В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной монологической речью детьми с нарушениями интеллекта, выделены факторы, влияющие на ее недоразвитие, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития детей данной категории.
Ключевые слова: диалогическая речь, монологическая речь, нарушения интеллекта, письменная речь, связная речь.
Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет, а в условиях школы — развернутые ответы на вопросы, пересказ прочитанного, устное словесное рисование, короткий отзыв о прочитанной книге, составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу, описание наблюдаемого объекта, явления, письменное сочинение или изложение.
Устная связная речь складывается из двух умений: говорить — экспрессивная речь; понимать речь других людей — импрессивная речь. Также речь подразделяют на две формы: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя форма речи — это как бы речь «про себя». На основе внутренней мыслительной деятельности строится и внешнее речевое высказывание или связная речь.
Внешняя речь, в свою очередь, разделяется на устную и на письменную речь. Письменная речь — это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Устная речь включает в себя два подвида речи: диалогическую и монологическую. Диалогическая речь — это самая простая форма речи, возникающая при общении двух людей. Обычно диалогической речи присуще употребление жестов, интонаций, мимики, что создает эмоциональный контакт между общающимися. Монологическая речь — это изложение какой-либо информации одним человеком в определенной последовательности.
Специфика речевого развития детей с нарушением интеллекта определяется особенностями нервной деятельности и психического развития. У них отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие. Среди выраженных в разной степени речевых расстройств наряду с недостатками произношения, ограниченностью словарного запаса, нарушениями грамматического строя речи, чтения и письма особое место принадлежит расстройствам связной речи.
Становление связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.
Монологическая речь — это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и другие). Она меньше зависит от ситуации, от тех условий, в которых она осуществляется. Монологическая речь должна быть развернутой, последовательной и полной.
Нарушения монологической речи у детей с нарушением интеллекта проявляются в большей степени по сравнению с другими видами связной речи. Здесь наблюдаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое). Чтобы выразить свои мысли школьники нуждаются в постоянной помощи взрослого. Трудности, которые испытывает ребенок с нарушением интеллекта при овладении монологической речью, обусловлены рядом причин. Большое значение имеет и недостаточная сформированность диалога. Не умея полно отвечать на заданные вопросы, не владея в достаточной мере построением предложений, ученик не может перейти к связному устному изложению своих мыслей. Дети долго не понимают необходимости словесного воссоздания ясной картины происходившего, последовательного, логического и подробного описания событий. Ученики пользуются бедными деталями, малоразвернутыми, фрагментарными высказываниями, состоящими из логически не объединенных частей. Школьникам, особенно учащимся младших классов, трудно пользоваться монологической речью еще и потому, что их речевая активность слаба и быстро исчерпывается. Но у учеников специальной школы может наблюдаться формально развитая речь, развитие которой обусловлено особенностями вербальной памяти. Такие дети не вникают в содержание слышанного и не всегда осмысливают его, а просто запоминают отдельные высказывания окружающих и воспроизводят их в определенный момент.
Как один из факторов, влияющих на недоразвитие связной речи у детей с нарушением интеллекта, можно выделить несформированность лексической стороны речи, ведь развитие связной речи как средства общения и орудия мышления невозможно без овладения словарем. Лексико-семантические нарушения у младших школьников с нарушением интеллекта состоят в том, что они не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. У них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения. Речевые нарушения являются очень распространенными и имеют стойкий системный характер, т. е. у таких детей страдает речь как целостная функциональная система, требующая настойчивых и длительных специально разработанных коррекционной педагогикой приемов обучения.
Литература:
- Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках//Дефектология. — 1987. — № 6. — С. 32–37.
- Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — С. 415–427.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 158 с.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. — М., 1995. — 112 с.
- Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988. — 256 с.
- Шафранская, А. И. Психолого-педагогические особенности развития связной речи у детей с нарушениями интеллекта / А. И. Шафранская. — Текст: электронный // art-talant: [сайт]. — URL: (дата обращения: 31.01.2024).