Проблема формирования профессионализма педагога дополнительного образования (в сфере технического творчества) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 858 раз

Библиографическое описание:

Лупандина, М. В. Проблема формирования профессионализма педагога дополнительного образования (в сфере технического творчества) / М. В. Лупандина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1410-1413. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19475/ (дата обращения: 17.12.2024).

Культура постиндустриального общества выдвигает необходимость нового типа создания специалиста. Решение задач образования и воспитания, раскрытия потенциала подрастающего поколения, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей напрямую зависит от результативности и эффективности педагогического труда и определения сферы педагогической ответственности [5]. Требуются компетентные, инициативные, творческие, способные обеспечить все многообразие дополнительного образования педагоги — профессионалы. В этой связи профессионализм педагога дополнительного образования, его развитие становится предметом пристального внимания исследователей и практических работников.

Основополагающие подходы к личности педагогов внешкольной работы определены в трудах Е. Н. Медынского, С. Т. Шацкого. Некоторые аспекты современных условий подготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования изучены в диссертационных исследованиях И. В. Калиш, Н. В. Кленовой, З. А. Каргиной, А. И. Щетинской и др..

В теории и практике профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества в последние годы обострились противоречия:

-        между стремительно возрастающими требованиями информационного, технического общества и недостаточностью развития технического (информационного, робототехнического) образования школьников;

-        между сложившейся системой дополнительного образования детей и социальными требованиями к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и запросами обучающихся, независимо от состояния их здоровья и места проживания;

-        между предъявляемыми требованиями к профессионализму педагога дополнительного образования, основанному на индивидуальной, творческой деятельности в направлении технический мир и фактическим уровнем профессиональной готовности педагогов;

-        между потребностью педагога дополнительного образования в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки механизмов личностно — профессионального развития педагогов дополнительного образования. Обозначенные противоречия доказывают, что пристального внимания в условиях повышения качества образования требует процесс формирования профессионализма педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества.

Термин «дополнительное образование» в структуре российской образовательной системы в 1992 году пришел на смену термину «внешкольное воспитание». Учреждения внешкольного образования в конце XIX века создавались на общественные и частные средства, с 1918 года внешкольное образование вошло в государственную систему народного образования. В 20–30 годы XX века содержание внешкольной деятельности обогащается делами пионерской и комсомольской организации как неотъемлемых частей воспитания личности социалистического государства [1]. В это время формируются специализированные станции детского творчества. Например, на Всесоюзном слете пионеров и школьников в 1926 году было официально объявлено об открытии Центральной детской технической станции. Это событие определило начало организованного движения юных техников в нашей стране. «Этап наивысшего развития внешкольных учреждений — 70–80 годы XX века. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране с середины 80-х годов, вызвали необходимость формирования нового человека, способного к активной творческой деятельности, в том числе и в технической области». [7]. Техническое направление во внешкольном, а затем и в дополнительном образовании развивалось в специализированных детских образовательных учреждениях — центрах технического творчества, которые были созданы в районах, городах. Сегодня необходимо констатировать, что развитием технического творчества на муниципальном уровне занимаются отделы техники в многопрофильных учреждениях дополнительного образования.

Возвращаясь к истории, отметим, что в 1992 году изменился не термин, а назначение данной педагогической деятельности. Под дополнительным образованием понимают «особый вид образования…позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Дополнительное образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ» [3]. Дополнительное образование понимается не как «необязательное», «второстепенное», а как возможность «дополнения» личности до полного, целого, гармоничного.

Толкование многоаспектности данного образования в последние годы (начало XXI столетия) определило научно-методические исследования, благодаря которым дополнительное образование получило теоретическое обоснование (В. А. Березина, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, В. П. Голованов, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, И. И. Фришман и др.). В данных трудах раскрыта ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск. Отличие исследований связано с акцентированием внимания авторов на определенные аспекты педагогической, в большей степени воспитательной деятельности и социализации. Выше мы уже отметили исследования, в которых нашли отражение развития научно — технического творчества учащихся, их авторы: С. К. Никулин, В.А Горский, М. Н.Поволяева, Г. А. Полтавец и др..

Акцентируем внимание на определение дополнительности, предложенное Ю. Г. Бельмач. Автор заявляет, что в области педагогики принцип дополнительности предполагает не только расширение возможностей для удовлетворения интереса стремлений школьников «выйти за рамки учебника», но и повышение культуры мыследеятельности не зависимо от содержания и направленности деятельности учащихся [2]. Е. В. Смольников выделяет отличительные признаки понятия «дополнительное образование»: свободный выбор видов деятельности, удовлетворение личностных образовательных потребностей, способа, форм и темпов обучения, широта и глубина образовательного пространства, приоритет развивающего образовательного процесса и пр. [12].

Завершим данный экскурс терминологией российского законодательства «Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании» [15]. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей...Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [16].

Обретение сферой внешкольного воспитания статуса образовательной системы (с 1992 г.) потребовало рассмотрение специалистов по дополнительному образованию как педагогических работников в связи, с чем их деятельность стала определяться профессиональными требованиями к педагогической профессии. Современная парадигма образования, продиктовав изменение в ситуации дополнительного образования детей, вносит коррективы и в педагогический профессионализм педагогов дополнительного образования.

Педагогическая наука опирается при исследовании понятия «профессионализм» на следующие толкования. В трудах К. Д. Ушинского педагог является профессионалом и экспертом в системе научных знаний о человеке и целях воспитания, творец в созидании личности ученика [14]. У В. А. Сухомлинского в требованиях к личности учителя-профессионала: любовь к детям, радость от общения с ними, глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки, педагогические и психологические знания, практические умения в различных сферах трудовой деятельности [13]. Н. К. Крупская считала, что профессионализм учителя невозможен без знания своего предмета и владения диалектической основой науки; умения передавать другим свои знания в совокупности с умением представить предмет или явление, используя достижения техники, умения разъяснять, объяснять явления, доказывать правильность своих утверждений, помогая учащимся усваивать, запоминать, применять, знания возрастных особенностей развития мышления и восприятия ребенка, преодоления естественных трудностей связи теории с практикой [6]. Согласимся, что «профессионализм — понятие сложное и многоаспектное, имеющее свою историю. Важно осознавать, что от того, как понимается сущность этого явления, напрямую зависит направленность, содержание и технологии образовательных процессов» [4].

Теоретико-методологические основы развития профессионализма педагога опираются на многообразие концептуальных идей гуманистического подхода (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский и др.); акмеологического подхода к профессионально-личностному развитию личности (А. А. Дергач, Н. В. Кузьмина и др.). Российские исследователи В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов основой профессионализма считают научно-теоретическую и практическую подготовку [10]. В. Я. Синенко под профессионализмом понимает систему психолого -педагогических и научно предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающую на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения [9]. В. И. Слободчиков отмечает, что для педагогической профессии решающее значение имеют нравственные качества личности педагога, его ценности и смыслы, которые и влияют на формирование личности учащегося [11]. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых считают что профессионализм личности и деятельности — это две стороны одного и того же явления. Становление профессионала и его профессионализм закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста [8].

Современные ученые профессионализм педагога определяют как комплексное понятие, включающее совокупность взаимосвязанных аспектов, отражающих личностные, функциональные, предметные, технологические и социальные особенности профессии педагога. Под личностным аспектом понимают профессионализм личности (качества, необходимые для профессии), под предметным — профессиональную компетентность (степень освоения предмета своей деятельности), под технологическим — профессиональное мастерство (владение технологией), под социальным — результат профессиональной деятельности.

Практическая деятельность учреждений дополнительного образования демонстрирует, что индивидуальный потенциал педагога дополнительного образования включает широкий мир их собственных профессиональных увлечений, видов творчества, которые находят свое отражение в разнообразных формах в педагогической деятельности. Такая сложившаяся система при формировании кадрового состава в учреждениях дополнительного образования способствовала до определенного этапа выполнению условий для выявления творческого потенциала детей, для их самореализации и развития. Практика демонстрирует, что в большей мере обучение в дополнительном образовании детей технической направленности осуществляется на репродуктивном уровне, что является издержками традиционного обучения.

Необходимо констатировать, что в имеющихся исследованиях не в полной мере рассматриваются вопросы, касающиеся стратегии развития дополнительного образования детей в сфере технического творчества в целом и модернизации профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в частности. Важность постановки и решения этих вопросов неоспорима. В педагогической науке выявлены сущность, структура профессионализма педагога, определены теоретические условия процесса профессиональной подготовки педагогов. Однако процесс формирования профессионального мастерства и компетентности педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества как условие повышения качества образования значительно отстает. Выявление перечня профессионально важных качеств педагогов, обусловленных переходом к информационному, техническому обществу, и их формирование становится одной из актуальных задач образовательной системы дополнительного образования детей на научно-теоретическом уровне. На научно-методическом уровне актуальность исследований связана с необходимостью выявления комплекса организационно-методических условий, способствующего эффективному формированию профессионально важных качеств педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества в области компьютерных и робототехнических образовательных технологий, в области спортивного моделирования, технического 3D моделирования и прототипирования, в проектной и изобретательской работе.

 

Литература:

 

1.      Асмолов, А.Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития /А. Г. Асмолов // Внешкольник.- 1997.- № 9.- С. 3–9.

2.      Бельмач, Ю. Г. Педагогические условия развития технического творчества в учреждениях дополнительного образования: дис,...канд.пед.наук: 13.00.01/ Бельмач, Юрий Георгиевич.- Москва, 1999.- 166 с.

3.      Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис,...канд.пед.наук: 13.00.01/ Березина, Валентина Александровна.-Москва, 1998. — 147 с.

4.      Гуревич, Р.С., Педагогический профессионализм преподавателя как актуальная проблема профессионального образования / Р. С. Гуревич, М. Е. Кадемия // Теория практика управления социальными системами.- 2003. -№ 1.- С.74–80.

5.      Концепция развития дополнительного образования детей. — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г., № 1726 -Р // URL:http: // минобрнауки.рф /документы/4429

6.      Крупская Н. К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом // избр. пед. произв. — М.: Просвещение. — 1965. — С. 254–257.

7.      Никулин, С.К., Системный подход в развитии научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России / С. К. Никулин. — М:Глобус.- 2005.- 432 с.

8.      Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых.- Брянск: Брянский государственный университет, 2003. — кн.1. — 174 с.

9.      Синенко, В. Я. Профессионализм и качество образования / В. Я. Синенко // Педагогика. -1999. -№ 5, С. 45–51.

10.  Сластенин, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-пресс.- 1998. — 512 с.

11.  Слободчиков В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков.- Биробиджан.: БГПИ. — 2005.- 268 с.

12.  Смольников Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ: дисс,... канд.пед.наук: 13.00.01 / Смольников Евгений Вильевич. -Ульяновск, 2006. — 229 с.

13.  Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский.– М.: Просвещение, 1969. — С. 40–45.

14.  Ушинский К. Д. // Хрестоматия по истории педагогики / под общей ред. С. А. Каменева. — М.- 1936. — Т. IV.

15.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Ростов н/Д: Легион. — 2013. — ст.2

16.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- Ростов н/Д: Легион, 2013. — ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых». — п.1.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, техническое творчество, профессионализм педагога, внешкольное образование, образовательная система, педагогическая деятельность, педагогическая наука, педагогическая профессия, пристальное внимание.


Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Специфика социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования

Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Специфика социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования

Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Задать вопрос