Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 11.06.2015

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Абдрахманова, Д. М. Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ / Д. М. Абдрахманова, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20146/ (дата обращения: 22.12.2024).

Предприниматели, не перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), включая применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности уплачивают следующие налоги:

1.      Налог с продаж (НСП)

2.      Налог на добавленную стоимость (НДС)

3.      Единый социальный налог и Налог на доходы физ. лиц (НДФЛ)

Предприниматели налог с продаж уплачивают ежемесячно (при осуществлении наличных расчетов с ККМ). (Закон СПб от 7.12.98 (ред. от 24.11.00) № 248–57, ст.5, п.2) и представляют «Расчет» не позже 20-го числа следующего за отчетным месяца. (Закон СПб от 7.12.98 (ред. от 24.11.00) № 248–57, ст.5, п.3).

С 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога включены индивидуальные предприниматели. В том числе, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее — налога) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Указанные организации и индивидуальные предприниматели по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками НДС (организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности — по всем видам деятельности), не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога.

Налог по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемым организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода их на уплату единого налога на вмененный доход либо организациями — на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации или индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход или организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация или индивидуальный предприниматель перешли на уплату единого налога на вмененный доход, или организация — на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.

Индивидуальным предпринимателям, являющимся с 1 января 2001 года плательщиками налога, необходимо учитывать следующее. Налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным (принятым к учету) и оплаченным после 1 января 2001 года при наличии счетов — фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.

В целях применения статьи 145 следует учитывать следующее. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость индивидуального предпринимателя, перешедшего на уплату стоимости патента по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», производится в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей.

Налогоплательщики, реализовавшие в каком-либо из трех предшествующих последовательных календарных месяцев подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика), не освобождает его от исполнения иных обязанностей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по налогу на добавленную стоимость) представляется заявление по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.01.01 N БГ-3–03/23 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», зарегистрированным Минюстом России 14.02.01 рег. N 2574, с приложением к нему соответствующих документов.

По результатам проверки документов, представленных налогоплательщиком, налоговый орган принимает решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам, оформляемое в двух экземплярах, первый из которых направляется налогоплательщику, второй остается у налогового органа. Повторная подача налогоплательщиком вышеуказанного заявления и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение.

Организации (индивидуальные предприниматели), получившие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и принявшие для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, при поступлении от покупателей оплаты за товары (выполненные работы, оказанные услуги), обязаны начислить и уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные покупателям в счетах-фактурах на эти товары (работы, услуги) до даты получения освобождения.

Вторая часть Налогового кодекса, принята 5 августа 2000 года федеральным законом № 117-ФЗ вводит в действие с 1 января 2001 года новый налог — единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Этот налог заменяет собой совокупность действующих взносов в Пенсионный фонд населения РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ и государственный фонд занятости РФ (последний попросту ликвидируется).

Таким образом сокращается отчетность и упрощается исчисление данного налога. Кроме того, суммарный тариф страховых взносов снижается до 35,6 процентов, с введением регрессивной шкалы. Предприниматели относится к плательщикам данного налога относятся как работодатели и как индивидуальные предприниматели. В качестве первой категории налоговая база определяется и ведется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода нарастающим итогом по истечении каждого месяца. Доходы, полученные работником от других работодателей не должны учитываться.

В качестве второй категории налоговая база определяется как сумма доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме в РФ. При этом для определения доходов принимается налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц (см. статья 21 Налогового кодекса). Вместе с тем в расходы могут быть отнесены только профессиональные налоговые вычеты (так как есть отсылка к статье 221 Налогового кодекса), при этом запрещено производить стандартные налоговые вычеты, предусмотренные в статье 218 Налогового кодекса, социальные налоговые вычеты (см. статья 219 Налогового кодекса), имущественные налоговые вычеты (см. статья 220 Налогового кодекса).

В налоговую базу по единому социальному налогу включаются доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг). Они учитываются по рыночной стоимости на день их получения.

Статьей 238 Налогового кодекса определен перечень сумм, не подлежащих обложению социальным налогом. С 2001 года он единый, в отличие от имеющихся перечней по различным внебюджетным фондам, утвержденными нормативными документами.

Налоговым периодом для единого социального налога по Налоговому кодексу признается календарный год, поэтому декларация по данному налогу будет подаваться раз в год.

При этом для более равномерного поступления средств в бюджет налогоплательщики-работодатели ежемесячно в срок, установленный для выдачи заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца уплачивают авансовые платежи по налогу.

Следует отметить, что когда в течение года у предпринимателя появляются доходы они обязаны предоставить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от деятельности в текущем налоговом периоде. Налоговые органы на основании полученных данных рассчитывают авансовые платежи и посылают данной категории налогоплательщиков налоговые уведомления. Авансовые платежи уплачиваются:

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса), принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ), введенного в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком — нерезидентом от российских источников, не подпадающих под действие статьи 217 Кодекса, производится по ставке 30 %, установленной пунктом 3 статьи 224 Кодекса.

С учетом положений статей 226, 227 и 228 главы 23 части 2 Кодекса, исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Учет доходов, полученных от них физическими лицами, ведется по форме, установленной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (форма N1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»

 

Литература:

 

1.                  Гражданский кодекс Российской Федерации

2.                  Закон «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 года № 2000–1

3.                  Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б. А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.

4.                  Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А. В. Свиридович — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.

5.                  Касьянова Г. Организация документооборота на предприятии // «Экономика и жизнь» 1998, № 1

6.                  Налоговый кодекс Российской Федерации

7.                  Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»

8.                  Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

9.                  Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»

10.              ФЗ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Налоговый кодекс, добавленная стоимость, налог, упрощенная система налогообложения, налоговая база, исполнение обязанностей налогоплательщика, единый социальный налог, налоговый орган, налоговый период.


Похожие статьи

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности правового регулирования процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей

Особенности оформления гражданско-правовых договоров с физическими лицами

Особенности определения статуса участника строительства в деле о банкротстве застройщика

Особенности учета кредиторской задолженности в условиях перехода на международные стандарты бухгалтерского учета

Особенности учета поступления недвижимого имущества

Порядок согласования органами управления юридического лица совершения сделок с заинтересованностью

Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии с применением автоматизированных форм

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда в ОАО «РЖД»

Особенности управления имуществом казенного предприятия

Похожие статьи

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности правового регулирования процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей

Особенности оформления гражданско-правовых договоров с физическими лицами

Особенности определения статуса участника строительства в деле о банкротстве застройщика

Особенности учета кредиторской задолженности в условиях перехода на международные стандарты бухгалтерского учета

Особенности учета поступления недвижимого имущества

Порядок согласования органами управления юридического лица совершения сделок с заинтересованностью

Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии с применением автоматизированных форм

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда в ОАО «РЖД»

Особенности управления имуществом казенного предприятия

Задать вопрос