Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 3222 раза

Библиографическое описание:

Мельникова, Т. Ф. Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге / Т. Ф. Мельникова, С. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 843-847. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30849/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты франчайзинга. Определены основные его виды и области применения. Проведен анализ популярных и новых франшиз Оренбурга.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, торговля, коммерческая деятельность, товарный франчайзинг, производственный франчайзинг.

В настоящее время торговля развивается очень активно. Рынок сильно насыщен дифференцированными товарами. Покупатель все больше потребляет разнообразные продукты и пользуется теми или иными услугами в различных сферах, а, следовательно, и возрастает спрос.

Наряду с этим фактом многие бизнесмены хотят извлечь из этого прибыль и заняться предпринимательской деятельностью. В связи с этим у большинства из них возникает интерес к франчайзингу, как к способу создания стабильной и гибкой сети магазинов при этом, не вкладывая свои собственные средства.

Рассмотрим франчайзинг, как одну из форм современной торговли.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям. [1]

Иными словами, головная компания, в основном это крупная, достаточно известная потребителям фирма должна заключить договор с предприятием, которое развивается самостоятельно. Договор должен включать предоставление данному предприятию исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной фирмы.

Такая форма достаточно удобна для таких малых предприятий, деятельность которых только начинается, так как у материнской компании есть определенная репутация и имидж, а также торговая марка, к которой привык потребитель, и вследствие этого вновь открывшейся компании нет необходимости затрачивать свои средства на рекламу.

Как правило, во франчайзинге учувствуют две стороны.

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, технологию и отличительные особенности. [4]

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает её и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака и технологий. [4]

Франшиза — это есть ни что иное как сам бизнес, который франчайзер продает франчайзи.

Данная тема очень актуальна, сейчас такой метод ведения бизнеса прочно зарекомендовал себя как один из самых надежных механизмов, которые позволяют развить его довольно быстро. По статистике, только 15 % самостоятельных компаний в первые 5 лет остаются на рынке, а среди франчайзинговых предприятий этот процент гораздо выше, ведь каждые 7 из 8 организаций развиваются успешно.

Одним из колоссальных примеров франчайзинга является сеть ресторанов быстрого питания «Subway», которая имеет больше 40 000 точек в более 100 странах мира. Сеть, которая открылась в 1965 году, сейчас имеет оборот более 10 млрд. долларов в год.

Например, компания «AnytimeFitness», которая является крупной сетью фитнес залов, разрастается с огромной скоростью. За время своего существования, с 2002 года, насчитывается более 2000 открытых фитнес центров. В России этой сети ещё нет.

В России же одной из самых известных франшиз является ресторан быстрого питания, а именно McDonald’s, 418 точек которого располагается в 82 городах. В городах, где его нет, о нем все знают, благодаря большому количеству рекламы с телевидения.

Город Оренбург тоже не стал исключением, в нем располагается большое количество крупных и популярных предприятий, которые многие потребители посещают уже не первый год. [2] К таким можно отнести: магазины женской, мужской и детской одежды «O’stin», оздоровительные центры женского фитнеса «Тонус-клуб», парфюмерно-косметический магазины «Летуаль», сеть ресторанов быстрого питания «BurgerKing», магазины бытовой техники и электроники «Эльдорадо», магазины женского нижнего белья «Incanto», фитнес клубы «AlexFitness». Если говорить об ушедших с рынка предприятиях, работающих по франшизе, ярким примером может служить магазин одежды «KiraPlastinina», который закрылся в начале 2015 года. На основе этих данный можно сделать вывод, что около 98 % предприятий, работающих по франшизе остается в г. Оренбурге, такой высокий процент говорит о том, что данный бизнес является выгодным, следовательно, тенденция позволяет распространения новых франшиз. [3] Более подробно с этим можно ознакомиться на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение работающих и закрывшихся предприятий работающий по франшизе в Оренбурге

Был проведен анализ предприятий, работающих по франшизе в городе Оренбурге, появившихся в последнее время, среди которых были рассмотрены: сеть ресторанов быстрого питания «BurgerClub», кафе мороженное «33 пингвина», кофейня формата «кофе с собой» «CoffeeLike», гонконгские вафли с начинкой «BubbleTime», ресторан доставки японской кухни, итальянской пиццы, и китайской лапши «Farfor».

Конкретные цифры по каждому показателю представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение основных показателей недавно открывшихся предприятий, работающих по франшизе вг. Оренбург

«Bubble Time»

«Burger Club»

«Coffee Like»

«Farfor»

«33 Пингвина»

Стартовые инвестиции, руб.

290 000

2 950 000

500 000

789 000

1 200 000

Вступительный взнос, руб.

400 000

0

250 000

200 000

350 000

Срок окупаемости, мес.

6

7

2

6

6

Роялти, %

3,5

2

3

4,5

0

Первым показателем анализа были стартовые инвестиции. Самой дорогой франшизой из представленных оказался «BurgerClub», его стартовые инвестиции составляют 2 950 000 рублей, а гонконгские вафли «BubbleTime» оказались с самыми минимальными начальными инвестициями, а именно 290 000 рублей. Подробнее с этим показателем можно ознакомиться на рисунке 2.

Рис. 2. Соотношение стартовых инвестиций недавно открывшихся предприятий, работающих по франшизе в г. Оренбург

А вот если говорить о вступительных взносах, то у этой фирмы он самый максимальный, а у фастфуда «BurgerClub» он и вовсе равен 0. Соотношение вступительных взносов недавно открывшихся предприятий, работающих по франшизе в г. Оренбурге, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Соотношение вступительных взносов недавно открывшихся предприятий, работающих по франшизе в г. Оренбурге

В основном бизнес представленных компаний окупается за полгода, самый быстрый срок окупаемости составляет 2 месяца и принадлежит сети «CoffeeLike», самый долгий срок окупаемости 7 месяцев у «BurgerClub». Процент соотношения сроков окупаемости представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Соотношение сроков окупаемости недавно открывшихся предприятий, работающих по франшизе в г. Оренбурге

Что касается ежемесячных выплат роялти, кафе мороженное «33 Пингвина» их не выплачивает, а сеть ресторанов доставки «Farfor» выплачивает головной компании 4, 5 % от оборота. На рисунке 5 подробнее рассмотрен процент ежемесячных выплат.

Рис. 5. Соотношение ежемесячных выплат недавно открывшихся предприятий, работающих по франшизе в г. Оренбурге

Также в городе Оренбург есть предприятия, которые сами продают франшизу, например компания окна «Висла», которая занимается продажей и установкой пластиковых окон. В 2000 году в Оренбурге был открыт небольшой цех по изготовлению окон по ГОСТу. Сегодня открыта сеть офисов продаж в 26 городах России, среди которых Оренбург, Самара, Москва, а также официальные представительства в Оренбургской области, республике Башкортостан и Казахстане.

Еще одним примером франчайзинга в Оренбурге может служить фабрика знаменитых Оренбургских пуховых платков, которая предлагает разнообразную пуховую продукцию. Сеть фирменных магазинов уже расположена в Орске, Бузулуке, Новотроицке, Иркутске, Кисловодске, Мурманске, Норильске и Казане. Первоначальные инвестиции составляют 350 000 руб., в которые входят: торговое оборудование 100 000 руб. и товарный запас 250 000 руб., период окупаемости один сезон, то есть 3 месяца, а при открытии в предновогодний сезон срок окупаемости уменьшается до 2 месяцев.

Со временем в городе Оренбурге открываются не только новые отечественные или зарубежные франшизы, но также, город предоставляет и свои, количество которых будет только расти.Также, в городе Оренбург существуют некоторые предприятия, которые тоже могли бы продавать свою франшизу и пользоваться успехом, например сеть кондитерских магазинов «Винни Пух», сеть салонов оптики «Дилор», торговая сеть молочной продукции «Летний Луг», национальная водная компания «Живая вода». На сегодняшний день эти предприятия размещены непосредственно в городе Оренбурга, а также в пределах Оренбургской области.

В условиях увеличения оборотов крупных и средних торговых компаний франчайзинг становится одним из самых эффективных инструментов выживания малого бизнеса. Перспективы развития франчайзинга в Оренбурге имеют позитивную тенденцию. Об этом говорит ежегодное увеличение предприятий, работающих по франшизе, а также предприятий, имеющих желание развиваться по данной схеме. Особенным спросом рынок франчайзинга в городе Оренбург стал пользоваться наибольшим спросом. Этому способствует улучшение качества самих франшиз, усовершенствование технологий, а также увеличение количества наглядных примеров, иллюстрирующих эффективность работы по франшизе.

У каждого бизнеса свои особенности и подводные камни, каждая сфера предполагает под собой определенный ряд обязанностей и требует определенный склад мышления. Но какую бы франшизу не приобрел предприниматель, ему надо быть готовым к тому, что этому делу нужно отдаваться целиком и полностью, чтобы добиться высоких результатов.

Литература:

  1. Астремский А. Д. Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса // Транспортное Дело России. 2012. № 9.
  2. Лапаева М. Г. Развитие предпринимательства в Оренбуржье // Вестник ОГУ. 2011. № 1.
  3. Лужнова Н. В., Волкова Н. В., Шихорина О. В. Зарождение торговли и предпринимательства в Оренбургской области // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2013. № 5 (27).
  4. Сибгатуллин Р. Т. Франчайзинг в России // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25–2.
  5. Чистанов Т. О. Проблемы развития франчайзинга в России // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2013. № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): Оренбург, франшиза, предприятие, быстрое питание, город, сеть ресторанов, франчайзинг, головная компания, Оренбургская область, товарный знак.


Ключевые слова

франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, торговля, коммерческая деятельность, товарный франчайзинг, производственный франчайзинг., производственный франчайзинг

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга, его особенности в современных условиях. Исследуются вопросы возникновения и развития франчайзинга в России, его преимущества и недостатки. Рассматривается опыт российских и зарубежных компаний мал...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

История возникновения и развития франчайзинга

В статье рассматривается история возникновения и эволюции франчайзинга как инструмента предпринимательской деятельности. Франчайзинг, представляющий собой систему организации бизнеса на основе успешных технологий и бренда, стал значительно способство...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Франчайзинг по-венгерски

В данной статье рассматривается история появления франчайзинга в Венгрии, а также его институциональная среда, способствующая дальнейшему развитию франчайзинговой формы взаимоотношений крупного и мелкого бизнеса в данной стране.

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Особенности маркетинга в банковской сфере

В статье рассматриваются особенности маркетинга в банковской сфере. Обосновываются его принципы, функции и задачи. Раскрыты особенности маркетингового микса для рынка банковских услуг.

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга, его особенности в современных условиях. Исследуются вопросы возникновения и развития франчайзинга в России, его преимущества и недостатки. Рассматривается опыт российских и зарубежных компаний мал...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

История возникновения и развития франчайзинга

В статье рассматривается история возникновения и эволюции франчайзинга как инструмента предпринимательской деятельности. Франчайзинг, представляющий собой систему организации бизнеса на основе успешных технологий и бренда, стал значительно способство...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Франчайзинг по-венгерски

В данной статье рассматривается история появления франчайзинга в Венгрии, а также его институциональная среда, способствующая дальнейшему развитию франчайзинговой формы взаимоотношений крупного и мелкого бизнеса в данной стране.

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Особенности маркетинга в банковской сфере

В статье рассматриваются особенности маркетинга в банковской сфере. Обосновываются его принципы, функции и задачи. Раскрыты особенности маркетингового микса для рынка банковских услуг.

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Задать вопрос