Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Назарова, Ш. К. Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе / Ш. К. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4.1 (503.1). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110564/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость данных форм работы для улучшения учебной успеваемости и развития интереса к обучению.

Ключевые слова: коллаборативное обучение, обучение в сотрудничестве,индивидуальный подход, взаимодействие.

О перспективах страны можно судить по состоянию системы образования. Появление инновационных технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать XXI веку определение как веку знаний. «Образование и наука — главный ключ к успеху. Наша важнейшая задача — воспитание и обучение по передовым стандартам подрастающего поколения. Поэтому на сообщество учителей, то есть на вас, возлагается высочайшая ответственность», — сказал Глава государства К. К. Токаев на I Республиканском съезде педагогов страны.

Динамично развивающийся мир изменяется во всех областях, в том числе и в образовании. Сама жизнь требует от учителей изменений во взглядах, убеждениях, методах обучения. Этому способствует обучение учителей на курсах повышения квалификации по новой программе «Развитие предметных компетенций учителей русского языка и литературы». Одним из инновационных методов являются новые подходы в обучении и образовании. Реализуя новые подходы, можно добиться значительной динамики. Подспорьем в реализации этого метода является работа в группах. Это совсем другой подход к обучению. Групповое обучение дает возможность каждому обучающемуся раскрыться, смело выражать свои мысли, выдвигать идеи, не боясь при этом ошибиться. Работа в группе учит дивергентному мышлению, т. е. находить множество решений.

Главное — это научить учеников как надо учиться, т. е. создать такие условия на уроке, чтобы знания учащиеся добывали сами. Внимание в этой работе направлено на активизацию познавательной деятельности школьников посредством групповой работы. Считаю данный вопрос актуальным, так как только активная познавательная деятельность способствует формированию будущего гражданина нашей страны. Учащиеся, работая в группах, проявляют максимум активности при выполнении различных заданий, даже сложных, находя порой нестандартное, творческое решение учебной проблемы. Также ученики отметили, что групповая деятельность содействует сплочению коллектива, формируют командный дух.

Обучение в сотрудничестве является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе [1, с. 57] Коллаборативное обучение — обучение в сотрудничестве. Это образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания, или создания какого-либо продукта [2, с. 228]

Группа — это модель ячейки общества, где приоритетными являются сотрудничество, взаимовыручка, поддержка и помощь. Правильно организовав работу в группе, можно научить учеников тому, как надо учиться, как самостоятельно добывать знания. Используя стратегии критического мышления, можно развивать познавательную активность учащихся, раскрыть потенциал талантливых и одаренных учеников. Учитывая возрастные особенности детей, можно подбирать дифференцированные задания, использовать возможности совместной работы для создания атмосферы сотрудничества через диалогическое обучение. Дух коллективизма и ответственности за общее дело проявится при организации саморегуляции, лидерства, оценивания обучения и оценивания для обучения.

Для того чтобы получить максимальные преимущества от групповой работы, важно быть осведомленными и развивать межличностные навыки при наблюдении и общении, уметь самовыражаться и поддерживать других. Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те, которые могут решаться индивидуально. Группы формируются разными способами. Количество учащихся в группе должно максимально обеспечивать возможность эффективного взаимодействия между учащимися, а также между учащимся и учителем. Такие группы эффективны для многих видов групповой работы и для ослабления доминирования одного ученика над группой. Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других. Младшие и старшие школьники должны иметь возможность формировать представление о том, что значит быть членом группы, и учиться быть терпимыми к мнениям и идеям других людей. Существует множество методов и приемов преподавания. При эффективном рациональном применении в групповой работе можно добиться значительного повышения познавательной активности школьников. Коллаборативное обучение, реализованное мною на данных уроках, дало возможность каждому ученику внести свой вклад в общее дело. А согласно конструктивисткой теории « развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, в качестве которых могут выступать как учителя, сверстники, так и учебники, информационные сайты и др. ». [3, с. 57] Исследовательские и кумулятивные беседы способствовали общению сверстников, развитию речи и культуры общения. А развила эти навыки именно коллаборативная среда. Новые подходы к обучению и преподаванию способствуют развитию интереса учащихся к обучению через работу в группах.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. 2014.
  2. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы». — М.: Наука, 1991. — С. 24–57, 60–81.– (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
  3. Рассел Джесси. Формы организации обучения, 2013. 57 с.
Основные термины (генерируются автоматически): обучение, группа, групповая работа, возможность, групповая деятельность, знание, индивидуальный подход, работа, учащийся, ученик.


Похожие статьи

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Активизация учебно-познавательного интереса молодежи

В статье рассматривается проблема активизации учебно-познавательной деятельности молодежи, а также возможные пути повышения заинтересованности студентов.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО

В статье описан опыт организации исследовательской деятельности в детском саду. Описаны этапы, в ходе которых ребёнок учиться находить и применять нужную информацию.

Применение технологии «Модерация» и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации — одно из условий достижения высоких предметных и метапредметных результатов младших школьников

В данной статье описывается опыт использования технологии «Модерация» в общеобразовательной школе для повышения учебной мотивации и достижения высоких предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы младших школьников.

Похожие статьи

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Активизация учебно-познавательного интереса молодежи

В статье рассматривается проблема активизации учебно-познавательной деятельности молодежи, а также возможные пути повышения заинтересованности студентов.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО

В статье описан опыт организации исследовательской деятельности в детском саду. Описаны этапы, в ходе которых ребёнок учиться находить и применять нужную информацию.

Применение технологии «Модерация» и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации — одно из условий достижения высоких предметных и метапредметных результатов младших школьников

В данной статье описывается опыт использования технологии «Модерация» в общеобразовательной школе для повышения учебной мотивации и достижения высоких предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы младших школьников.

Задать вопрос