В статье автор исследует возможность создания бизнеса в виде семейного кафе в г. Астане. Представлены результаты анализа рынка общественного питания в г. Астане и анализ конкурентов в конкретной локации бизнеса. Сделаны выводы об окупаемости проекта и инвестиционной эффективности.
Ключевые слова: кафе, бизнес, общественное питание, Астана
Рост популярности общественного питания в крупных городах является типичным трендом. Как описано в одном из исследовании (Абдыкулова, Г. 2019) [1]: «Современные казахстанцы отходят от традиционной системы питания, меняются их пищевые предпочтения, отношение к условиям приема пищи. … Трансформациям подвергаются не только структура питания, но и условия повседневного приема пищи. Все большая часть горожан предпочитает домашним трапезам пищу вне дома…» Результаты исследований свидетельствуют о том, что домашним трапезам и застольям все больше предпочитают питание в кафе и ресторанах, чему способствует большое многообразие пунктов питания в городе. Отмечается, что существовавшие традиции в культуре питания постепенно разрушаются. Причиной этому стали преимущественно социально-экономические факторы. Не малую роль в этом сыграло высокая занятость городского населения. Кроме этого, посещение заведений общественного питания является одним из самых популярных занятий в качестве отдыха и развлечений, как для местных жителей, так и для туристов [2].
В г. Астане с каждым годом усиливается конкуренция на рынке общественного питания и этот бизнес является достаточно сложным. Об этом свидетельствует динамика количества закрытых или проданных ресторанов и кафе на популярных площадках для продажи бизнеса. Выживаемость ресторанов и кафе в первый год деятельности по данным аналитического отчета Jusan Analitycs (2022 г.) составляет около 67 %. То есть 33 % в среднем закрываются, не проработав и одного года [3].
Рис. 1. Закрытие ресторанов в Алматы и Астане по годам (выживаемость бизнеса) [3]
Получается, что, с одной стороны, растет число потребителей услуг в мегаполисе, а также растет число заведений общественного питания, но лишь часть заведений выживает в этой конкурентной борьбе даже на растущем рынке. Следовательно, организация бизнеса и его предварительное планирование с тщательным анализом рынка имеет серьезное значение. Безусловно, имеются и другие причины прекращения деятельности, которые связаны с нехваткой финансирования, недостаточным уровнем сервиса, с наличием слабой и не подготовленной командой, включая высший уровень управления бизнесом.
Несмотря на то, что наблюдается высокая конкуренция в целом по городу Астана среди организаций общественного питания. Однако, ситуация с конкуренцией отличается от конкретной локации и района города. Был проведен анализ рынка города Астаны и конкретно района Есиль. В результате выяснено, что на одно кафе приходится 1174 человека в этом районе города. Для анализа количества разных типов организаций общественного питания в конкретной локации был использован геоинформационный онлайн сервис 2gis [4]. Период проведения исследования (декабрь 2024 года).
Рис. 2. Сравнительный анализ «Сколько человек приходится на одно заведение общественного питания»
В данном исследовании предлагается открытие бизнеса в виде семейного кафе. Планируемая локация кафе будет в Есильском районе г. Астана, а именно в ЖК Garden View [5] по улице Бухар жырау с видом на Ботанический сад. В данном конкретном районе наблюдается нехватка семейных кафе. Также дополнительным конкурентным преимуществом будет являться мини-пекарня и свежая выпечка для клиентов кафе.
Рис. 3. Расположение основных конкурентов в радиусе 10–15 минут [4]
Общий вывод из анализа конкуренции и локации можно сделать следующий:
- На сегодняшний день локация не является идеальной с точки зрения потока клиентов.
- Рост потенциала потока клиентов будет с годами возрастать, это связано с возведением остальных блоков жилого комплекса и завершения строительства ЛРТ со станцией рядом.
- Привлечение клиентов через оффлайн трафик будет затруднителен в ближайшие два года.
- Имеется наличие нескольких конкурентов со схожими услугами и товарами.
- Преимуществом является собственное помещение, которое не требует оплаты арендных платеже. Поэтому выход на операционную прибыль будет требовать меньших усилий по продажам.
В рамках прогнозных расчетов проанализирована финансовая устойчивость и выявлен минимальный порог продаж в разные периоды развития бизнеса в зависимости от размера среднего чека. В таблице приведены данные минимального количества продаж исходя из размера среднего чека (от 4000 до 7000 тг) по годам. С развитием бизнеса расходы растут за счет увеличения штата сотрудников и появления дополнительных услуг.
Таблица 1
Анализ точки безубыточности бизнеса по годам в зависимости от среднего чека, тенге
Показатель |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
Количество продаж со средним чеком 4000 |
17780 |
25276 |
37295 |
42508 |
Количество продаж со средним чеком 4500 |
15802 |
22468 |
33152 |
37784 |
Количество продаж со средним чеком 5000 |
14222 |
20221 |
29837 |
34006 |
Количество продаж со средним чеком 6000 |
11852 |
16851 |
24864 |
28338 |
Количество продаж со средним чеком 7000 |
10159 |
14444 |
21312 |
24290 |
Данный анализ свидетельствует о том, что в 2025 году при среднем чеке 4000 тенге необходимо как минимум сделать 17780 продаж, чтобы операционная деятельность не стала убыточной. А при среднем чеке 7000 тенге, количество продаж должно составлять минимум 10159 в год. Если проанализировать точку безубыточности в 2028 году, то при среднем чеке 4000 тенге необходимо осуществить продаж в объеме 42508 единиц в год. А при среднем чеке 7000 тенге — 24290 в год.
При минимальном среднем чеке в 4000 тенге в 2025 году требуется совершать 1482 продажи в месяц или 50 продаж в день. А при среднем чеке 7000 тенге достаточно в день сделать 28 продаж.
На данный момент в результате замеров трафика пешеходов вдоль кафе и ближайших жилых комплексов было выяснено, что средний объем продаж в год составит 17–20 тысяч заказов (со средним размером чека 6000 тенге). Через два года за счет роста плотности населения в этом районе количество продаж может вырасти как минимум в два раза.
Инвестиции в проект составляют 48,2 млн тенге. Окупаемость проекта 3,5 года с учетом дисконтированного дохода. NPV за 6 лет составляет 15,76 млн тенге, при ставки дисконтирования 15 %. А внутренняя норма доходности IRR составляет 143 %. С учетом полученных результатов оценки основных показателей эффективности инвестиционного проекта следует сделать вывод о том, что проект можно рекомендовать.
Литература:
- Абдыкулова, Г., & Мусабалина, Г. Т. (2019). Культура питания в повседневной жизни большого города (на примере г. Астана). https://dspace.enu.kz/bitstream/handle/enu/1978/food-culture-in-everyday-big-city-life-the-case-of-astana-city_.pdf?sequence=1&isAllowed=y
- Ranking.kz (2023). На кафе и рестораны на питание вне дома больше всех тратят жители столицы. Электронный ресурс: https://ranking.kz/reviews/kafe-i-restorany-na-pitanie-vne-doma-bolshe-vseh-tratyatsya-zhiteli-stolitsy.html (дата обращения: 15 декабря 2024)
- Jusan Analytics (2023). Анализ рынка общественного питания в г. Астана и Алматы. Аналитический отчет Jusan Analytics, 2023. https://jusan.kz/analytics/research/analiz-rynka-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 10 декабря 2024)
- Геоинформационный онлайн сервис www.2gis.kz/astana
- «Garden view» жилой комплекс. Застройщик компания «BI Group». Информация на сайте о ЖК «Garden view» https://bi.group/ru/landing/garden-view (дата обращения: 12 декабря 2024)