Речь — одно из основных направлений развития ребенка. Именно родной язык помогает малышу ворваться в привычный нам мир, открывает широкий диапазон возможностей для общения со старшими и сверстниками. Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в первую очередь, от освоения им речи. При возникновении преграды между ребенком и окружающими его людьми, контакты резко сокращаются, а речевое развитие замедляется или вовсе прерывается. Только при полноценном общении с находящимися вокруг людьми дети осваивают речевой опыт старших, а потом, как следствие, сами делают свой вклaд в, так называемую, «копилку человеческого опыта». Важно понимать, что только речь может обеспечить ребенку доступ к важнейшим достижениям человеческой культуры. Дальнейшее успешное обучение в школе напрямую зависит от речевого развития ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
Связность речи напрямую зависит от связности мыслей, поэтому два этих «мира» неотделимы друг от друга. Логика мышления находит свое отражение в связной речи. Умение осмыслить воспринимаемое выражается в логичной, четкой, правильной речи. Умение излагать свои мысли связно, последовательно, точно и образно оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие ребенка. При пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и/или выражения, усвоенные им из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку не только быть общительным, но и преодолевать молчаливость и застенчивость, а также развивает уверенность в своих силах. Только при условии единства содержания и формы может реализоваться связная речь. Недостаточное внимание к смысловой стороне речи приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) превосходит в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать нужные по смыслу слова, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.
Проведенные психологами и педагогами многочисленные исследования показывают, что неспособность выразить свою мысль, скудный словарный запас, неумение грамотно применять выразительные средства языка влияют на развитие базовых школьных знаний учащихся, что лишний раз доказывает острую необходимость введения дополнительных усилий, направленных на речевое развитие ребенка в дошкольный период.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова.
Закономерности речевого развития дошкольников изучались Л. С. Выготским, А. Н. Гвоздевым, А. А. Леонтьевым и др.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской, Т. Б. Филичевой и др.
В. П. Глухов, М. В. Ильяшенко, Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова и другие полагают, что речевое развитие и подготовка детей к школе невозможны без формирования грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Связная речь носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Коммуникативная функция представляется основной для связной речи. Она осуществляется в двух формах, а именно диалоге и монологе.
Цепи речевых реакций составляют диалог как форму. Диалогическая речь представляет собой смену вопросов и ответов, либо разговор двух и более участников коммуникации. Главной опорой диалога являются общность восприятия собеседников, общность ситуации, в которой оказались коммуниканты, а также тема диалога.
Монологическая речь представляет собой связную речь одного лица. Целью монолога является передача какой-либо информации, будь то факт или какое-либо определенное событие. Стоит отметить, что монолог — одна из самых сложных форм речи. Монологическая речь по своей природе более сложная, чем диалог. Монолог отличает большая развернутость, так как говорящий обязан ввести слушателей в саму суть обстоятельств, достичь понимания. Монолог требует хорошей памяти, повышенного внимания к содержанию и форме речи. Опорой монологической речи выступает мышление, которое логически должно быть более последовательно, чем в процессе диалога. Монологическая речь сложнее и с лингвистической точки зрения. Для того, чтобы информация была понята слушателями, в речи говорящего должна состоять из более развернутых предложений.
Успешное речевое развитие ребенка напрямую зависит от педагогического воздействия, а также от того, насколько рано данное воздействие было оказано. Хорошие результаты в последние годы демонстрирует не только системный подход в обучении, но также специальное планирование по развитию связной речи, наглядные пособия, взаимодополняющие друг друга приемы, виды и формы обучения, которое учитывают особенности не только речевого, но и познавательного развития детей.
Только при условии активной работы по развитию речевых способностей воспитанника, которая включает в себя свободное общение с педагогами и сверстниками, можно говорить о плодотворном развитии речи ребенка. Важно понимать, что свободное общение происходит во все режимные моменты. Произвольность речи у дошкольников развивается при формировании элементарного осознания языковых и речевых явлений, что впоследствии становится крепким фундаментом для успешного овладения чтением и письмом. Именно в дошкольный период совершаются наиболее важные шаги в длинном пути овладения языковой системой. В первую очередь происходит знакомством со Словом как базисным знаком с его бесконечными возможностями слово- и формоизменения.
Любая задержка, ошибка, нарушение в процессе обучения может в будущем отрицательно отразиться на поведении человека и его деятельности. Личность человека есть отражение сложного процесса развития связной речи.
Литература:
- Ушакова, О.С.. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.– М.: «Владос», 2004–288с. 10000экз. — ISBN 5–691- 00871–4.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений\ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвешение, 2006с.: ил.- ISBN 5- 09 -014510 -5.
- Развитие речи детей 6–7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.:Просвещение, 2007–224с.: ил. — 7000 экз. — ISBN 978–5 — 09–015434 -5.
- Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]\Э. Д. Гейци. — Н.: Издательство 000 «БОРА — ПРЕСС» 2006. — 506с. ISBN 5- 85921–568 -1
- Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [текст]\ Г. А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 96 с.1000экз.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. Алексеева, М.М, Яшина,В.И.- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 560 с. 35000экз. — ISBN 5–7695–0438–2