Бизнес-план открытия кафе в Астане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 15.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Нигматулла, Б. Б. Бизнес-план открытия кафе в Астане / Б. Б. Нигматулла. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121730/ (дата обращения: 16.01.2025).

Препринт статьи



В статье автор исследует возможность создания бизнеса в виде семейного кафе в г. Астане. Представлены результаты анализа рынка общественного питания в г. Астане и анализ конкурентов в конкретной локации бизнеса. Сделаны выводы об окупаемости проекта и инвестиционной эффективности.

Ключевые слова: кафе, бизнес, общественное питание, Астана

Рост популярности общественного питания в крупных городах является типичным трендом. Как описано в одном из исследовании (Абдыкулова, Г. 2019) [1]: «Современные казахстанцы отходят от традиционной системы питания, меняются их пищевые предпочтения, отношение к условиям приема пищи. … Трансформациям подвергаются не только структура питания, но и условия повседневного приема пищи. Все большая часть горожан предпочитает домашним трапезам пищу вне дома…» Результаты исследований свидетельствуют о том, что домашним трапезам и застольям все больше предпочитают питание в кафе и ресторанах, чему способствует большое многообразие пунктов питания в городе. Отмечается, что существовавшие традиции в культуре питания постепенно разрушаются. Причиной этому стали преимущественно социально-экономические факторы. Не малую роль в этом сыграло высокая занятость городского населения. Кроме этого, посещение заведений общественного питания является одним из самых популярных занятий в качестве отдыха и развлечений, как для местных жителей, так и для туристов [2].

В г. Астане с каждым годом усиливается конкуренция на рынке общественного питания и этот бизнес является достаточно сложным. Об этом свидетельствует динамика количества закрытых или проданных ресторанов и кафе на популярных площадках для продажи бизнеса. Выживаемость ресторанов и кафе в первый год деятельности по данным аналитического отчета Jusan Analitycs (2022 г.) составляет около 67 %. То есть 33 % в среднем закрываются, не проработав и одного года [3].

Закрытие ресторанов в Алматы и Астане по годам (выживаемость бизнеса) [3]

Рис. 1. Закрытие ресторанов в Алматы и Астане по годам (выживаемость бизнеса) [3]

Получается, что, с одной стороны, растет число потребителей услуг в мегаполисе, а также растет число заведений общественного питания, но лишь часть заведений выживает в этой конкурентной борьбе даже на растущем рынке. Следовательно, организация бизнеса и его предварительное планирование с тщательным анализом рынка имеет серьезное значение. Безусловно, имеются и другие причины прекращения деятельности, которые связаны с нехваткой финансирования, недостаточным уровнем сервиса, с наличием слабой и не подготовленной командой, включая высший уровень управления бизнесом.

Несмотря на то, что наблюдается высокая конкуренция в целом по городу Астана среди организаций общественного питания. Однако, ситуация с конкуренцией отличается от конкретной локации и района города. Был проведен анализ рынка города Астаны и конкретно района Есиль. В результате выяснено, что на одно кафе приходится 1174 человека в этом районе города. Для анализа количества разных типов организаций общественного питания в конкретной локации был использован геоинформационный онлайн сервис 2gis [4]. Период проведения исследования (декабрь 2024 года).

Сравнительный анализ «Сколько человек приходится на одно заведение общественного питания»

Рис. 2. Сравнительный анализ «Сколько человек приходится на одно заведение общественного питания»

В данном исследовании предлагается открытие бизнеса в виде семейного кафе. Планируемая локация кафе будет в Есильском районе г. Астана, а именно в ЖК Garden View [5] по улице Бухар жырау с видом на Ботанический сад. В данном конкретном районе наблюдается нехватка семейных кафе. Также дополнительным конкурентным преимуществом будет являться мини-пекарня и свежая выпечка для клиентов кафе.

Расположение основных конкурентов в радиусе 10–15 минут [4]

Рис. 3. Расположение основных конкурентов в радиусе 10–15 минут [4]

Общий вывод из анализа конкуренции и локации можно сделать следующий:

  1. На сегодняшний день локация не является идеальной с точки зрения потока клиентов.
  2. Рост потенциала потока клиентов будет с годами возрастать, это связано с возведением остальных блоков жилого комплекса и завершения строительства ЛРТ со станцией рядом.
  3. Привлечение клиентов через оффлайн трафик будет затруднителен в ближайшие два года.
  4. Имеется наличие нескольких конкурентов со схожими услугами и товарами.
  5. Преимуществом является собственное помещение, которое не требует оплаты арендных платеже. Поэтому выход на операционную прибыль будет требовать меньших усилий по продажам.

В рамках прогнозных расчетов проанализирована финансовая устойчивость и выявлен минимальный порог продаж в разные периоды развития бизнеса в зависимости от размера среднего чека. В таблице приведены данные минимального количества продаж исходя из размера среднего чека (от 4000 до 7000 тг) по годам. С развитием бизнеса расходы растут за счет увеличения штата сотрудников и появления дополнительных услуг.

Таблица 1

Анализ точки безубыточности бизнеса по годам в зависимости от среднего чека, тенге

Показатель

2025

2026

2027

2028

Количество продаж со средним чеком 4000

17780

25276

37295

42508

Количество продаж со средним чеком 4500

15802

22468

33152

37784

Количество продаж со средним чеком 5000

14222

20221

29837

34006

Количество продаж со средним чеком 6000

11852

16851

24864

28338

Количество продаж со средним чеком 7000

10159

14444

21312

24290

Данный анализ свидетельствует о том, что в 2025 году при среднем чеке 4000 тенге необходимо как минимум сделать 17780 продаж, чтобы операционная деятельность не стала убыточной. А при среднем чеке 7000 тенге, количество продаж должно составлять минимум 10159 в год. Если проанализировать точку безубыточности в 2028 году, то при среднем чеке 4000 тенге необходимо осуществить продаж в объеме 42508 единиц в год. А при среднем чеке 7000 тенге — 24290 в год.

При минимальном среднем чеке в 4000 тенге в 2025 году требуется совершать 1482 продажи в месяц или 50 продаж в день. А при среднем чеке 7000 тенге достаточно в день сделать 28 продаж.

На данный момент в результате замеров трафика пешеходов вдоль кафе и ближайших жилых комплексов было выяснено, что средний объем продаж в год составит 17–20 тысяч заказов (со средним размером чека 6000 тенге). Через два года за счет роста плотности населения в этом районе количество продаж может вырасти как минимум в два раза.

Инвестиции в проект составляют 48,2 млн тенге. Окупаемость проекта 3,5 года с учетом дисконтированного дохода. NPV за 6 лет составляет 15,76 млн тенге, при ставки дисконтирования 15 %. А внутренняя норма доходности IRR составляет 143 %. С учетом полученных результатов оценки основных показателей эффективности инвестиционного проекта следует сделать вывод о том, что проект можно рекомендовать.

Литература:

  1. Абдыкулова, Г., & Мусабалина, Г. Т. (2019). Культура питания в повседневной жизни большого города (на примере г. Астана). https://dspace.enu.kz/bitstream/handle/enu/1978/food-culture-in-everyday-big-city-life-the-case-of-astana-city_.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  2. Ranking.kz (2023). На кафе и рестораны на питание вне дома больше всех тратят жители столицы. Электронный ресурс: https://ranking.kz/reviews/kafe-i-restorany-na-pitanie-vne-doma-bolshe-vseh-tratyatsya-zhiteli-stolitsy.html (дата обращения: 15 декабря 2024)
  3. Jusan Analytics (2023). Анализ рынка общественного питания в г. Астана и Алматы. Аналитический отчет Jusan Analytics, 2023. https://jusan.kz/analytics/research/analiz-rynka-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 10 декабря 2024)
  4. Геоинформационный онлайн сервис www.2gis.kz/astana
  5. «Garden view» жилой комплекс. Застройщик компания «BI Group». Информация на сайте о ЖК «Garden view» https://bi.group/ru/landing/garden-view (дата обращения: 12 декабря 2024)


Задать вопрос