Современный этап модернизации отечественной системы образования в качестве основных приоритетов провозглашает его доступность, качество и эффективность. В условиях модернизации системы образования актуальной становится проблема совершенствования нормативно-правовой базы образовательных организаций, решение которой необходимо осуществлять на основе разработки управленческой модели формирования нормативно-правовой базы образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога.
Как отмечают исследователи (Я. В. Боболева, В. А. Болотов, Е. С. Грязнова, Е. В. Губанова, В. С. Мухамадеева, О. Н. Олейникова, В. П. Панасюк, А. А. Радионов, И. В. Романенко, А. И. Субетто и др.), уровень неопределенности и вероятность рисков, связанных с введением профессиональных стандартов педагога таковы, что требуются значительные временные и интеллектуальные усилия для оценки и контроля результатов их использования, а также выявления рисков, особенно в части оценки рисков управления педагогическим коллективом, создания мотивации к самоизменению педагогического коллектива и педагогов, разработки рекомендаций по внедрению профессионального стандарта с учетом специфики региона и конкретной образовательной организации.
Свою деятельность школа строит в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере общего образования. Нормативно-правовое обеспечение — это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством конкретной организации.
Нормативно-правовая база, на которой строится деятельность школы, должна соответствовать требованиям Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, требованиям закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность общеобразовательных организаций (локальным актам).
Не вызывает сомнения тот факт, что в условиях внедрения профессионального стандарта педагога нормативно-правовая база школы должна претерпеть значительные изменения, для чего целесообразно проведение администрацией школы внутреннего аудита, по результатам которого должны быть внесены изменения и дополнения в действующие локальные акты, разработаны новые локальные акты, программы повышения профессионального мастерства педагогов и др. Подобный аудит выявит соответствие нормативно-правовой базы школы требованиям профессионального стандарта педагога и определит основные направления модернизации нормативно-правовой базы образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. Внутренний аудит, как правило, направлен на выявление проблем в деятельности педагогов и организацию помощи педагогам в более эффективном выстраивании профессиональной деятельности. Особенно это становится актуальным в условиях введения профессионального стандарта педагога. Мы предполагаем, что по результатам внутреннего аудита будут внесены значительные изменения в такие локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации, как устав, должностные инструкции педагогов, трудовой договор (эффективный контракт), положение об организации методической работы, положение об инновационной деятельности, положение об организации и проведении внутреннего аудита, положение о проведении аттестации педагогических работников и др. Отметим, что все изменения и дополнения в локальные акты необходимо внести до введения профессионального стандарта педагога.
Одним из важных условий эффективности внедрения профессионального стандарта педагога, с нашей точки зрения, является готовность педагогов школы к инновационной деятельности, регламентируемой определенным Положением. Изменения в это Положение могут быть внесены, помимо прочего, на основе диагностики педагогического коллектива, предваряющей внедрение профессионального стандарта. Подобное исследование было нами проведено на базе частного общеобразовательного учреждения «Христианская гимназия «Свет миру» г. Костромы. Результаты анкетирования «Восприимчивость педагогов к инновационной деятельности» показали следующее: 10 % испытуемых не заинтересованы в инновационной деятельности в образовательной организации; 54 % допускают использование инноваций в своей работе; 36 % готовы к инновационному режиму работы в своей организации. Таким образом, только третья часть коллектива на момент проведения исследования показала готовность к инновационной деятельности, с которой связано внедрение профессионального стандарта. Подобные результаты свидетельствуют о необходимости разработки ряда локальных актов, направленных на формирование у педагогов гимназии готовности к инновационной деятельности.
Также нами был проведен тест «Определение удовлетворенности личности своим трудом» (Е. И. Рогов). Удовлетворенность трудом является интегральным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности. Автор рекомендует оценивать оценивались следующие составляющие удовлетворенности педагогической деятельности как показатель мотивации сотрудников к самоизменению: интерес к работе; удовлетворенность достижениями в работе; удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами; удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией организации; уровень притязаний к педагогической деятельности; предпочтение выполняемой работы заработку; удовлетворенность условиями труда; профессиональная ответственность. На основе средних показателей по результатам тестирования определяется общая удовлетворенность педагогической деятельностью [2].
Результаты проведенного исследования показали следующее: 60 % членов педагогического коллектива продемонстрировали средний уровень удовлетворенности педагогической работой; у 30 % выявлен уровень ниже среднего; только 10 % показали высокий уровень удовлетворенности педагогической деятельностью.
С помощью диагностических методик можно выявить определенные факторы, способствующие и препятствующие профессиональной самореализации, готовности педагогов к внедрению профессиональный стандартов педагога. Эти показатели позволяют руководителю образовательной организации определить пути совершенствования управленческой практики на основе формирования новой нормативно-правовой базы в условиях введения профессионального стандарта педагога.
Таким образом, исследование, проведенное нами, позволило сделать вывод, что совершенствование управления образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога требует значительных изменений в нормативно-правовой базе образовательной организации.
Литература:
- Адольф В. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. — 2015. — № 1 (31). С. 5–11.
- Мухамадеева В. С. Оценка готовности педагогов к реализации профессионального стандарта / В. С. Мухамадеева // Перспективы науки — 2016. — № 7. — С. 26–32.
- Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: методическое пособие/ О. Н. Олейникова. — М.: АНО Центр ИРПО, 2011. — 100 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога/ Е. И. Рогов. — М.: Просвещение, 2014. — 242 с.