В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму франчайзинга.
Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, фрайнчазер, франчайзи, бренд, компания, предприятие, стратегия, товарный знак.
Современное состояние экономики обусловливает необходимость разработки организационно-экономических основ формирования интегрированных форм бизнеса. Одним из приоритетных направлений является разработка организационно-экономического механизма формирования, становления и развития франчайзинговой формы организации бизнеса. Такая необходимость связана с состоянием предпринимательской деятельности в нашей стране.
Франчайзинг — это способ организации и развития бизнеса, в котором компания собирающаяся расширяться (франчайзер) передает другой независимой компании или частному лицу (франчайзи) право использовать при ведении бизнеса, разработанную франчайзером бизнес-систему, а именно продавать товары или оказывать услуги аналогичным способом, под одним брендом [1, c.10]. При этом франчайзи получает разностороннюю поддержку от франчайзера, которая выражается в передаче прав на использование не только бренда, но и репутации, а также маркетинговых технологий, секретов производства и т. д. В свою очередь франчайзи соглашается на то, что будет осуществлять свою деятельность по предварительно разработанному франчайзером плану и правилам. По мимо этого условием сотрудничества является то, что франчайзи обязан делиться частью своей прибыли с франчайзером на условиях, которые оговариваются в договоре. Это может быть первоначальный (паушальный) взнос или же периодические платежи (роялти)
Франчайзеру такая стратегия развития компании помимо экономических выгод интересна тем, что появляется возможность в короткие сроки повысить узнаваемость своего бренда, освоить новые рынки, увеличить сеть предприятий при помощи других людей и их средств. Так же для открытия новых точек по системе франчайзинга от франчайзера не требуются инвестиции собственного капитала, потому что затраты на открытие нового объекта ложатся на плечи франчайзи. Эти действия позволяют поднять авторитет франчайзера на рынке, и в том числе способствует быстрому расширению территорий, на которых представлена компания.
Для новых компаний, которые только выходят на рынок, франчайзинг может стать отправной точкой в развитии, а именно помочь сделать брэнд максимально узнаваемым и привлекательным для покупателей. В таком случае при открытие направления франчайзинга, компания преследует цель стать наиболее популярной для потребителей в максимально короткие сроки. Так же развитие сети франчайзинга, а соответственно увеличения прибыли (за счет отчислений франчайзи), компания может проводить масштабные рекламные компании, направленные на усиление бренда.
Франчайзинг также является инструментом управления стоимостью компании. За счет увеличения объемов продаж, оптимизации бизнес-процессов, повышения лояльности потребителей франчайзинг формирует бренд с большим экономическим потенциалом, что увеличивает стоимость компании на рынке.
Так же при помощи развития сети франчайзинга компания получает дополнительную прибыль за счет коммерциализации интеллектуальной собственности, другими словами франчайзер получает доход от переуступки интеллектуальной собственности (авторские права, товарный знак, ноу-хау).
По договору франчайзинга существует два вида платежей первоначальный (паушальный) взнос и регулярные платежи (роялти). Формировать величину первоначального взноса нужно отталкиваясь от приблизительного количества участников франшизы, для того чтобы покрыть расходы на разработку и продвижения франшизы, а периодические платежи должные покрывать расходы на подготовку персонала и на постоянную помощь франчайзи.
Договор франчайзинга закрепляет за франчайзи определенную территорию, на которой он может производить свою деятельность, это позволяет уменьшить уровень конкуренции между элементами системы франчайзинга одной компании.
Некоторые компании, основной деятельностью которых является производство и реализация технически сложного оборудования, развивают сеть франчайзинга в направлении сервисного обслуживания своей продукции. Компании это выгодно тем, что она перекладывает ответственность за оказание сервисных услуг на франчайзи, в свою очередь для покупателя такой франшизы это прибыльный бизнес, ведь в конце жизненного цикла продукта сервисное обслуживание становится основной статьей получения прибыли. В свою очередь потребитель может выиграть от этого в том, что разделение обязанностей на производство и сервисное обслуживание положительно скажется на качестве продукта. Таким образом, развитие франшизы привлекательно для всех участников.
Таким образом, в современных условиях франчайзинг может являться стратегией:
- расширения бизнеса;
- маркетингового продвижения;
- коммерциализации интеллектуальной собственности;
- увеличения стоимости компании;
- оптимизации сервиса;
- конкурентной стратегией [3].
Создание направления развития франчайзинга в компании состоит из трех основных этапов:
1. начальный (допроектный);
2. разработка системы;
3. реализация выбранной системы.
На начальном этапе будущий франчайзер оценивает возможность и степень подготовленности компании к началу развития по системе франчайзинга. На этом этапе самое главное, что необходимо сделать — это исследовать рынок, отталкиваясь от особенностей сферы деятельности компании.
Для того чтобы компания успешно реализовывала стратегию развития при помощи франчайзинга, она должна удовлетворять следующим требованиям:
- безупречная репутация;
- узнаваемый бренд;
- стабильная доходность бизнеса;
- четко сформулированные и прописанные описания технологии ведения бизнеса;
- стандартизированные нормы обучения персонала и оказания услуг;
- юридически зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, в России франчайзинг удобен тем, что позволяет создать сеть территориально удаленных друг от друга предприятий, которые действуют каждый на своей территории. Так же франчайзер получает от франчайзи отчеты о состоянии рынка, на котором тот работает. Отталкиваясь от этой информации, франчайзер может улучшать оказываемые услуги и приспосабливать их, не тратя временные и денежные ресурсы на маркетинговые исследования.
Литература:
1. Сосна, С. А. Франчайзинг: коммерческая концессия / С. А. Сосна, Е. Н. Васильева. — М., 2005 г — 225 с.
2. Морковина, С.С., Азарова, Н. А. Франчайзинг как эффективный симбиоз крупного и малого бизнеса: ожидания и реальность // Вестник ТГУ. — 2009. — № 12
3. Ишина, Л. Н. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России / Л. Н. Ишина, Г. В. Пономаренко. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. — 223 с.