В статье автор представляет экономическое обоснование организации деятельности кофейни в г. Нур-Султан. В практическом аспекте исследованы состояние и тенденции национального и столичного рынков общественного питания, выявлен потенциальный спрос и предпочтения потребителей г. Нур-Султан, даны прогнозные оценки развития бизнеса. Общий алгоритм составления бизнес-плана был детализирован и дополнен расчетными методиками, позволяющими стартапу занять устойчивое положение на рынке столицы Казахстана.
Ключевые слова: бизнес-планирование, кофейня.
Бизнес-план можно определить как наглядный ориентир для бизнеса, детализированное изложение основных направлений деятельности и развития предприятия, содержащее достоверную информацию о ее организационной, финансовой, производственной и маркетинговой деятельности, а также экономическую оценку эффективности проекта и вероятности наступления рисковых событий. Особую ценность бизнес-план представляет для тех предпринимателей, кто заинтересован в создании нового предприятия [1].
В основу методологии исследования положены труды известных ученых-экономистов, специализирующихся на вопросах бизнес-планирования, международные рекомендации и стандарты по бизнес-планированию, а также методы типологизации, группировки, систематизации, теоретического анализа, методы кабинетного исследования, инвестиционного проектирования, экономического и статистического анализа, PESTEL-анализа, SWOT-анализа, анализа конкурентоспособности, прогнозирования, включенного наблюдения, экспертного и социологического опросов.
Предплановый анализ возможностей и препятствий, которые есть у нового предприятия начнем с анализа отрасли общественного питания в Республике Казахстан (РК). Судя по данным официальной статистики, за период 2014–2020 гг. она продемонстрировала в целом существенный спад: если в 2014 году в РК насчитывалось 26 715 ед. заведений общепита, то в 2020 только 14 120 ед. [2]
В допандемийный период (2019 год) рынок общественного питания в пяти крупных городах Казахстана (Актобе, Алматы, Караганда, Нур-Султан и Шымкент) демонстрировал активный рост. Например, к началу 2020 года в г. Нур-Султане насчитывалось более 2 500 предприятий общепита, рост в 2019 году составил 13,5 % по сравнению с 2018 годом. Особенно динамично развивался сегмент точек по продаже напитков навынос — фреш-бары с соками и формат заведений с японской кухней — суши-баров стало больше в полтора раза. Следом по приросту заведений шли кофейни и кондитерские (+39,9 %), бары (+32,8 %) и пиццерии (+31 %) (табл. 1) (Как изменился рынок общепита, 2020). [3]
Таблица 1
Рейтинг форматов по приросту количества заведений в крупных городах Казахстана, январь 2020 г. [2]
Формат |
Заведений всего, на январь 2020 г., ед. |
Прирост за 2019 год, % |
Фреш-бары, точки безалкогольных напитков |
4 397 |
107,4 % |
Суши-бары |
167 |
50,5 % |
Кофейни, кондитерские |
911 |
39,9 % |
Бары |
1 416 |
32,8 % |
Пиццерии |
186 |
31 % |
Заведения быстрого питания |
2 087 |
23,3 % |
Кафе |
2 980 |
14 % |
Кулинарии |
256 |
12,8 % |
Столовые |
1 655 |
12,6 % |
Рестораны |
1 321 |
8,3 % |
Популярность форматов общественного питания в разных городах страны отличалась по своей интенсивности. В крупнейших городах росла популярность кофеен или баров, а в других городах наблюдался рост более демократичных сегментов, которые в Нур-Султане и Алматы уже не так популярны — например, пиццерий.
По результатам SWOT-анализа можно сделать вывод, что новая кофейня имеет достаточно широкие возможности для своего бизнеса при условии проведения дополнительных действий для ослабления угроз и усиления возможностей. Сильные стороны требуют развития и закрепления, а слабые — частичной или полной ликвидации.
В настоящее время в г. Нур-Султан работает около 90 кофеен. Обращает на себя внимание приверженность столичных кофеен европейской, главным образом итальянской и французской кухням. Лишь немногие делают небольшие акценты на восточной кухне. Средний чек в кофейнях г. Нур-Султан — 1 500–3 000 тенге с тенденцией к росту в 2022 году. Интерьер заведений поражает разнообразием, но чисто казахская стилизация — большая редкость. К тому же она характерна в большей степени для ресторанов.
Главным конкурентным преимуществом нашего бизнес-проекта является открытие новой кофейни в национальном стиле, которая будет предлагать клиентам высококлассный кофе, довольно широкий ассортимент национальных блюд, напитков, десертов, высокое качество продукции и уровня обслуживания, плюс дополнительные услуги.
Соцопрос потенциальных клиентов, в котором приняли участие 40 респондентов разного пола (60 % мужчин и 40 % женщин), возраста (от 16 до 70 лет), социального статуса (рис.7) и уровня дохода (рис. 8), позволил установить, что большинство (75 %) посещают кофейни каждую неделю.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Что Вам обычно нравится/не нравится при посещении кофейни?», %
Источник: построено автором по результатам соцопроса [4].
Сравнительный анализ основных конкурентов и авторского бизнес-проекта позволил установить, что главными конкурентными преимуществами «Кофелии» являются национальный колорит, потенциальные клиенты со средним и высоким уровнем дохода, предложение клиентам высококлассного кофе, широкий ассортимент национальных блюд, напитков, десертов, высокое качество продукции и уровня обслуживания.
Маркетинговые стратегии кофейни будут направлены на создание прочной базы лояльных клиентов, а также на максимальное увеличение продаж продуктов с высокой маржой.
Предполагается, что ключевыми факторами успеха проекта могут стать:
— отечественный продукт с превосходным вкусом, поддерживаемый магазином уникального качества;
— расслабляющий, высококлассный, не стандартный национальный дизайн интерьера;
— клиентоориентированность;
— выбор лучшего места с состоятельным населением, круглогодичной туристической активностью, интенсивным пешеходным движением, динамичным студенческим населением и концентрацией местного бизнеса;
— постоянный маркетинг;
— высококвалифицированный и дружелюбный персонал, для которого используются лучшие методы вовлеченности и управления талантами;
— несколько источников дохода, включая подарочные корзины и кофейные подарочные карты в дополнение к кофе, выпечке, шоколаду, чаю, соку, воде и безалкогольным напиткам;
— динамичный веб-сайт, интегрированный с социальными сетями, с возможностью онлайн-продаж продуктов с доставкой;
— обучение сотрудников для обеспечения лучших методов приготовления кофе.
Оценка эффективности бизнес-проекта новой кофейни при ставке дисконтирования 6 %, объеме инвестиций 15,6 млн. тенге и ставке налога 10 % приведена в табл. 2.
Таблица 2
Оценка эффективности бизнес-проекта, 2022–2027 гг., тыс. тенге
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
|
Выручка |
68 620 |
73 423 |
78 563 |
84 062 |
89 947 |
|
Операционные расходы |
69 900 |
74 793 |
80 029 |
85 631 |
91 625 |
|
Амортизация |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
|
Операционная прибыль (EBIT) |
414 |
4 504 |
4 599 |
4 702 |
4 812 |
|
Расходы по вознаграждению |
940 |
752 |
564 |
376 |
188 |
- |
Налогооблагаемая прибыль |
940 |
5 166 |
5 068 |
4 976 |
4 890 |
4 812 |
Расход по налогу |
517 |
507 |
498 |
489 |
481 |
|
Свободные денежные потоки |
||||||
Инвестиции |
5 000 |
|||||
Чистая прибыль |
940 |
4 650 |
4 561 |
4 478 |
4 401 |
4 331 |
Амортизация |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
|
Прочие расходы |
846 |
677 |
508 |
338 |
169 |
- |
Выплата ОД |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
3 134 |
- |
Свободные денежные потоки |
8 228 |
3 973 |
4 053 |
4 140 |
4 232 |
1 197 |
PV |
8 228 |
3 748 |
3 607 |
3 476 |
3 352 |
894 |
Подводя итоги разработке бизнес-плана новой кофейни, подчеркнем, что были исследованы состояние и тенденции национального и столичного рынков общественного питания, выявлен потенциальный спрос и предпочтения потребителей г. Нур-Султан, даны прогнозные оценки развития бизнеса. Общий алгоритм составления бизнес-плана был детализирован и дополнен расчетными методиками, позволяющими стартапу занять устойчивое положение на рынке столицы Казахстана.
Финансирование бизнес-проекта смешанное, оно будет осуществляться за счет средств учредителей в размере по 10 млн. тенге и займа 15,6 млн. тенге по льготной ставке как субъекту МСБ 6 %.
Литература:
1. Абрамс Р. Бизнес-план на 100 %. Стратегия и тактика эффективного бизнеса. — М.: Альпина Паблишер, 2019. 486 c.
2. Анализ рынка в связи с открытием кофейни, 2021; URL: https://coffeesite.kz/kofejnya/analiz-rynka-v-svyazi-s-otkrytiem-kofejni#i-4.
3. Как изменился рынок общепита в крупных городах Казахстана, 2020; URL: https://kz.kursiv.media/2020–03–11/kak-izmenilsya-rynok-obschepita-v-krupnykh-gorodakh-kazakhstana/
4. Соцопрос потенциальных потребителей на улицах г. Нур-Султан в апреле 2022 года.