Выступление перед аудиторией как способ улучшения речевой профессиональной компетентности студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богомолова, Н. В. Выступление перед аудиторией как способ улучшения речевой профессиональной компетентности студентов / Н. В. Богомолова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/27/2304/ (дата обращения: 16.11.2024).

Опыт преподавания дисциплины «Культура речи и деловое общение» у студентов нефилологических направлений показывает, что будущие специалисты остро нуждаются в качественной корректировке навыка связного выражения собственных мыслей и тем более в приобретении опыта публичного выступления перед аудиторией. В связи с переходом в школе к форме ЕГЭ в качестве отчетности по предмету «Русский язык» у будущих абитуриентов исчезла мотивировка для обучения написанию сочинений. А ведь именно сочинение являлось одной из основных форм, в которой ученик имел возможность показать степень владения родным языком, уровень коммуникативного мастерства, умение соотносить собственные мысли с языковыми способами их выражения. Теперь формирование этих навыков возможно на спецкурсах или факультативах по ораторскому искусству, а они встречаются лишь в некоторых школах. Поэтому эта задача перешла к преподавателям университетов, ведь хорошая речь – показатель не только в целом образованного человека, но и компетентного специалиста в своей области. Профессиональный успех юристов, управленцев, экономистов, маркетологов и представителей других, не менее востребованных сейчас специальностей, напрямую связан с уровнем владения речью. Умение выступать перед аудиторией с докладом, отчетом, презентацией, умение убеждать деловых партнеров в своей правоте и т.д. помогает достичь успеха в своей профессии. «Любая профессиональная идея реализуется в качестве речевой, каждая управленческая ситуация есть прежде всего диалог, субъекты которого действуют в соответствии с социально-речевыми позициями Автор, Слушатель, Эксперт… Умение выстраивать диалогические отношения, занимать активную позицию Автора, не менее ответственную позицию Слушателя, готовность и способность оценивать свою и чужую речь с позиции Эксперта, выступая в определенном речевом жанре, заданном ситуацией общения, – вот составляющие профессионально значимых для работников «лингвоинтенсивных» профессий речевых навыков» [1, с.5]. Эту мысль важно донести до студентов на занятиях по культуре речи и деловому общению, потому как очень часто они не мотивированы на продолжение изучения русского языка, который, по мнению студентов, им был нужен, лишь чтобы сдать вступительный экзамен в вуз.

Программа дисциплины «Культура речи и деловое общение» предполагает, с одной стороны, рассмотрение трудных случаев лексических, морфологических, синтаксических языковых норм, то есть обоснование необходимости нормированности грамотной речи в сознании студентов, а с другой стороны, ознакомление с основами делового диалогового общения, выступления перед аудиторией, ведения деловых переговоров с точки зрения лингвистики и психологии. Для формирования навыков устного делового общения можно предложить такие виды упражнений, как выступление перед аудиторией, дебаты на заданную тему, составление диалогов в указанных речевых ситуациях, формулировка «закрытых» и «открытых» типов вопросов, продолжение мысли другого человека в рамках обозначенной темы и т.д. Рассмотрим подробнее такой вид тренинга, как публичное выступление.

Какие же темы можно предложить студентам для тренинга по формированию навыка выступления перед аудиторией? Во-первых, это могут быть темы информационных сообщений, в которых задачей выступающего будет успешно установить контакт со слушателями и донести до них определенную информацию. Например:

  1. Событие в нашей стране.

  2. Событие за рубежом.

  3. Новости культурной жизни.

  4. Речевой этикет.

  5. Как правильно делать комплименты.

  6. Как прекратить разговор, не обижая собеседника.

  7. Значение различных типов рукопожатий.

  8. Невербальное общение.

  9. Подготовка к деловым переговорам.

Во-вторых, это могут быть сообщения, в которых Автор имеет возможность поделиться собственными размышлениями на заданную тему и призвать аудиторию включиться в них, высказать свое мнение, возможно, даже поспорить. Например:

  1. Что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть честной?

  2. Есть ли место для мата в речи воспитанного человека?

  3. Как стать интересным собеседником.

  4. Как создать хорошее впечатление о себе.

  5. Моя будущая специальность.

  6. Зачем нужно изучать культуру речи и основы делового общения?

Важно, чтобы темы выступлений соотносились с будущей профессиональной деятельностью студентов, потому как это создаст дополнительную мотивировку и их заинтересованность в подготовке выступления. Опыт свидетельствует, что студенты очень охотно включаются в подобный вид работы. Однако важно объяснить серьезность данного упражнения, отметить, что выступать они должны с минимальной привязкой к тексту (т.е., не читая, а рассказывая). Выступление можно ограничить 8-10 минутами – этого времени будет вполне достаточно для выступающего, чтобы в лаконичной форме донести до слушателей суть речи, продемонстрировать свой уровень владения вниманием аудитории, грамматическими нормами русского языка. Для наиболее эффективной подготовки студентов рекомендуем обозначить для них задачи каждого этапа выступления. Итак, задачи вступительной части:

  1. установить контакт со слушателями и вызвать заинтересованность;

  2. сформулировать тему речи, аргументировать ее важность, актуальность;

  3. назвать основной тезис.

Выбор темы – ответственный момент. Лучше порекомендовать студентам остановиться на том, что знакомо самому выступающему (это придаст ему уверенности) и будет интересно слушателям, ведь их реакция – половина залога успешного выступления.

Задачи основной части выступления:

  1. раскрыть содержание основного тезиса;

  2. озвучить положения, доказывающие или подтверждающие идею основного тезиса;

  3. наполнить содержание каждого отдельного положения конкретикой - примерами, цифрами, датами и т.д.

  4. если выступление имеет цепную (то есть каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, продолжает ее), а не параллельную форму построения текста (при которой несколько равнозначных положений подтверждают один главный тезис), то необходимо тщательно продумать логические переходы от одной мысли к другой.

Развернуть систему тезисов в рамках своей темы, развить содержание речи, наполнить ее примерами студентам поможет знание основных топов, или смысловых моделей «развертывания» идеи [1, с.25]. Обозначим студентам следующие топосы: 1) определение (что есть что); 2) родовая и родовая соотнесенность предмета речи с родственными ему; 3) свойства, качества, характеристика предмета; 4) сравнение предмета с другими, указание его разновидностей; 5) предмет, противоположный тому, который мы рассматриваем; 6) причинно-следственные связи явления с другими (почему явление необходимо? что оно с собой несет? на что влияет?); 7) обстоятельственные факторы (когда явление возникло? где? каким образом?); 8) свидетельства явления (цитаты-воспоминания о предмете речи, афоризмы, мнения известных деятелей).

Задачи заключительной части:

  1. напомнить основные положения;

  2. подвести итог своей речи, сделать вывод из всего сказанного, который, возможно, еще не был озвучен в процессе выступления;

  3. активизировать внимание аудитории. Как известно, по «закону возрастающего нетерпения слушателей» [1, с.162], чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Именно поэтому заключение должно быть ярким, запоминающимся, содержать какой-либо интересный пример, новый факт, не обозначенный до этого.

Кроме этого, для подготовки успешного выступления студентов необходимо познакомить со способами привлечения и удержания внимания слушателей. Перечислим некоторые из них. «Эффект первых фраз» [2, с. 27] подразумевает интересную, оригинальную информацию, заключенную в первых же фразах выступления, которая обращает внимание слушателей на выступающего. «Эффект порционного выброса информации» [2, с.27] основан на равномерном распределении по всему тексту выступления новых мыслей и аргументов, за счет чего слушатели остаются мотивированы на дальнейшее прослушивание, а их внимание активизируется. Метод «авансирования» [1, с.173] заключается в том, что, упомянув о каком-либо занимательном факте, примере, выступающий поясняет, что вернется к этой мысли позже, благодаря чему аудитория будет находиться в постоянном ожидании разъяснения интересной информации. Суть приема «доверительность» состоит в связывании предмета речи с личным опытом, примерами из собственной жизни, таким образом, выступающий сближает себя с аудиторией, доверяя ей рассказы о своей жизни, не отступая при этом от темы своего выступления. Весьма эффективным в плане удержания концентрации будет переключение внимания аудитории – ровное, спокойное повествование заметно оживит демонстрация слайдов или иллюстраций, вопрос, обращенный к самой аудитории, предъявление двух и более точек зрений, мнений на рассматриваемую проблему с дальнейшим предложением их обсудить, сопоставить или высказать собственное суждение, то есть смена пассивного слушания на активное. Если выступающий хочет произвести «эффект релаксации» [2, с.27], ему следует быть крайне осторожным и тщательно его продумать. Прием предполагает обращение к юмору, вплетение в выступление шуток, забавных примеров. Однако нужно помнить, что слушатели обладают разным чувством юмора, потому то, что вам кажется смешным, может не развеселить аудиторию. Кроме того, юмор должен лишь разбавлять вашу речь, но не становиться самоцелью публичного выступления. Наконец, нужно помнить о том, что речь должна быть аргументирована, логична, убедительна, грамотна, художественно выразительна.

Выступление должно быть обязательно прокомментировано сначала другим студентом, а затем преподавателем. Это заставляет слушателей критично относиться к речи выступающего, учит активному слушанию, анализу услышанного. Более того, сама роль Эксперта побуждает студента произнести речь перед аудиторией, то есть анализ чужой речи является в то же самое время разновидностью тренинга. Можно предложить студентам следующую схему оценки выступления:

  1. Тема и цель. Интересны ли? Актуальны?

  2. Вступление. Были использованы приемы привлечения внимания? Не было ли вступление слишком длинным, затянутым?

  3. Главная часть. Продуман ли план? Весь ли материал относится к теме? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

  4. Заключение. Ясно ли? Есть ли обобщение сказанного?

  5. Произношение. Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Удачен ли темп речи? Не монотонно ли? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

  6. Советы выступающему.

Опыт проведения подобных тренировочных выступлений студентов показывает, что именно заключение вызывает наибольшие трудности. Студенты, как правило, не уделяют его составлению должного внимания, ограничиваясь фразами «это все, что я хотел сказать», «в заключение хочу еще раз подчеркнуть важность темы» и им подобными. Важно объяснить учащимся, что именно заключение, итог демонстрирует способность выступающего к аналитическому мышлению, его навыки обобщения идей, что является немаловажными показателями профессионального уровня в целом.

В заключение отметим положительный эффект в формировании навыка публичного выступления перед аудиторией в рамках практических занятий по культуре речи и деловому общению. Однако подобные тренинги должны носить регулярный характер, не становиться единичным явлением, поскольку именно через собственное выступление и аналитическое наблюдение за выступлениями однокурсников у студентов исчезает психологический барьер, связанный с боязнью аудитории.


Литература:

  1. Балыхина Т.М., Черкашина Т.Т. Ваш путь к коммуникативному лидерству. Учебное пособие по культуре речи, риторике и деловому общению. – М.: Изд-во ГУУ, 2011. – 250 с.

  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2000. – 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, культура речи, аудитория, публичное выступление, студент, основной тезис, речь, слушатель, русский язык, чужая речь.

Похожие статьи

Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников

Иностранный язык как средство формирования профессиональных компетенций бакалавра

Иностранный язык как средство развития профессионализма у студентов

Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей

Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры

Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса

Похожие статьи

Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников

Иностранный язык как средство формирования профессиональных компетенций бакалавра

Иностранный язык как средство развития профессионализма у студентов

Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей

Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры

Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса