Социально-экономические и политические изменения в обществе, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий заставляет человечество по-другому взглянуть на образование. Требования, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений, основываются на потребности общества в высококвалифицированных, конкурентно-способных специалистах. Современные компании хотят видеть служащих, обладающих такими качествами как гибкость, способность работать в команде, коммуникабельность. Владение иностранным языком становится все более и более актуальным.
Потребность общества в специалистах, способных осуществлять коммуникацию на иностранном языке и условия подготовки в высшей школе рождают несомненное противоречие по ряду причин. Во-первых, трудоемкость курса иностранного языка неязыкового вуза не способствует успешному формированию коммуникативной компетенции будущего специалиста. Во-вторых, слабая мотивация студентов к изучению иностранного языка из-за отсутствия частой потребности применения.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования делают приоритетным изучение иностранного языка, включая его в базовую часть Блока 1. Результатом освоения программы является сформированность компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных). Делая анализ общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавриата всех направлений подготовки в неязыковом вузе, следует отметить, что общее требование к бакалавру, это обладание способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке. В данном случае возникает проблема условий формирования данной компетенции. Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на первый, второй курсы обучения, что в слабой степени способствует формированию вышеназванной компетенции.
Коммуникация на иностранном языке требует длительной и кропотливой работы студента, так как научиться общаться в неязыковой среде сопровождается рядом причин: психологической (страх совершить ошибку и показаться глупым), лингвистической (недостаток практики общения), недостаточное методическое сопровождение учебного процесса.
Поэтому для устранения данных причин следует структурировать курс иностранного языка в высшем учебном заведении, опираясь на основные положения примерной программы "Иностранный язык" для неязыковых вузов и факультетов С.Г. Тер-Минасовой и разделить на два этапа изучения:
1 Бытовая сфера общения, учебно-познавательная сфера общения, социально-культурная сфера общения -1-3 курсы;
2 Профессиональная сфера общения – 4 курс.
Таким образом, увеличение часов на изучение иностранного языка будет способствовать развитию когнитивных и исследовательских умений; развитию информационной культуры; расширению кругозора и повышению общей культуры студентов; воспитанию толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
Другим не маловажным фактором является мотивация студентов к изучению иностранных языков так как в условиях неязыковой среды студенты не испытывают в этом особой потребности.
Как показывает исследование, большая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе обладает просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). Следовательно, процесс учебы для них – это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Некоторые обладают мотивом самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотивом аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). И только незначительная часть студентов имеют внутреннюю мотивацию – изучают иностранный язык, потому что это им нравится.
Как правило, в институт приходят студенты со слабой или средней базовой подготовкой в изучении иностранных языков. Данный факт говорит о том, что повысить мотивацию к изучению языка представляется сложным за один, два года. Следовательно, это затрудняет процесс формирования общекультурных и профессиональных компетенций перечисленных выше.
Несмотря на данную проблему, для преподавателя ставится задача поиска эффективных путей формирования мотивации к изучению иностранного языка, которая способствует успешному профессиональному становлению. На наш взгляд, потенциал преподавателя и современные образовательные технологии могут способствовать решению данной задачи.
Самыми приемлемыми путями могут быть:
- создание дидактических условий, побуждающих студентов в условиях диалога, общения и взаимодействия с преподавателем и другими студентами к активному использованию всех имеющих у них на данный момент знаний (по программе личного эмпирического опыта) для решения профессиональных задач и при отсутствии у них специальной подготовки, получаемой на последующих курсах обучения в вузе;
- учёт особенностей будущей профессиональной деятельности, в основе чего лежит формирование профессиональной мотивации;
- содержание учебного материала;
- использование информационных коммуникационных технологий в изучении иностранного языка (Интернет, Skype, видео уроки носителей языка и т.д.)
Таким образом, совместная работа преподавателя и студента позволит сделать процесс изучения иностранного языка более успешным и будет способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра.
Литература:
1. Готлиб, Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А. Готлиб / Социологические исследования. – 2009. - № 2. - С. 122–127.
2. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003. - 192 с.
3. Типовая рабочая программа по иностранным языкам для неязыковых вузов / под ред. С.Г. Тер-Минасовой. Москва.-2009.- 31 с.