Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 12.02.2019

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Арланова, Е. А. Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания / Е. А. Арланова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14855/ (дата обращения: 16.12.2024).



Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Так в федеральном законе «Об образовании в РФ» назначение основного общего образования определено как «формирование личности обучающегося: формирование нравственных убеждений, … высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации …» [3, 67]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует нас на формирование таких личностных характеристик выпускника «умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [2, 3]. Большим потенциалом в плане формирования и развития коммуникативных УУД обладает технология группового обучения. В процессе изучения предмета «Обществознание» перед педагогом ставится задача: научить обучающихся использовать накопленные знания и усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина.

В педагогической литературе нет единого определения «технологии группового обучения». Общим является то, что большинство исследователей под групповой технологией понимают работу малых групп внутри класса. В соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблем, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка его действия; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные УУД могут быть разделены на три группы:

– коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

– коммуникация как кооперация, сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели);

– коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Использование технологии группового обучения в преподавании обществознания способствует формированию и развитию каждой из трех составляющих коммуникативных УУД.

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как:

– позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

– групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

– в условиях классно-урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс, позволяет педагогу реализовать системно- деятельностный подход в преподавании учебного предмета.

Осваивая технологию группового обучения, следует помнить о следующих правилах организации групповой работы.

1. Приемы и формы групповой работы целесообразно использовать на уроках изучения нового материала, имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

2. Групповое взаимодействие предполагает следование определенным правилам. Лучше, если эти правила вырабатываются учащимися совместно, а не просто предлагаются педагогом.

3. Необходимо заранее продумать принцип деления на группы. Оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта является использование гетерогенных групп.

Обладая разной обучаемостью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга. Количественный состав групп может быть от 2 до 12 человек. Для большинства форм групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.

4. Нормирование групповой работы. Оптимальная продолжительность работы в группах составляет: в младших классах 5–7 минут, в средних -10–15 минут, в старших- 15–20 минут.

5. Время, которое группа тратит на выполнение учебного задания, педагог должен использовать для наблюдения за работой каждой группы и работой отдельных обучающихся.

6. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы. Учитель не должен спешить высказать свои оценочные суждения. Групповая работа позволяет развивать у обучающихся навыки самооценки и взаимооценки.

Сформированность коммуникативных УУД и динамику их развития можно оценивать с помощью карты наблюдения.

Карта наблюдения для педагога.

Инструкция: Вам предложены утверждения относительно обучающегося. Выделите цифру, которая наиболее ярко характеризует обучающегося по предложенному параметру. «0»-нет, «1»-практически нет, «2»-скорее нет, чем да, «3» -скорее да, чем нет, «4»-в целом да, «5»-да.

УУД

Шкала

1

Умеет самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.

0 1 2 3 4 5

2

Умеет запросить недостающую информацию у одногруппников, у педагога.

0 1 2 3 4 5

3

Умеет взаимодействовать с любым партнером.

0 1 2 3 4 5

4

Умеет находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

0 1 2 3 4 5

5

Умеет инициировать учебное взаимодействие — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

0 1 2 3 4 5

6

Умеет признавать свои ошибки.

0 1 2 3 4 5

7

Умеет отстаивать свою точку зрения.

0 1 2 3 4 5

8

Обладает навыками активного слушания.

0 1 2 3 4 5

9

Обладает навыками монологической речи.

0 1 2 3 4 5

10

Умеет отвечать на незапланированные вопросы.

0 1 2 3 4 5

Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе работы в группах, понадобятся им за пределами школы. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит от умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Однако возможны следующие эффекты и риски:

– неготовность учителя к работе с микрогруппами обучающихся, на таком уроке педагог должен распределять внимание между группами, оказывать им оперативную помощь и поддержку;

– работа в группах должна быть направлена на достижение определенных учебных и воспитательных целей, а не превращаться в развлечение в учебное время;

– группа из учащихся с низкими учебными возможностями не сможет работать продуктивно из-за слабых навыков самостоятельной работы, из-за отсутствия лидера, задающего пример в познавательной деятельности;

– групповая работа становится нецелесообразной, если слабоуспевающие ученики начинают «выезжать» за счет более способных и превращаются в «иждивенцев».

Таким образом, дозированное и целесообразное использование групповых форм обучения позволяет создать образовательную среду, в которой успешно формируются и развиваются коммуникативные УУД.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2012.
  3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, групповое обучение, достижение, недостающая информация, нет, основное общее образование, педагог, работа.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Формирование экологического мышления на уроках обществознания в средней школе

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Похожие статьи

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Формирование экологического мышления на уроках обществознания в средней школе

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала