В статье автор анализирует рынок быстрого питания в г. Астана для открытия ресторана быстрого питания по франшизе Subway. Анализ объема рынка и его структура в городе. Методом «тайного покупателя» определяет средний объем продаж основного конкурента. Выделяются особенности данной франшизы.
Ключевые слова: общественное питание, бизнес-план, рынок, Subway
Современное общество живет в условиях высокого темпа и скорости изменений. Особенно это сильно проявляется в городской жизни крупных городов. Стремясь достичь большего и успеть, люди часто не желают тратить много времени даже на свое личное питание и приготовление еды. Поэтому во всем мире наблюдается рост рынка услуг доставки еды и рынка фастфуда (быстрого питания).
Несмотря на то, что эксперты из сферы здравоохранения продолжают предупреждать о негативных последствиях и вреда от фастфуда, рынок продолжает расти. Например, по данным Fortune Business Insights [1] в пандемию сектор Full service Restaurants (FSR) сократился почти на 50 %, а рестораны быстрого обслуживания почти не пострадали. Такая тенденция подтверждает устойчивость потребительского спроса на рынке быстрого питания.
Спрос на такой вид общественного питания привлекает большое количество предпринимателей для развития бизнеса в этой сфере. Упрощает старт такого бизнеса наличие большого количества франшиз ресторанов быстрого питания по всему миру. Всем известны такие мировые франшизы как Макдональдс, KFC, Subway и многие другие. Настоящая статья является результатом исследования рынка в г. Астана (Казахстан) для открытия ресторана быстрого питания по франшизе Subway.
Subway является самой крупной сетью по количеству ресторанов. Их количество насчитывается на данный момент около 44 тысяч ресторанов по всему миру [2]. Рестораны быстрого питания этой сети находятся в почти ста странах мира, но пока отсутствует хотя бы один ресторан в Казахстане. Большая часть (почти половина) ресторанов находятся в США. В РФ их чуть более 400 филиалов. Число ресторанов Subway в некоторых странах по данным на 2024 (рис. 1). Меню этого ресторана среди прочих подобных франшиз отличается тем, что оно считается более правильным, используются натуральные ингредиенты и овощи, а также имеется соответствующая технология приготовления, которая отвечает концепции здорового питания.
Рис. 1. Число ресторанов Subway в некоторых странах, 2024 [2]
В связи с тем, что планируется открыть такой ресторан по этой франшизе, то была предпринята попытка провести исследование рынка и оценить экономическую целесообразность такого предприятия. Объем рынка г. Астаны пока не такой большой. Он почти в три раза меньше, чем рынок общественного питания в г. Алматы, по данным аналитического подразделения АО Jusan bank. Банк, используя данные о денежных транзакциях, смог примерно проанализировать объем рынка в этих двух городах. Результаты показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Рынок общественного питания в Алматы и Астане (2022 г.) [3]
Однако, стоит обратить внимание, что в г. Астане в отличие от города Алматы на долю ресторанов быстрого питания приходится большая доля рынка. Например, в г. Алматы 25 % рынка занимают рестораны быстрого питания, а в г. Астане эта доля составляет 39 %.
Общая динамика роста общественного питания в г. Астана показывает стабильный рост. Исключением стал только 2020 год, когда были введены ограничения в связи с пандемией. Но после этого периода произошел почти двукратный рост объема оказанных услуг в сфере общественного питания.
Рис. 3. Динамика объема услуг общественного питания в г. Астана (млн. тенге) [4]
По данным того же банка из их аналитического отчета следует, что в 2022 году средний чек в ресторанах быстрого питания составлял 5136 тенге. Было также подсчитано, что 5 раз за месяц в среднем клиент посещает такие заведения. А в общем объем рынка г. Астаны по ресторанам быстрого питания составляет по итогам 2022 года около 102 млрд тенге [3].
Анализ ресторанов быстрого питания по городу Астана показывает следующее:
— Общее количество заведений 860, из них самое большое количество зафиксировано в районе Алматы (214). В среднем по остальным районам число их варьируется от 130 до 160 заведений на один административный район.
— Круглосуточно оказывают услуги около 125 заведений по городу.
— Средний чек от 3 до 5 тысяч отмечается в 168 заведениях из 860.
Для открытия и развития такого бизнеса важно выбрать правильную и перспективную локацию. Если неправильно выбрать расположение объекта, то это вскоре приведет к неминуемому банкротству. Место должно быть максимально доступно большому числу потенциальных клиентов.
Из всех отобранных мест после посещения было принято решение исключить их все. Потому что, несмотря на то, что по площади и другим параметрам они подходили, но сложно было спрогнозировать будущий поток клиентов в этих местах. В итоге после неоднократных обзоров и посещений локаций был выбран вариант — арендовать место на втором этаже крупного ТРЦ в г. Астана (Mega Silk way).
ТРЦ позволял на этапе бизнес-планирования примерно подсчитать будущий поток клиентов используя данные о посещениях ТРЦ и самостоятельного замера количества продаж в точках конкурентах, которые размещались уже в данном ТРЦ по соседству. В первом случае были получены сведения следующие: 1,35 млн человек в месяц среднее количество посещений ТРЦ. По будням количество посетителей составляло около 41 тыс. человек, а в выходные 56 тыс. человек. Уровень дохода средний и выше среднего.
Во втором случае был проведен дополнительный анализ объема продаж у конкурента KFC в этом торговом центре. Было подсчитано, что за один час выдается 60 заказов. Замер был сделан в будний день в период с 14:30 до 16:30. Данное время является максимальным с точки зрения количества продаж. Исходя из этого было сделано предположение о том, что в неделю 3000 заказов обслуживаются. При среднем чеке 4000 тенге (хотя в большинстве случаев он больше) недельная выручка составляет 12 млн тенге.
Предполагаемая аренда места в ТРЦ составляет 3 млн. тенге в месяц. При этом крупным брендам мирового уровня предоставляются дополнительные преимущества и возможность получить более благоприятные условия аренды. Так как такие бренды являются своеобразными магнитами для посетителей ТРЦ и сам ТРЦ заинтересован, чтобы у него размещались такие бренды.
Поэтому после выбора локации и понимания примерного объема продаж в будущем были сделаны остальные расчеты и финансовая модель. Умышленно в расчетах использовались заниженные объемы по доходам и продажам. В среднем при негативном сценарии развития бизнеса ожидаем в 2,5 раза меньше продаж, чем у главного конкурента KFC.
Таблица 1
Прогноз продаж по сравнению с KFC
Время и дни заказов |
KFC (Mega) |
Subway (Mega) |
разница |
Будние дни: |
400 |
170 |
2,4 |
часы-пик (4 часа) |
240 |
110 |
2,2 |
другое время (6 часов) |
160 |
60 |
2,7 |
Выходные дни: |
500 |
200 |
2,5 |
В неделю |
3000 |
1250 |
2,4 |
Следовательно, вычетом всех операционных расходов чистая прибыль в первый год работы составит около 37 млн тенге. Рентабельность бизнеса в среднем за прогнозируемый период колеблется в районе от 15 до 20 процентов в год. Точкой безубыточности можно определить число 700 заказов в неделю со средним чеком 4000 тенге. Окупаемость вложений составит 5 лет при негативном сценарии.
В итоге можно сказать, что данный бизнес стоит развивать. Исходя из полученных результатов исследования, можно открывать данный бизнес в выбранной локации. В целом выручка и прибыль от планируемого уровня в данных расчетах может быть увеличена как минимум ещё на 50 %. Это повысит привлекательность бизнеса.
Литература:
- U. S. Food Service Market Size, Share & COVID-19 Impact Analysis, By Type (Full Service Restaurants, Quick Service Restaurants, Institutes, and Others), and Regional Forecast, 2023–2030. Last Updated: May 13, 2024 Электронный ресурс: https://www.fortunebusinessinsights.com/u-s-food-service-market-107651
- Barry Elad. Subway Statistics 2024 By Brand Awareness in the USA, Brand Value and Digital Business. Updated · Feb 26, 2024. Электронный ресурс: https://www.enterpriseappstoday.com/stats/subway-statistics.html.
- Макенова Н. Анализ рынка общественного питания. Jusan Analytics АО «Jusan Bank» от 24 августа 2023 г. Электронный ресурс: https://jusan.kz/analytics/research/analiz-rynka-obschestvennogo-pitaniya
- Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.