Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания
Автор: Арланова Елена Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 12.02.2019
Статья просмотрена: 264 раза
Библиографическое описание:
Арланова, Е. А. Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания / Е. А. Арланова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14855/ (дата обращения: 16.12.2024).
Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Так в федеральном законе «Об образовании в РФ» назначение основного общего образования определено как «формирование личности обучающегося: формирование нравственных убеждений, … высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации …» [3, 67]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует нас на формирование таких личностных характеристик выпускника «умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [2, 3]. Большим потенциалом в плане формирования и развития коммуникативных УУД обладает технология группового обучения. В процессе изучения предмета «Обществознание» перед педагогом ставится задача: научить обучающихся использовать накопленные знания и усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина.
В педагогической литературе нет единого определения «технологии группового обучения». Общим является то, что большинство исследователей под групповой технологией понимают работу малых групп внутри класса. В соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблем, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка его действия; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные УУД могут быть разделены на три группы:
– коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
– коммуникация как кооперация, сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели);
– коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Использование технологии группового обучения в преподавании обществознания способствует формированию и развитию каждой из трех составляющих коммуникативных УУД.
Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как:
– позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
– групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
– в условиях классно-урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс, позволяет педагогу реализовать системно- деятельностный подход в преподавании учебного предмета.
Осваивая технологию группового обучения, следует помнить о следующих правилах организации групповой работы.
1. Приемы и формы групповой работы целесообразно использовать на уроках изучения нового материала, имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
2. Групповое взаимодействие предполагает следование определенным правилам. Лучше, если эти правила вырабатываются учащимися совместно, а не просто предлагаются педагогом.
3. Необходимо заранее продумать принцип деления на группы. Оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта является использование гетерогенных групп.
Обладая разной обучаемостью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга. Количественный состав групп может быть от 2 до 12 человек. Для большинства форм групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.
4. Нормирование групповой работы. Оптимальная продолжительность работы в группах составляет: в младших классах 5–7 минут, в средних -10–15 минут, в старших- 15–20 минут.
5. Время, которое группа тратит на выполнение учебного задания, педагог должен использовать для наблюдения за работой каждой группы и работой отдельных обучающихся.
6. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы. Учитель не должен спешить высказать свои оценочные суждения. Групповая работа позволяет развивать у обучающихся навыки самооценки и взаимооценки.
Сформированность коммуникативных УУД и динамику их развития можно оценивать с помощью карты наблюдения.
Карта наблюдения для педагога.
Инструкция: Вам предложены утверждения относительно обучающегося. Выделите цифру, которая наиболее ярко характеризует обучающегося по предложенному параметру. «0»-нет, «1»-практически нет, «2»-скорее нет, чем да, «3» -скорее да, чем нет, «4»-в целом да, «5»-да.
№ |
УУД |
Шкала |
1 |
Умеет самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле. |
0 1 2 3 4 5 |
2 |
Умеет запросить недостающую информацию у одногруппников, у педагога. |
0 1 2 3 4 5 |
3 |
Умеет взаимодействовать с любым партнером. |
0 1 2 3 4 5 |
4 |
Умеет находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. |
0 1 2 3 4 5 |
5 |
Умеет инициировать учебное взаимодействие — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. |
0 1 2 3 4 5 |
6 |
Умеет признавать свои ошибки. |
0 1 2 3 4 5 |
7 |
Умеет отстаивать свою точку зрения. |
0 1 2 3 4 5 |
8 |
Обладает навыками активного слушания. |
0 1 2 3 4 5 |
9 |
Обладает навыками монологической речи. |
0 1 2 3 4 5 |
10 |
Умеет отвечать на незапланированные вопросы. |
0 1 2 3 4 5 |
Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе работы в группах, понадобятся им за пределами школы. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит от умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Однако возможны следующие эффекты и риски:
– неготовность учителя к работе с микрогруппами обучающихся, на таком уроке педагог должен распределять внимание между группами, оказывать им оперативную помощь и поддержку;
– работа в группах должна быть направлена на достижение определенных учебных и воспитательных целей, а не превращаться в развлечение в учебное время;
– группа из учащихся с низкими учебными возможностями не сможет работать продуктивно из-за слабых навыков самостоятельной работы, из-за отсутствия лидера, задающего пример в познавательной деятельности;
– групповая работа становится нецелесообразной, если слабоуспевающие ученики начинают «выезжать» за счет более способных и превращаются в «иждивенцев».
Таким образом, дозированное и целесообразное использование групповых форм обучения позволяет создать образовательную среду, в которой успешно формируются и развиваются коммуникативные УУД.
Литература:
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2012.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.