Психолого-педагогические особенности развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 04.02.2024

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. Психолого-педагогические особенности развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 199-200. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110987/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной монологической речью детьми с нарушениями интеллекта, выделены факторы, влияющие на ее недоразвитие, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития детей данной категории.

Ключевые слова: диалогическая речь, монологическая речь, нарушения интеллекта, письменная речь, связная речь.

Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет, а в условиях школы — развернутые ответы на вопросы, пересказ прочитанного, устное словесное рисование, короткий отзыв о прочитанной книге, составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу, описание наблюдаемого объекта, явления, письменное сочинение или изложение.

Устная связная речь складывается из двух умений: говорить — экспрессивная речь; понимать речь других людей — импрессивная речь. Также речь подразделяют на две формы: внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя форма речи — это как бы речь «про себя». На основе внутренней мыслительной деятельности строится и внешнее речевое высказывание или связная речь.

Внешняя речь, в свою очередь, разделяется на устную и на письменную речь. Письменная речь — это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Устная речь включает в себя два подвида речи: диалогическую и монологическую. Диалогическая речь — это самая простая форма речи, возникающая при общении двух людей. Обычно диалогической речи присуще употребление жестов, интонаций, мимики, что создает эмоциональный контакт между общающимися. Монологическая речь — это изложение какой-либо информации одним человеком в определенной последовательности.

Специфика речевого развития детей с нарушением интеллекта определяется особенностями нервной деятельности и психического развития. У них отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие. Среди выраженных в разной степени речевых расстройств наряду с недостатками произношения, ограниченностью словарного запаса, нарушениями грамматического строя речи, чтения и письма особое место принадлежит расстройствам связной речи.

Становление связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.

Монологическая речь — это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и другие). Она меньше зависит от ситуации, от тех условий, в которых она осуществляется. Монологическая речь должна быть развернутой, последовательной и полной.

Нарушения монологической речи у детей с нарушением интеллекта проявляются в большей степени по сравнению с другими видами связной речи. Здесь наблюдаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое). Чтобы выразить свои мысли школьники нуждаются в постоянной помощи взрослого. Трудности, которые испытывает ребенок с нарушением интеллекта при овладении монологической речью, обусловлены рядом причин. Большое значение имеет и недостаточная сформированность диалога. Не умея полно отвечать на заданные вопросы, не владея в достаточной мере построением предложений, ученик не может перейти к связному устному изложению своих мыслей. Дети долго не понимают необходимости словесного воссоздания ясной картины происходившего, последовательного, логического и подробного описания событий. Ученики пользуются бедными деталями, малоразвернутыми, фрагментарными высказываниями, состоящими из логически не объединенных частей. Школьникам, особенно учащимся младших классов, трудно пользоваться монологической речью еще и потому, что их речевая активность слаба и быстро исчерпывается. Но у учеников специальной школы может наблюдаться формально развитая речь, развитие которой обусловлено особенностями вербальной памяти. Такие дети не вникают в содержание слышанного и не всегда осмысливают его, а просто запоминают отдельные высказывания окружающих и воспроизводят их в определенный момент.

Как один из факторов, влияющих на недоразвитие связной речи у детей с нарушением интеллекта, можно выделить несформированность лексической стороны речи, ведь развитие связной речи как средства общения и орудия мышления невозможно без овладения словарем. Лексико-семантические нарушения у младших школьников с нарушением интеллекта состоят в том, что они не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. У них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения. Речевые нарушения являются очень распространенными и имеют стойкий системный характер, т. е. у таких детей страдает речь как целостная функциональная система, требующая настойчивых и длительных специально разработанных коррекционной педагогикой приемов обучения.

Литература:

  1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках//Дефектология. — 1987. — № 6. — С. 32–37.
  2. Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — С. 415–427.
  3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 158 с.
  4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. — М., 1995. — 112 с.
  5. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988. — 256 с.
  6. Шафранская, А. И. Психолого-педагогические особенности развития связной речи у детей с нарушениями интеллекта / А. И. Шафранская. — Текст: электронный // art-talant: [сайт]. — URL: (дата обращения: 31.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, монологическая речь, нарушение интеллекта, письменная речь, диалогическая речь, ребенок, речь, прочитанная книга, слово.


Похожие статьи

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Похожие статьи

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Задать вопрос