…мы уделяем особое внимание образованию в духе мира. Такое образование имеет жизненно важное значение для укрепления глобальной гражданской ответственности и создания мирного общества
Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна
Информатизация общества привела к колоссальным реформам в области образования. Главной задачей педагога сегодня становится «обучить ребенка самосовершенствованию через непрерывное образование»; где обучение сегодня — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности — главная личностная задача требований универсальных учебных действий.
Требования к универсальным умениям и навыкам учеников 21 века изменили не только содержание государственного образования, но и формы обучения. Универсальные учебные действия требуют умение мыслить и анализировать, умение ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с группами людей. Современная мировая ситуация настаивает на обучении диалога и уважению к культуре и традициям других народов, уважению к мнениям и высказываниям других. Умение работать в группе становится важным навыком обучения с тех пор, как мы стали гражданами мира. Деятельностно-ценностная природа групповой работы обеспечивает развитие обучающихся в открытом информационном пространстве, способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности. Функции группового обучения работают более эффективно, когда принцип индивидуального оценивания налажен и четко представлен ученикам.
Групповой подход в обучении материала требует пересмотра привычного оценивания знаний. Успешная групповая работа требует не только тщательного поэтапного планирования, но также и постоянной рефлексии и оценивания. После каждой групповой работы педагогу нужно время, чтобы сделать рефлексию процесса обучения. В зависимости от целей работы предусматривается оценка не только итогового продукта (результата, проекта, работы), но и сам процесс обучения, который можно разделить на следующие шаги:
Оценивание процесса работы.
Так как большую роль играет сам процесс работы и качество продукта в заключении, то оба этих критерия должны быть отражены в итоговой оценке ученика. Продумайте рубрики оценивания, которые могут включать, например, такие важные навыки, как способность к сотрудничеству или возможность ученика следовать срокам выполнения и сдачи работы.
Самооценивание работы вкоманде.
Попросите учеников оценить свою работу в группе, а также значимость вклада, который они внесли в командную деятельность. Данные навыки могут включать уважительное отношение к другим членам команды, внимание при слушании выступлений, успешное решение разногласий, возникших при обсуждении, правильное распределение обязанностей между членами группы, такие как поиск, анализ и письмо.
Индивидуальное оценивание.
Для того чтобы повысить стремление студентов к достижению индивидуальных результатов в понимании темы, включайте в групповую работу персональные самостоятельные задания, например, проверочные листы, индивидуальные самостоятельные работы.
Взаимооценивание значимости вклада каждого члена группы
Попросите учеников оценить партнера по команде, его вклад в достижении окончательного результата. Сюда можно включить такие навыки, как прилежание, участие, общение. Данная форма взаимооценивания позволит увидеть развитие каждого участника в группе, а также определить стадию изучения материала.
Оценивание:
− 0 — Ученик не оказал никакого вклада в работу группы;
− 1 — Не достаточно хорошая работа в данной области;
− 2— Средняя, удовлетворительная работа в данной области;
− 3 — Хорошая работа в данной области.
Таблица 1
Критерии оценивания |
Оценка |
Комментарии, примеры |
Участие в группе. Участвовал на всех этапах работы |
||
Управление временем и обязанности. Сдавал работу вовремя, проявил ответственность в решении задач |
||
Старание. Старался развивать в себе навыки к успешному обучению, готовый к изменениям и принятиям новых ролей |
||
Оригинальность, креативность. Предлагал новые, креативные идеи, решал задачи нестандартным образом, проявлял энтузиазм |
||
Общение. Был вежлив во время обсуждений, проявил себя как хороший слушатель, ответственный представитель группы |
||
Общие командные навыки. Позитивное отношение к работе в целом, принятым решениям, поддерживает групповые обсуждения, помогает другим в изучении материала, поддерживает принятие единого мнения |
||
Технические навыки. Умеет пользоваться нужными для данной работы техническими материалами и устройствами для создания работы |
Групповая работа (совместная деятельность), отраженная в системе ТОГИС, сегодня не является навязанной формой учебной деятельности. Групповая деятельность помогает ученикам развить комплекс навыков, которые пригодятся им в профессиональном мире. Позитивный опыт групповой работы содействует настрою обучения, улучшению памяти и успеху в применении практических навыков в целом.
Современные исследования показывают, что групповая работа позволяет ученикам запомнить и изучить больше материала, чем если бы тема преподавалась в каком-либо другом формате [1].
Групповая работа во время урочной деятельности имитирует чувство общности, принадлежности к группе, что позволяет учащимся чувствовать себя неотъемлемой частью «семьи». Какую же пользу получают ученики от совместной деятельности?
1) Ученики размышляют и делятся мнениями.
Что является самым важным в получении знаний? Размышление и умение высказать свою точку зрения, поддержав свои аргументы доказательствами.
2) Ученики поддерживают и помогают членам группы.
Во время работы в группах, ученики делятся своим мнением, задают друг другу вопросы, уточняют высказывания. Несомненно, в каждой группе найдется ребенок, который не точно аргументирует свой ответ, забудет тот или иной материал. Остальные члены группы поддержат ученика.
3) Ученики соревнуются друг с другом.
Ученики заинтересованы не только в поддержке друг друга, а так же в команде появляется соревновательный элемент.
4) Ученики вдохновляют друг друга.
5) Ученики становятся ближе друг к другу.
6) Ученики учатся быть толерантными.
Польза групповой работы в достижении результата:
1) Возможность разбить комплексный материал на части для изучения;
2) Возможность свободного планирования времени;
3) Возможность понять материал через обсуждение и объяснение;
4) Возможность развития навыков общения.
Польза для учителей:
1) Возможность подключить дифференцированные формы обучения;
2) Возможность действенного, реального оценивания;
3) Возможность конкретного оценивания учебной задачи и корректировка результат.
Правильно спланированная групповая работа является важным фактором ученического успеха в будущем университетском обучении, но и также в воспитании чувства уважения и толерантности.
Современный формат обучения представляет собой синергию интеллектуального, физического и духовного развития. Благодаря групповой работе мы сможем привить ученикам, будущим гражданам мира нравственные принципы гуманизма и уважения. Групповая работа — это средство, с помощью которого мы готовим учеников решать жизненно важные проблемы, вести конструктивный диалог, принимать ответственные решения. Групповая работа — маленький мир, который отражает законы большого, взрослого мира. Образование во имя мира — концептуальный подход в обучении и воспитании молодого поколения 21 века.
Литература:
- Caruso & Woolley, 2008; Mannix & Neale, 2005.
- Astin, 1997; Tinto, 1998; National Survey of Student Engagement, 2006.
- Гузеев В. В. Образовательная технология ТОГИС-ПК [Электронный ресурс]. URL:http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf