Современные формы взаимодействия с работодателем как путь расширения границы среднего профессионального образования
Автор: Петухова Марина Анатольевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 13.05.2023
Статья просмотрена: 64 раза
Библиографическое описание:
Петухова, М. А. Современные формы взаимодействия с работодателем как путь расширения границы среднего профессионального образования / М. А. Петухова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8362/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрена модель взаимодействия среднего профессионального образования и работодателя.
Ключевые слова: квалифицированные кадры, рынок труда, эффективная деятельность.
В современном мире на рынке труда преобладает спрос на квалифицированные кадры, и скоро мы придем к тому, что качество жизни будет определяться качеством профессионального образования, а обучение ради диплома перестанет быть нормой, однако работодатель может приобрести «кота в мешке» вместо ценного и перспективного работника. Как известно ошибка с кадрами стоит очень дорого. А с другой стороны, нередко и надежды выпускника оказываются всего лишь надеждами. Для многих выпускников школ сегодня выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это поиск пути развития в дальнейшем, пути развития карьеры, по сути — выбор судьбы!
Взрослые понимают, что выбор профессии — одно из самых важных, ответственных и в то же время одно из самых сложных решений в жизни человека.
Решение этой проблемы — в повышении качества подготовки кадров за счет глубокого анализа требований всех субъектов, заинтересованных в их конкурентоспособности, создания системы оценки конкурентоспособности кадров. Необходима диагностическая методика, позволяющая образовательному учреждению оценить качество образования выпускника на всех этапах обучения, а также определить квалификационный уровень молодого специалиста, пришедшего на предприятие.
Основная цель, преследуемая работодателем, заключается в повышении эффективности своей деятельности [2, с. 97]. При этом под эффективностью можно понимать повышение качества образовательных услуг. С точки зрения работодателя, выпускники должны обладать:
достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками;
развитыми профессиональными качествами, необходимыми для выполняемой ими работы (инициативность, организаторские способности и т. д.);
высокой работоспособностью, что предполагает наличие крепкого здоровья и высокой физической выносливости.
Основная проблема молодых специалистов, по мнению работодателей — недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний.
Многие учебные заведения ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов.
С точки зрения обучающей стороны качество подготовки выпускников мы рассматриваем исходя из соответствия общим, профессиональным компетенциям и высокой конкурентоспособности.
Среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж» и работодателей выделяются:
— практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
— определение требований к качеству подготовки специалистов, в последнее время экспертиза основных образовательных программ, разработка и рецензирование учебно-методического комплекса;
— участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;
— стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
— участие работодателей в научно-практических конференциях, семинарах, днях открытых дверей и т. д.;
— трудоустройство выпускников (за последние 3 года устроено 225 наших выпускников);
— участие работодателей в организации воспитательного процесса;
— встречи с ветеранами труда;
— круглые столы с выпускниками колледжа;
— экскурсии на производство.
В то же время те работодатели, которые сотрудничают с СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж», выдвигают дополнительные требования к студентам:
Во-первых, студент должен быть знаком с таким видом деятельности, как предпринимательство. Поэтому, по запросу работодателя в 2018 году мы внесли в учебный план общепрофессиональную дисциплину «Основы предпринимательской деятельности». Основная цель освоения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» — изучение нормативных документов, законов и подзаконных актов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, основ бизнеса, делового общения, этикета и этики предпринимательства, умения и приемов работы с персоналом, развитие умений и навыков, необходимых для организации и ведения производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в условиях рынка.
В результате освоения дисциплины обучающиеся колледжа умеют:
— проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;
— выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
— заполнять формы бухгалтерской отчётности;
— применять различные методы исследования рынка;
— принимать управленческие решения;
— собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;
— делать экономические расчёты;
— осуществлять планирование производственной деятельности;
— разрабатывать бизнес-план;
— проводить презентации.
В результате освоения дисциплины обучающиеся знают:
— алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами;
— нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
— потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
— технологию разработки бизнес-плана;
— теоретические и методологические основы организации собственного дела.
Во-вторых, должен быть готов к исполнению разных видов работ (от уборки помещений до ведения документации). В том числе и к работам, которые не являются требованиями ФГОС [3, с.35–37]. Учёт выдвигаемых требований предполагает соблюдение тонкой грани между выполнением требованиями ФГОС и подготовкой специалиста для определённой сферы деятельности.
В-третьих, приоритетным направлением сотрудничества колледжа и предприятия должно быть повышение практической ориентации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, и, как следствие, конкурентоспособности выпускников колледжа, развитие целевой профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
В результате видно, что система подготовки кадров должна реализоваться на основе тесного взаимодействия рынка труда (работодателей) и учреждений среднего профессионального образования, на основе гибкости и интенсивности учебных планов и учебно-методического комплекса, которые должны быть чувствительны к социально-экономическим переменам, быстро реагировать на потребность предприятий в подготовке специалистов разных уровней квалификации. Выгоды такого взаимодействия, несмотря на существующие риски, очевидны как для государства и общества в целом, для работодателей и учреждений среднего профессионального образования. Именно такой подход к профессиональному образованию даст нам шанс для создания высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста.
Литература:
- Вукович Г. Г. Рынок труда: Учебное пособие. — М: «Феникс», 2013г.
- Кязимов К. Г. Взаимодействие образовательных организаций с работодателями по подготовке квалифицированных кадров: монография — Директ-Медиа, 2017 г.
- Харитонов М. М. Множественность лиц на стороне работодателя: Научно-практическое пособие — М: «Юстицинформ», 2011 г.
- Шапиро С. А., Шилаев А. В. Факторы повышения эффективности труда персонала — М: АИСТО, 2018 г.
- Попова Е. М. Смешанное обучение: возможности формирования профессиональной компетентности выпускника. URL: http://docs.sibupk.su/ (дата обращения: 28.02.2023).
Похожие статьи
Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда
Статья посвящена вопросам дополнительного профессионального образования. Представлена нормативная база, регулирующая оказание дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях. Описан опыт СПб ГБПОУ «Колледж...
Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды
Рассматривается дистанционное образование как инновация в образовательной среде. Раскрывается специфика организации дистанционного образования в современных условиях.
Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах
В данной статье рассматривается проблема обеспечения рынка труда выпускниками профессиональных колледжей, соответствующих запросам работодателей. Автор предлагает для решения вопроса три этапа: подготовительный, организационный, системообразующий. В...
Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах
В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров
В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.
Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования
Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...
Профессиональное развитие государственных гражданских служащих
В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...
Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста
В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.
Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации
В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...
Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования
Данная статья посвящена среднему профессиональному образованию, выделены несколько аспектов образования, рассмотрено понятие качество образование.
Похожие статьи
Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда
Статья посвящена вопросам дополнительного профессионального образования. Представлена нормативная база, регулирующая оказание дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях. Описан опыт СПб ГБПОУ «Колледж...
Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды
Рассматривается дистанционное образование как инновация в образовательной среде. Раскрывается специфика организации дистанционного образования в современных условиях.
Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах
В данной статье рассматривается проблема обеспечения рынка труда выпускниками профессиональных колледжей, соответствующих запросам работодателей. Автор предлагает для решения вопроса три этапа: подготовительный, организационный, системообразующий. В...
Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах
В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров
В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.
Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования
Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...
Профессиональное развитие государственных гражданских служащих
В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...
Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста
В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.
Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации
В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...
Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования
Данная статья посвящена среднему профессиональному образованию, выделены несколько аспектов образования, рассмотрено понятие качество образование.