Связная речь как основной инструмент коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 374 раза

Библиографическое описание:

Акульшина, А. В. Связная речь как основной инструмент коммуникации / А. В. Акульшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 137-138. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101071/ (дата обращения: 17.12.2024).



Освоение родного языка, речевое развитие является важнейшим важных инструментом для развития ребенка в дошкольном возрасте и является в сфере дошкольного воспитания как общая проблема воспитания.

Одним из главных условий для системного развития дошкольника является речевое взаимодействие его со взрослыми. Взрослые — носители знаний об окружающей среде, культуре и других форм взаимодействия, и передать этот накопленный багаж знаний о мире и общении возможно только с помощью речи. Речь, родной язык — это основное средство передачи знаний, да и просто общения.

Среди ряда основных задач воспитания и обучения детей в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Связная речь это несколько законченных грамматически верных отрезков (предложений), которые соединены между собой по смыслу. Связная речь подразумевает развитие уровня словарного запаса, усвоение языковых правил, т. е. развитие грамматического строя речи, и дальнейшее их применение в разговорной речи, также умение пользоваться усвоенным речевым материалом на практике, а именно умение передать окружающим содержание текста, так чтобы всем было понятно о чем говорится в тексте или грамотно составить его самостоятельно. Связную речь нужно понимать, как отрезок речи, который обладает немалым размером и разделенным в различной степени на самостоятельные части, на развёрнутые высказывания, имеющие законченный смысл. Связность, по мнению С. Л. Рубинштейна говорил о связности, — это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Связной речь — это та речь которая должна быть понятна за счет ее предметного содержания.

Связную речь представляется возможным охарактеризовать по четырём направлениям:

психологическое — с помощью реи человек может общаться с окружающими;

логические — речь относится к объективному миру и мышлению;

грамматические — речь является структурой зыка;

функционально-стилевые — принадлежность речи к партнерам — собеседникам.

Связная речь является непростой формой речевой деятельности. Она характеризуется умением последовательно, развернуто излагать какой-либо материал. Коммуникативная функция является главной функцией связной речи, она реализуется по двум направлениям: диалог и монолог. Связная речь может быть ситуативной или контекстной. Ситуативная речь используется в конкретной ситуации, и мысль может не отражаться полностью в речи. При контекстной речи предполагаются высказывания без учета ситуации, которые опираются на средства языка.

Дети дошкольного возраста осваивают, прежде всего, диалогическую речь. Диалогическая речь отличается тем, что при ней используются средства языка, которые не допустимы при построении монолога, т. к. монологическая речь строится по литературным законам, в свою очередь диалогическую речь можно использовать в более свободном формате. Диалогическую речь можно обозначить как основную форму общения детей дошкольного возраста. Необходимо прививать навык вести диалог детям с раннего возраста, и тогда развитие речи будет протекать более успешно, и вместе с этим у ребенка будет развиваться понимание обращенной речи, ребенку будет проще формулировать свои вопросы и как следствие получать необходимые ему ответы для развития не только речи, но и мышления. Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности (А. Р. Лурия, Л. И. Федоренко). При монологической речи (высказывания одного человека, не перебиваемые достаточно долго репликами других людей) необходима предварительная подготовка. Она в большей степени развёрнута и грамматически оформлена, чем диалогическая речь. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

Формирование диалогической и монологической речи играет большую роль в развитии речи детей и является фундаментом в работе по речевому развитий в условиях детского сада. Формирование связной речи можно представить как конечную цель развития речи в целом. Развитие всех компонентов речи является главной предпосылкой развития связной речи, в свою очередь хорошо развитая связная речь имеет огромное влияние на развитие всех компонентов речи и развития ребенка в целом.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
  2. Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками//Вестник МГУ. Серия «Психология». — 1984. — № 4).
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/09/05/innovatsionnye-tehnologii-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-detey
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-1-chast.html
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, диалогическая речь, монологическая речь, дошкольный возраст, развитие речи, речь, родной язык, детский сад, компонент речи, развитие ребенка.


Задать вопрос