Проблемы франчайзинга на калининградском рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Долина, В. М. Проблемы франчайзинга на калининградском рынке / В. М. Долина, М. Д. Кладова, Е. А. Курзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2 (90.2). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19076/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье анализируется структура регионального франчайзингового рынка. Проведённый анализ позволяет установить тенденции развития и распространения франчайзингового метода ведения бизнеса в Калининграде и области на современном этапе. Установлено, что в отраслевой структуре франчайзинга преобладает товарный франчайзинг. Выявлению сдерживающие факторы в отношении развития сервисного франчайзинга. Проведен сравнительный анализ стартовых условий приобретения франшизы компаний Subwayи McDonald's, позволивший сделать выводы о выгодности предлагаемых франшиз.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзинговые сети, франчайзинговый рынок, региональный рынок, отраслевая структура, товарный и сервисный франчайзинг.

 

Франчайзинговых сетей с каждым годом становится все больше. Лидерами мирового франчайзинга по праву считаются: Anytime Fitness, Hampton Hotels, Subway, McDonald's [1]. помощью франчайзинга развиваются как крупные торговые сети, так и небольшие компании. Такая ситуация вполне логична: франчайзинг позволяет предпринимателям открыть и вести свой бизнес с минимальными рисками.

Начало использования франчайзинга на российском рынке стало возможным благодаря становлению цивилизованных отношений в бизнесе и необходимости применения новых методов ведения бизнеса. В бизнес-терминологию России термин «франчайзинг» был введён около 15-ти лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, на котором он попытался применить франчайзинг, потерпело фиаско.

Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось на российском рынке лишь около десяти лет назад. В настоящее время франчайзинг повсеместно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин «франчайзинг», что создаёт определённые преграды для развития признанной во всем мире бизнес - технологии.

Начиная с 2007-го года, развитие франчайзинга в России приняло    динамичный характер. Проведённое исследование показывает, что тенденции развития франчайзинга в Калининградской области аналогичны общероссийским и ориентированы на средний сегмент рынка. Открытие торговых центров «Плаза» (2006 г.), «Европа» (2009 г.) и «Кловер» (2010 г.) способствовало значительному увеличению франчайзинговых магазинов на калининградском рынке [2].

Дальнейший экспертный анализ позволяет наблюдать тенденции ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса в Калининграде и области в последние годы. Рассмотрим отраслевую структуру франчайзинга в Калининградской области. Результаты анализа представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Отраслевая структура франчайзинга в Калининградской области

 

В отраслевой структуре франчайзинга Калининградской области на протяжении последних лет преобладает товарный франчайзинг, что объясняется высоким спросом на потребительские товары. Среди наиболее крупных франшиз в секторе торговли следует выделить франчайзинговые предприятия: Zara, Bershka, Mango, Спортмастер, Adidas, Incity, Benetton. Рост количества франшиз, в первую очередь, обуславливается увеличением количества торговых площадей и строительства новых торговых центров. Например, строительство торговых центров «Мега» дало толчок к появлению популярных и новых для нашей области франшиз. На втором месте находится сервисный франчайзинг, основу которого составляет сфера питания. Среди наиболее значимых и популярных франшиз в сфере питания следует выделить компании: McDonalds, Subway, Якитория, Шоколадница, Планета Суши. В других направлениях сферы услуг можно выделить такие фрачайзинговые сети, как Сеть компьютерных клиник, Тонус-Клуб, 1С [2].

Как показывает анализ, сервисный франчайзинг на калининградском рынке составляет лишь 30% объёма всего рынка и развивается относительно медленными темпами, что отчасти объясняется ограниченной платежеспособностью потребителей. Кроме того, развитие определённого вида франчайзинга тесно связано со спросом на тот или иной товар или услугу. Объекты сервисного франчайзинга подвергаются значительным колебаниям спроса, поэтому его развитие в пределах региона несколько осложняется. Относительно постоянный спрос сохраняется лишь в отрасли общественного питания, в сфере медицинских услуг, однако гостиничный и туристический франчайзинговый бизнес подвержены всевозможным колебаниям под воздействиям внешних факторов. Причины этого явления объясняются узким потребительским сегментом, в котором функционирует франшиза, и связаны во многом с особенностями климатических условий: с коротким тёплым летним периодом.

Для нашего региона присутствие крупных и средних франчайзеров весьма выгодно по чисто экономическим причинам: создание значительного числа рабочих мест, развитие в регионе нового перспективного сектора экономики. В условиях экономической нестабильности, которая, к сожалению, наблюдается в нашей стране, начинать свое дело самостоятельно – рисковое занятие. Франчайзинг же предоставляет предпринимателю проверенную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность на практике. Если у Вас пока нет решения по поводу начала коммерческой деятельности, то путь во франчайзинговую компанию, возможно, станет трамплином для Вас.

Франчайзинг, как известно, строится на взаимодействии двух типов предпринимателей – франчайзера и франчайзи, каждый из которых имеет свои права, обязанности и ответственность в данном бизнесе. При этом франчайзи должен вносить разовый взнос за открытие бизнеса (паушальный платеж), и эта стартовая сумма, как показало исследование, довольно велика и у разных франчайзеров она различна.

Проведённый нами анализ показывает, что компания Subway, представленная в калининградском регионе, занимает 3 место в рейтинге «лучшие франшизы», а компания McDonald's, которая так же представлена в нашем регионе, несмотря на свою популярность, занимает лишь 14 место в мировом рейтинге. История рейтинга компаний Subway и McDonald'sза период с 2011 по 2015 гг. прослеживается в табл.1.

Таблица 1

История рейтинга франшиз компаний Subwayи McDonald's

Год

Место в рейтинге

Subway

McDonald's

2011

9

3

2012

2

6

2013

2

9

2014

3

16

2015

3

14

Из таблицы отчётливо видно, что если рейтинг компании Subway неуклонно растёт из года в год, то рейтинг компании McDonald'sимеет тенденцию к снижению. 

Начальные затраты, постоянные сборы и финансирование в компании Subway имеет следующие объёмы:

Начальный капитал: $116,600 – $263,150

Паушальный взнос: $12,000

Текущие роялти: 8%

Срок договора франшизы: 20 лет с возможностью его продления.

Требования к помещению для открытия собственного ресторанчика под «эгидой» Subway зависят от места предполагаемого расположения.

Оборудование для приготовления еды и мебель по условиям франшизы Subway, необходимо приобретать у партнёров франчайзера. Преимущества компании Subway заключаются в следующем: двух недельный тренинг доступен в штаб-квартире в любой из следующих стран: Австралии, Китае, Германии, Индии, Монреале, Канаде и Майами, Флориде. Германия находится близко к нашему региону.

Компания оказывает постоянную поддержку электронными рассылками необходимой информации, бесплатная телефонными линиями, организацией охраны безопасности, арендных переговоров и пр. Кроме того, оказывается значительная маркетинговая поддержка в области рекламы и локального маркетинга в стенах магазина.

Стоимость открытия Макдональдс по франшизе:

Начальный капитал: $950 тыс. – 1.8 млн.

Паушальный взнос: $4500. Роялти (ежемесячные выплаты): 12,5%.

Длительность договора франшизы: 20 лет, возобновляема.

Полученные данные по компаниям Subway и McDonald's нами сведены в таблицу (табл.2), позволившую осуществить сравнительный анализ их характеристик.

Из итоговой таблицы видно, что для открытия ресторана McDonald’s необходимо инвестировать существенные денежные средства не только для того, чтобы купить франшизу, но и на приобретение оборудования, помещения, обучение сотрудников. Для открытия ресторана Subway так же необходимы подобные инвестиции, но в заметно меньшем и разумном объёме.

Таблица 2

Сравнительная характеристика компаний

Характеристики франшизы

McDonalds

Subway

Паушальный (вступительный) взнос – стоимость лицензии

$45 000

$12 000

Начальный капитал

$900 000 – 1 800 000

$100 000

Роялти (ежемесячные отчисления от прибыли франчайзеру)

12,5%

8%

Окупаемость

1-1,5 года

1,5-2 года

Действие лицензии

20 лет

20 лет

 

Сравнительный анализ полученных данных убедительно доказывает, что условия открытия франшизы в компании Макдональдс наименее выгодны для российского предпринимателя. Например, приблизительная цена входного капитала в расчете на одну точку компании Макдональдс составляет минимум 10 000 000 рублей, в то время как в компании Subway на порядок меньше. Кроме того, чтобы стать франчайзинг – директором компании Макдональдс необходимо пройти курс обучения, который будет длиться около 9 месяцев, в течение которых обеспечиваешь себя сам.

Сделаем вывод: если вы решили обеспечить себя стабильным бизнесом при помощи франшизы и остановились на выборе компании, то внимательно прочитайте условия договора каждого франчайзера, проанализируйте и сравните их. Проведённое исследование показывает, что не всегда самые популярные и «раскрученные» компании являются самыми выгодными для партнёрства.

В заключение можно констатировать, что строительство большого количества торговых объектов и расширение торговых площадей будут способствовать появлению на нашем рынке новых франчайзинговых сетей и открытию новых предприятий, работающих по концепции франчайзинга. Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. По мнению многих специалистов, франчайзинг в настоящее время – важнейший инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса, поскольку он даёт возможность объединить достоинства крупного и малого бизнеса.

 

Литература:

1.      The Entrepreneur, интернет журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.entrepreneur.com/

2.      Современное развитие франчайзинга на предприятиях Калининградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/348/71881.php:/.

Основные термины (генерируются автоматически): сервисный франчайзинг, Калининградская область, компания, отраслевая структура франчайзинга, начальный капитал, российский рынок, Сравнительный анализ, франчайзинг, франшиза, калининградский рынок.


Ключевые слова

франчайзинг, франчайзинговые сети, франчайзинговый рынок, региональный рынок, отраслевая структура, товарный и сервисный франчайзинг

Похожие статьи

Особенности франчайзинга в хостелах в гостиничном бизнесе Казахстана

В статье рассматриваются проблемы франчайзинга в хостелах на рынке гостиничных услуг в Республике Казахстан, выявляются перспективы развития рынка хостелов на основе формирования франчайзинговых сетей.

Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона

В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Анализ управления частной инвестиционной деятельностью физических лиц в России: сравнение условий крупнейших брокерских клиентов

В статье рассмотрены причины роста частной инвестиционной активности россиян и проанализированы крупнейшие операторы российского фондового рынка, предлагающие продукты для инвесторов — физических лиц. Определены параметры для сравнения брокерских кли...

Современное состояние и перспективы развития факторинга в России

В данной статье проведен анализ российского рынка факторинга по состоянию на конец 2020 года, рассмотрены основные направления и тенденции развития факторинговой формы финансирования на современном этапе развития мировой экономики.

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Современные инструменты маркетинговых коммуникаций автодилеров

Предметом исследования в данной статье является комплекс современных маркетинговых коммуникаций автомобильной дилерской сети. Цель — анализ основных инструментов маркетинговых коммуникаций на автомобильном рынке. В результате исследования были рассмо...

Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка

В статье рассматривается современный рынок франшиз в России. Определяются положительные стороны франчайзинга в стране, а также основные проблемы и пути их решения.

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Похожие статьи

Особенности франчайзинга в хостелах в гостиничном бизнесе Казахстана

В статье рассматриваются проблемы франчайзинга в хостелах на рынке гостиничных услуг в Республике Казахстан, выявляются перспективы развития рынка хостелов на основе формирования франчайзинговых сетей.

Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона

В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Анализ управления частной инвестиционной деятельностью физических лиц в России: сравнение условий крупнейших брокерских клиентов

В статье рассмотрены причины роста частной инвестиционной активности россиян и проанализированы крупнейшие операторы российского фондового рынка, предлагающие продукты для инвесторов — физических лиц. Определены параметры для сравнения брокерских кли...

Современное состояние и перспективы развития факторинга в России

В данной статье проведен анализ российского рынка факторинга по состоянию на конец 2020 года, рассмотрены основные направления и тенденции развития факторинговой формы финансирования на современном этапе развития мировой экономики.

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Современные инструменты маркетинговых коммуникаций автодилеров

Предметом исследования в данной статье является комплекс современных маркетинговых коммуникаций автомобильной дилерской сети. Цель — анализ основных инструментов маркетинговых коммуникаций на автомобильном рынке. В результате исследования были рассмо...

Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка

В статье рассматривается современный рынок франшиз в России. Определяются положительные стороны франчайзинга в стране, а также основные проблемы и пути их решения.

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Задать вопрос