Социально-экономические и культурные реформы в России существенно повлияли на перечень функций иностранного языка (ИЯ) как учебного предмета. Для осуществления успешной коммуникации с зарубежными странами требуются специалисты, владеющие ИЯ как средством общения. Таким образом, возникает необходимость формирования у будущих специалистов коммуникативных способностей, стремления к установлению и поддержанию наиболее продуктивных и эффективных взаимоотношений. Что, в свою очередь, требует изменения и уточнение целей обучения иностранному языку.
По мнению академика В. Л. Макарова, сегодняшние университеты должны стать центром генерации новых знаний и технологий, обеспечивающих формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса. Ученый уверен, что, обладая богатой историей высшей школы, Россия имеет хорошие возможности модернизировать систему высшего образования и использовать возможности глобальной экономики [1].
Направленность образовательной системы на компетентностный подход отражается в области обучения иностранным языкам в формировании межкультурной компетенции как показателя языковой готовности студента результативно участвовать в коммуникации на межкультурном уровне.
Современные направления обучения иностранным языкам предусматривают поиск новых потенциалов языкового образования. Ведение языкового портфеля можно отнести к нововведениям в преподавании иностранного языка.
Потребность личности в быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося мультикультурного мира приумножает интерес педагогов к процессу постоянного самообразования в области изучения иностранных языков.
Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от педагога не только знания, но и активного применения различных методик.
Основными качествами личности становятся активность, способность созидательно мыслить и находить нестандартные решения, умение делать выбор и принимать решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Итог образования — это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, развивать и умножать в дальнейшем обучении.
Языковой портфель — это пакет рабочих материалов, которые отражают тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Языковой портфель содержит следующие разделы:
- языковой паспорт, отражающий уровень владения иностранным языком;
- языковая биография, содержащая листы самооценки и мониторинг выполнения контрольных работ по предмету;
- в досье собирается весь материал, указывающий на успех в овладении иностранным языком или языками.
Языковой портфель способствует распространению межкультурного взаимодействия, поддержанию и усилению заинтересованности обучающихся на протяжении всей длительности процесса обучения, информирует потенциальных работодателей об уровне владения языком.
После апробации языкового портфеля в нашем вузе и на основании полученных результатов был сделан вывод, что большая часть студентов положительно оценивают введение языкового портфеля. По их мнению, он повышает их мотивацию к достижению лучших результатов, способствует развитию сознательного отношения к процессу обучения и нести ответственность за его результаты, что способствует постоянному и эффективному развитию и совершенствованию языковых навыков. Методика языкового портфеля, основанная на развитии способности к рефлексивной самооценке, способствует развитию собственных достижений в процессе непрерывного обучения.
Портфолио является перспективным методом рефлексивного обучения в условиях самостоятельной работы студентов. Рефлексия позволяет учащимся внести свое осознанное мнение о собственном самоконтроле.
Рефлексивность овладения иностранным языком основана на том, как оценивают сами студенты степень сформированности коммуникативных умений и навыков в различных видах речевой деятельности, как они анализируют свои достижения посредством ряда текущих, промежуточных и итоговых контрольных точек.
Работа с языковым портфелем содействует формированию накопления эффективного опыта использования и овладения иностранным языком. Языковой портфель предполагает постоянную работу, которая может и должна выработать привычку систематически фиксировать свой опыт в области изучения языка и культуры, внося необходимую коррекцию.
Использование языкового портфеля повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения студентов к процессу обучения и его результатам.
Введение языкового портфеля представляется актуальным, т. к.:
- учитывая специфику неязыкового вуза, значительная часть учебного плана и работы по освоению языка отводится самостоятельной работе студента;
- работа с языковым портфелем позволяет увидеть промежуточные результаты;
- является документом, отражающим достижения студента в той или иной области изучаемого языка и опыт учебной деятельности в данной области, обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению.
Результативность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля, используемыми в языковой области. Это обеспечивается реализацией поставленных учебных задач и совместной творческой учебной деятельностью педагога и студента, конкретно определенными критериями оценки и самооценки.
Литература:
1. Экономика знаний: уроки для России. Доклад академика В. Л. Макарова на научной сессии общего собрания РАН. В подготовке доклада принимали участие А. Е. Варшавский, А. Н. Козырев, Л. Э. Миндели, С. Б. Перминов, А. И. Терехов. //Вестник Российской Академии Наук. 2003.Том 73 № 5.