Проблемы и перспективы развития франчайзинга в Приморском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Веказина, К. С. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в Приморском крае / К. С. Веказина, Н. И. Меркушова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16146/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последнее время значительное внимание уделяется развитию Дальнего Востока, о чем свидетельствуют следующие факты:

-        проведение Саммита АТЭС во Владивостоке, в рамках которого были выполнены различные проекты от реконструкции городских систем водоотведения до строительства мостовых переходов через бухты и заливы [1];

-        создание Программы развития Дальнего Востока и Байкальского района на период до 2018 года, целью Программы является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона и улучшения инвестиционного климата в макрорегионе [2];

-        активное привлечение иностранных инвестиций: Китайский банк развития согласился выделить кредиты в 5 млрд долларов на развитие Дальнего Востока [3];

-        разработка проекта статуса порто-франко во Владивостоке к концу января 2015 года. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства, что позволяет привлечь сюда иностранные торговые суда и тем самым увеличить и грузопоток, и товарооборот [14]. Это поможет привлечь дополнительные инвестиции для создания бизнеса, а так же развития Приморского края, так как он является воротами для входа товаров на территорию Российской Федерации, транзитными воротами для поставки грузов в Северо-восточные провинции Китая. Логистика и транспорт имеет очень важное значение для развитий экономики Приморья, Дальнего Востока и всей России.

Успешное экономическое развитие региона невозможно без малого предпринимательства, которое достаточно часто открывается по франшизе, особенно, если это первый предпринимательский опыт.

Желающих открыть свой собственный бизнес, пользуясь чужим, но уже известным брендом, становится все больше. А количество предлагаемых франшиз увеличивается. Для Приморского края эта тенденция сохраняется, так, например в 2013 в Приморье открылся магазин одежды Zolla! (Находка и Уссурийск), Hesburger! (Владивосток и Находка) и Auntie Annie's! (Находка), Burger King-сеть ресторанов быстрого питания (Уссурийск) [12], Sbarro — американская сеть ресторанов быстрого питания с блюдами традиционной итальянской кухни [9], Восточный базар-сеть ресторанов восточной кухни, Yamkee-фабрика лапши [7]. В 2015 году ожидается открытие во Владивостоке: KFC (Kentucky Fried Chicken) [6], а так же Metro Cash & Carry готовится к строительству в Приморье трех торговых центров [8]. На данный момент на рынке Приморского края не нашли отклик следующие известные западные бренды: Bershka, Nike, Diesel, Pull and Bear, Massimo Dutti, Икея и многие другие, поэтому возможностей развития франшизного бизнеса достаточно.

В частности для открытия собственного бизнеса начинающие бизнесмены обращаются за помощью к банкам, которые в свою очередь предоставляют кредиты для развития малого бизнеса. Так Сбербанк предоставляет кредит «Бизнес- старт», разработанный для создания бизнеса по программе франчайзинга или на основании типового бизнес-плана [10]. Основная цель программы “Бизнес-Старт” — дать возможность молодым предпринимателям самореализоваться. Получить кредит на открытие бизнеса от Сбербанка смогут граждане России от 20 до 60 лет, у которых нет действующего юридического лица или ИП и которым нужен стартовый капитал. Сбербанк предлагает около 80 франшиз, и этот перечень постоянно расширяется [11]. Список достаточно велик, а сферы деятельности самые разнообразные. Так, например, во Владивостоке, благодаря кредиту «Бизнес-Старт» открылся клуб легкого фитнеса для женщин-SlimClub [13].

Но франчайзинг-это не всегда беспрепятственный путь к успеху. К специфическим проблемам развития франчайзинга в Приморском крае можно отнести следующие:

Во-первых, франчайзер устанавливает определенные требования к своей продукции. Каждое сетевое предприятие для достижения успеха обязано обеспечивать одинаково высокий уровень качества предлагаемой продукции на всей территории ее покрытия. Невысокий уровень развития производства сельскохозяйственной продукции в регионе уменьшает интерес компаний, особенно специализирующихся на ресторанном бизнесе, к распространению своего бренда в данном субъекте. Особенно это касается ресторанного бизнеса. Скоропортящиеся продукты сложно доставить из европейской части континента. Отсутствие налаженной системы логистики отражается в превышении расходов над доходом. Некоторые решаются создавать собственные производственные базы, либо закупать определенные позиции за рубежом, так как найти сырье приемлемого качества в России проблематично. Но это лишь при том, что необходимо быть уверенным в стабильности и востребованности бренда на местности. Такой неблагоприятный опыт случился с кафе SUBWAY — сеть ресторанов быстрого питания, открывшегося во Владивостоке по франшизе. Проработав всего 3 года, в 2012 году франшиза была отозвана по причине полнейшего несоответствия [4].

Во-вторых, существует нехватка квалифицированных кадров, способных соответствовать установленным стандартам компании. А несоответствие им зачастую вызывает разочарование потребителей в бренде сети.

В-третьих, отсутствие до недавнего времени соответствующих торговых центров и площадей. Тесные, без удобных подъездов и стоянок, многие — в малопроходимых местах, не привлекали франчайзеров для открытия бизнеса. Популярные бренды, как правило, требуют размещения в крупных моллах, в местах с высокой проходимостью. Однако, за последние несколько лет строительство торговых центров возрасло. Во втором квартале 2015 года ожидается открытие самого крупного торгово-развлекательного комплекса Дальнего Востока — Седанка Сити, который включает в себя более 100 магазинов, среди которых продуктовый гипермаркет, магазины бытовой техники и электроники, спортивные товары, магазины одежды, обуви, парфюмерии, аксессуаров. На последнем этаже ТРК «Седанка Сити» расположится детский развлекательный центр, многозальный кинотеатр, боулинг на 15 дорожек, семейные рестораны, а также фуд-корт, по разнообразию и наполнению которого нет равных в городе [15].

В-четвертых, одним из условий открытия бизнеса может является город с населением более миллиона, ни один из городов Приморского края таковым не является. Но положительная динамика в росте населения имеется у Владивостока и Уссурийска [5].

В-пятых, немаловажным является наличие в компании специалистов, которые формируют условия предоставления франшизы, пакет документов, осуществляют обучение и контроль франчази. Сейчас франчайзинг находится на пике популярности и современным компаниям необходимо идти в ногу со временем, создавая специальные отделы по работе с франчази и отправлять сотрудников на обучение. С такой проблемой столкнулась группа компаний UGEN (Владивосток), специализацией которой является продажа корейский запасных частей для автомобиля. Компания 10 лет успешно функционирует на рынке России, но пока вынуждена отказывать в предоставлении франшизы из-за отсутствия специалистов на предприятии.

В-шестых, в условиях экономического кризиса, который так же касается рынка продажи франшиз, франчайзеры снижают вступительный взнос или фиксируют стоимость франшизы в рублях, так как обычно она продается в долларах. Для некоторых предприятий может быть одобрена отсрочка по выплате роялти. Однако, риск не взрастить свое предприятие в кризис крайне велик.

В-седьмых, для Приморского края актуально при открытии франшизы учитывать близкое географическое расположение и экономические связи с Китаем. Вероятно, сказывается психологический фактор при выборе альтернатив: существуют приверженцы марок и покупатели, которые ставят на первое место цену. Сможет ли западный бренд, открытый по франшизе вытеснить китайского конкурента? Выгодно ли заниматься импортом сырья с европейской части России и других континентов при существующем варианте развития экономических отношений с ближайшими соседом Приморского Края-Китаем? Именно эти вопрос должен задать себе потенциальный предприниматель для принятия решения: вносить ли свой вклад в развитие бизнеса по франшизе в Приморском Крае.

Таким образом, для открытия данного вида предпринимательства необходимо проанализировать географическую, политическую, социальную, культурную и законодательную базу. Учет всех факторов предпринимателем является основой при выборе соответствующей франшизы и обеспечивает ее успех на рынке.

 

Литература:

 

1.      Саммит АТЭС 2012 [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2.      О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480 [Электронный ресурс] // Постановление. Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4aacb5c71555cc000.pdf

3.      Китай инвестирует в Дальний Восток [Электронный ресурс] // Эксперт Online. Режим доступа: http://expert.ru/2014/04/11/kitaj-investiruet-v-dalnij-vostok/

4.      Subway [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

5.      Приморский край [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

6.      KFC появится во Владивостоке в ближайшие два года [Электронный ресурс] // Примгазета // Режим доступа: http://primgazeta.ru/news/something

7.      Во Владивостоке по франшизе открылось сразу 4 новых заведения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://restojob.ru/news/317/

8.      Metro Cash&Carry готовится к строительству трех торговых центров в Приморье [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Приморского края // Режим доступа: http://primorsky.ru/news/main/46541/

9.      Sbarro [Электронный ресурс] // Википедия // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Sbarro

10.  Сбербанк. Бизнес-старт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://primamedia.ru

11.  Программа финансирования франчайзинга от Сбербанк [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.russtartup.ru

12.  Легендарный Бургер Кинг открылся в Уссурийске [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ussur.net/news/36800/

13.  Первая в Приморье wellness-студия SlimClub открылась при поддержке Сбербанка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://primamedia.ru

14.  Миклушевский: «Статус свободного порта необходим Владивостоку и Приморью» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vl.aif.ru/politic/1399042

15.  О проекте Седанка Сити [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sedanka-city.ru/about-the-project/

Основные термины (генерируются автоматически): Приморского края, Дальнего Востока, развития Дальнего Востока, ресторанов быстрого питания, развития франчайзинга, Дальнего Востока и Байкальского, перспективы развития франчайзинга, развития Приморского края, сеть ресторанов быстрого, рынке Приморского края, ускоренного развития Дальнего, Программы развития Дальнего, открытия бизнеса, торговых центров, городов Приморского края, развитие Дальнего Востока, создания бизнеса, развитию Дальнего Востока, Дальнего Востока и всей, развития франшизного бизнеса.


Задать вопрос