Качественные требования рынка труда диктуются требованиями создания конкурентоспособной продукции или оказания конкурентоспособных услуг. В данной статье рассмотрена многоканальная обратная связь, позволяющая получить системную информацию об уровне организации.
Ключевые слова: рыночная экономика, конкурентоспособность, повышение квалификации кадров, гуманитарные науки, естественные науки, инженерные обрабатывающие и строительные отрасли.
Одним из основных факторов, способствующих ускоренному переходу Республики Узбекистан к социально ориентированной рыночной экономике является повышение образовательного уровня всего населения и особенно той его части, которая производит и оказывает различные образовательные услуги: воспитатели, учителя и преподаватели. В решении указанной проблемы в развитых странах значительная роль отводится системам переподготовки и повышения квалификации кадров. Эти системы постоянно поддерживают профессиональные знания, умения и навыки кадров на конкурентоспособном уровне. Характерная особенность данных систем — приоритетность социально-психологических аспектов в их функционировании и развитии.
Одним из таких аспектов является побудительный фактор или мотивация человека. Чем больше специалист отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество и конкурентоспособность продукции. Так, например, специфическая особенность Японии по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции заключается в добровольности участия всех сотрудников фирмы в данной работе. Причём добровольность осознанная, способствующая выживанию в конкурентной борьбе на мировом рынке. Американские специалисты также считают, что важнейшим условием успеха в обеспечении качества в конкурентоспособности продукции является полная поддержка соответствующей работы всем персоналом фирмы: от руководителя до исполнителя.
Однако для обеспечения качества и конкурентоспособности продукции недостаточно только осознанного участия всего персонала, необходимо еще и осознанное повышение квалификации всем персоналом. Для этого специалистам в зависимости от их уровня квалификации предоставляется возможность обучения по соответствующим профессиональным программам в образовательных учреждениях различного типа, начиная от курсов и учебных центров фирм и заканчивая университетами. При этом профессиональные программы отличаются гибкостью и мобильностью. В стратегическом плане согласно Национальной программе основными задачами развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров являются:
- формирование структуры и содержания деятельности систем переподготовки и повышение квалификации кадров и управления ими;
- обеспечение подготовки и комплектования образовательных учреждений П и ПК высококвалифицированными кадрами преподавателей специалистов;
- разработка и введение в практику государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений П и ПК кадров;
- содействие созданию и развитию государственных и негосударственных образовательных учреждений, обеспечивающих оперативную переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с потребностями всех секторов экономики, организаций и учреждений всех форм собственности.
- разработка, создание и освоение на практике передовых технологий и оборудования профессионального тренинга. Существующая система повышения квалификации в организационном плане и по содержанию построена по областям знаний и функциональному назначению. Эти образовательные учреждения обслуживают 8 областей знаний.
- образование, гуманитарные науки, естественные науки, инженерные обрабатывающие и строительные отрасли, сельское хозяйство, здравоохранение и социальные обеспечение;
Повышение квалификации преподавательских кадров в указанных образовательных учреждениях осуществляется как правило с периодичностью 1 раз в 3 года длительностью 2 месяца.
Качественные требования рынка труда диктуются требованиями создания конкурентоспособной продукции или оказания конкурентоспособных услуг. Эти требования обеспечиваются гибкими учебными планами, в которых предусматриваются дисциплины или курсы, определяемые заказчиками кадров. Для обеспечения данной гибкости необходимы мобильное повышение квалификации преподавателей или их переподготовка, – повышение квалификации педагогических кадров, исходя из требований, предъявляемых к ним Национальной программой по подготовке кадров и соответствующими государственными образовательными стандартами. В дальнейшем в процесс повышения качества подготовки кадров вступает вторая ветвь обратной связи, направленная на улучшение профессиональных и личностных качеств преподавателей. Здесь в оценке работы образовательных учреждений П и ПК основными субъектами являются сами преподаватели и их заказчики.
В рамках национальной программы по подготовке кадров перед республиканской системой П и ПК стоят следующие важнейшие проблемы:
- обеспечение и поддержка профессиональных знаний, умений, и навыков всех кадров, в том числе педагогических на конкурентоспособном уровне;
- привитие населению духовности, культуры и нравственности, экономической, экологической и правовой грамотности;
- переподготовка и повышение квалификации ранее подготовленных специалистов с целью включения их в активную деятельность в условиях рыночных отношений;
- переподготовка и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров всех уровней в связи с переходом на новую систему непрерывного образования.
От качества решения указанного комплекса проблем будет существенно зависеть положение Республики Узбекистан в мировом экономическом и образовательном пространствах.
Литература:
- И. А. Каримов Гармонично развитое поколение- основа прогресса Узбекистана.
- Янг Роберт, Перегудов Л.В, Рекомендации по самоаттестации образовательных учреждений.