Создание Государственной Думы Российской империи как законодательного органа в 1905 году: закономерность или случайность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 08.06.2015

Статья просмотрена: 1963 раза

Библиографическое описание:

Синегубов, С. Н. Создание Государственной Думы Российской империи как законодательного органа в 1905 году: закономерность или случайность / С. Н. Синегубов, А. А. Филиппов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 683-687. — URL: https://moluch.ru/archive/92/19786/ (дата обращения: 17.12.2024).

С далеких времен, стремясь к народному представительному управлению, под звуки набата жители крупных городов Древней Руси собирались на Народное вече. Вечевые собрания решали все значимые вопросы. На смену Народному вече в 1549 г. пришел Земский собор Ивана IV, который собирал все, кроме крепостных крестьян, сословия. К XVIII века Собор сменяется Сенатом Петра I, взявшим на себя законодательные функции. Этим органом власти для продвижения своих реформ стали активно пользовались Самодержцы России. Но уже Екатерина II, будучи сторонницей просвещения и ориентированностью на Запад, постаралась создать в лице «Уложенной комиссии» орган общественной власти на выборной основе. Следующим в реформатором был Александр I, который намеревался к 1 сентября 1810 г. открыть Государственную думу, тем самым направив развитие России по конституционному пути. Идею Государственной думы разрабатывал М. М. Сперанский, который в пример взял парламенты стран Европы [1; 26].

Однако царя напугали конституционные настроения общества, начавшиеся после заграничного похода 1813 г. В результате конституционно-реформаторские идеи были оставлены монархами вплоть до начала XX в.

В этот период Россия представляла из себя аграрно-индустриальное государство, пятое по общему уровню промышленного производства, но при этом оно имело целый комплекс не разрешаемых вопросов внутреннего и внешнего характера. Ситуацию усугубил кризис в промышленности, который дал новые силы революционному брожению в обществе.

Взошедший на престол в 1894 г. Николай II хотя и обладал превосходным образованием, но управленческого таланта и харизмы не имел. Вследствие чего, на волне революционных настроений, самодержавная власть стала терять авторитет.

В январе 1905 г. прогремела Первая российская революция, подчеркнувшая важность преобразований политического устройства. 6 августа 1905 г. самодержавная власть в лице Николая II уступила революционному натиску и подписала манифест, ставший началом конца монархии в России, который провозглашал учреждение законосовещательного органа названного Государственной думой. По имени министра внутренних дел, которому было поручено разработать проект данного органа, Дума звалась «Булыгинской».

Александр Григорьевич Булыгин 1851 г. рождения, 6 августа, являлся уроженцем Рязанской губернии, села Булыгино. Александр Григорьевич являлся видным государственным деятелем Российской империи и занимал ряд важных постов. В январе 1905 г. он занял постминистра внутренних дел, сменив на этом посту Петра Дмитриевича Святополк-Мирского.

Но разработанный проект уже не удовлетворял революционным запросам. В накаленной обстановке, где любое событие могло быть весомым, Император вынужден подписать Манифест 17 октября 1905 г. [4; 754], который вновь дал надежду на конституционный виток развития страны и предоставление гражданских свобод.

Манифест от 17 октября 1905 г.дал России:

-          Общественные свободы — свободу союзов, собраний, слова, неприкосновенность личности;

-          Объявил о демократизации выборов в Государственную думу;

-          Объявил Государственную думу законодательным органом, т. е. провозглашался принцип разделения властей.

Изданный 19 октября 1905 г. указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» превращал Совет министров в высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что все законопроекты должны вноситься в Государственную думу только после предварительного обсуждения в Совете министров, а также, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров» [3; 329].

11 декабря 1905 г., на фоне вооруженных стычек в Москве, издаётся закон о выборах в I Государственную думу [4; 877]. Этот закон не оправдал людских надежд, т. к. он не провозглашал всеобщих, равных, прямых выборов. Выборы так и не стали поистине демократическими. Для каждой административной единицы была прописано квота выборщиков, по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах [2; 63].

Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов [2, 64].

Большинство ограничений, установленных законом, были очевидно направлены на фильтрование бунтарского и вольного духов, хоть некоторые из них и были направлены на чиновников и полицию. Чтобы не допустить некоторые категории граждан, таких как студенты, имелись цензы: имущественный и возрастной. Так же ограничивали места горожан в Думе. В таком Представительном органе, представительности явно не хватало.

Для реализации обещанных в Манифесте 17 октября 1905 г. свобод, 20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе [5; 150]. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по Закону от 6 августа 1905 г.), но законопроекты, принятые Думой подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Думе разрешалась законодательная инициатива по всем вопросам, кроме Основных государственных законов. Новый февральский Закон дал право Думе обращаться с запросами к подчиненным Сената, например к главноуправляющим ведомствами или министрам, что бы те, в срок не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе, дали ответ или оповестили Государственную Думу о том, по каким причинам не могут дать ответ. Чиновники, подотчетные лишь Сенату¸ часто отписывались ссылаясь на секретность и не возможность разглашения информации.

Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного Совета. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой. Но при формальном равенстве прав Государственный Совет имел приоритет относительно думы: законопроект, обсужденный в Думе и в Совете, представлялся на утверждение императора председателем Государственного Совета. Реорганизация Государственного Совета, создание верхней палаты, стоявшего над Думой, существенно ограничивали права последней.

23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи» [6; 48] (ОГЗ) в новой редакции (из них было изъято определение «неограниченное» самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия. Фактически после опубликования ОГЗ 1906 г. царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом.

Изменения, произошедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии, но ни в коей мере не решали проблем, выдвигаемых трудящимися классами страны. Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя, и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью.

Выборы в I Государственную Думу проходили в марте — апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий бойкотировали выборы — большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз.

Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод [3; 331]. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов.

Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы — к началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест), в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев.

С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали Государственные Думы четырех созывов. Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были при всей их ограниченности выборные народом органы власти, имевшие право контроля за некоторыми сторонами управления государством, которые до этого времени безраздельно принадлежали царю-самодержцу.

На основании изученного материала можно сделать вывод, что возникновение Государственной думы как законодательного органа в 1905 г. стало следствием социально-экономической, политической и общественной обстановки, сложившейся по причине накопившихся противоречий и кризиса власти монарха. Создание Государственной думы, как законодательного органа, в начале ХХ в. стало закономерным и неизбежным в сложившихся условиях.

 

Литература:

 

1.                  Государственная дума 1906–1917 гг. Т. 1 — М: «Правовая культура», 1995.

2.                  Дмитриев Ю. А. Черкашин Е. Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания. — М: «Манускрипт», 1995.

3.                  История России с древности до наших дней / Под ред. Зуева М. Н. — М: «Высшая школа», 1998.

4.                  Полное собрание законов Российской империи(ПСЗ). Собрание третье. Т. 25. Отделение первое.

5.                  Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание третье. Т. 26. Отделение первое.

6.                  Свод законов Российской Империи. Т. 1. Ч. 1. — СПб., 1906.

Основные термины (генерируются автоматически): Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия, выбор, законодательный орган, верхняя палата, высшее государственное управление, Российская Империя, самодержавная власть.


Похожие статьи

Судебная реформа 1864 года: историческая необходимость

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета в России: историко-правовой аспект

Эволюция института представительного органа местного самоуправления в современной России

Российско-германские отношения в 1882–1892 годы: на пути к разрыву

Возрождение культа японского императора во второй половине XX — начале XXI в.: этапы, особенности, дискуссии

Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые основы реализации церковью делегированных ей полномочий

Развитие многоязычия в Российской Федерации: выбор второго иностранного языка методом анализа иерархий

Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра: сравнительный анализ

Реализация решений Конституционного Суда Российской Федерации: проблемный аспект

Система выборов в Российской Федерации как доминирующий институт публичной власти

Похожие статьи

Судебная реформа 1864 года: историческая необходимость

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета в России: историко-правовой аспект

Эволюция института представительного органа местного самоуправления в современной России

Российско-германские отношения в 1882–1892 годы: на пути к разрыву

Возрождение культа японского императора во второй половине XX — начале XXI в.: этапы, особенности, дискуссии

Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые основы реализации церковью делегированных ей полномочий

Развитие многоязычия в Российской Федерации: выбор второго иностранного языка методом анализа иерархий

Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра: сравнительный анализ

Реализация решений Конституционного Суда Российской Федерации: проблемный аспект

Система выборов в Российской Федерации как доминирующий институт публичной власти

Задать вопрос