внимание обеспечению организационно-педагогических условий образования, учет преподавателем различий в развитии для полного раскрытия будущими специалистами своих возможностей, владение преподавателем системой педагогического диагностирования, изменение в процессе занятий отношений преподавателя и обучаемых, создание дружеской, творческой атмосферы.

Третью часть модели составляет результативная задача, в которую мы включили когнитивный, деятельностно-практический, и компонент сформированности у будущих специалистов профессиональных качеств и культуры.

Когнитивный компонентхарактеризуется преемственным усвоением будущими специалистами системы профессиональных знаний.

Деятельностно-практический компонентхарактеризуется сформированностью у будущих специалистов следующих навыков и умений в результате правильно организованного с точки зрения преемственности профессионального образования.

Навыки: правильное понимание социально-экономических процессов, происходящих в стране, высказывание своего мнения, активное участие в данных процессах и отвечать за свои поступки; умение видеть проблемы, находить их решения; принимать обоснованное решение, понимание последствий принимаемого решения, и принятие на себя ответственности за них; самостоятельное мышление, умение излагать свое мнение перед большинством; планирование и контроль над своей деятельностью; подготовка к организации своего дела, послушание законам; уверенность в себе, стремление найти свое место в обществе, улучшить свою; работать в группе; объективная самооценка; уважение мнения другого.

Умения:организация практических занятий; практическое применение таблиц, графиков и математической модели; анализ и исследование полученных результатов; критическое мышление; управление проектами; публичное выступление и участие в различных конференциях, другие практические умения.

Одной из задач, стоящих перед системой образования является формирование конкурентоспособной личности, способной решать общественные и личные проблемы самостоятельно и результативно.

Важной проблемой является совершенствование профессиональных качеств и культуры специалистов. Поэтому, в третью часть модели был включен компонентсформированности у будущих специалистов профессиональных качеств и культуры. В результате правильно организованного с точки зрения преемственности профессионального образования у будущих специалистов формируются такие качества, как трудолюбие, бережливость, правдивость, правильность, честность, щедрость, предприимчивость, планирование, личная ответственность, дисциплинированность, совестливость, целеустремленность. Учащиеся овладевают культурой общения, культурой управления, и т. п. составляющими общую культуру специалиста.

Значит, для обеспечения преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования необходимы:

-          сопоставительное изучение, анализ и обобщение стандартов, учебных программ, учебных планов и учебников среднего специального профессионального и высшего образования;

-          обеспечение интегративного продолжения преподавания различных учебных предметов, формирования профессиональных знаний, умений и навыков начиная с профессионального колледжа;

-          обновление профессионального образования, т. е. разработка системы профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть будущие специалисты на каждом этапе непрерывного и преемственного профессионального образования, формирование их не раздельно, а на основе системного подхода, направленностью на единую цель, и обеспечение между ними функциональной связи и преемственности;

-          разработка научно-обоснованных подходов к созданию образовательных стандартов и программ непрерывного и преемственного профессионального образования;

-          разработка технологий, служащих обеспечению преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования.

В заключении можно отметить, что педагогическая модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования по направлению технология машиностроения служит повышению качества и эффективности образовательного процесса, и является важным фактором в развитии профессиональной компетенции будущих специалистов.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, умение, знание, навык, технология машиностроения, обеспечение преемственности, профессиональное образование, система, специалист, Национальная программа.


Похожие статьи

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Основы исследовательских и творческих способностей учащихся в профессиональном образовании

Похожие статьи

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Основы исследовательских и творческих способностей учащихся в профессиональном образовании

Задать вопрос