Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (55) август 2013 г.

Статья просмотрена: 3201 раз

Библиографическое описание:

Левченко, Ю. Г. Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине / Ю. Г. Левченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 211-215. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7503/ (дата обращения: 19.11.2024).

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для Украины в 2010–2012 годах. Проанализированы основные проблемы франчайзинговой деятельности в Украине и намечены перспективные возможности их решения.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, законодательство.

В современных условиях усиления конкуренции на внутренних рынках и ограниченности финансовых возможностей для предприятий вопрос поиска новых форм организации бизнеса и привлечения инвестиций является актуальным, как для уже существующих, так и новых предприятий. В последнее время в Украине все более популярной становится такая форма ведения бизнеса, как франчайзинг, которая, несмотря на широкое использование в мировой практике, для экономики Украины остается сравнительно новым явлением.

Большое количество ученых, юристов, экономистов занимается исследованием теории и практики франчайзинга. Среди них такие украинские ученые — Бут Т. П., Кузьмин А. Е., Ляшенко В. И., Мирончук Т. В., Шкромада В. В., Цират А. В., и зарубежные специалисты — Ануфриева Л. П., Майер Дж.М., свитков М. Р., Лопушанский Т. В., Килимник И. В. и другие. Однако, несмотря на достаточное количество публикаций по вопросам франчайзинга, они в большинстве, носят поисковый характер, их авторы предлагают различные подходы и пути решения имеющихся дискуссионных вопросов и проблем.

Признанными лидерами франчайзинга и экспортерами франшизного бизнеса в мире являются США, Канада, Корея, Япония, Австралия, лидеры Европы — Германия, Франция, Великобритания [3]. На сегодняшний день в мире насчитывается более 16 500 франчайзеров и более 165 500 франчайзи. Наибольшее количество компаний-франчайзеров в 2012 году относятся США (около 1500), а также Южной Кореи (1300), Канаде (1200), Японии (1100), Бразилии (1000). В Европе по количеству франчайзеров лидирует Германия (950), Франция (720), Великобритания (670). Наиболее активно развивается азиатская сеть предприятий-франчайзи: в Японии (200000), Южной Корее и Филиппинах (100000).

Когда в мире франчайзинг уже давно является неотъемлемым атрибутом экономики, то в Украине он только начинает находить своих сторонников. Активно развивается внутренний франчайзинг, который представляет собой достаточно специфический сплав зарубежных франчайзинговых технологий и отечественных подходов к ведению бизнеса. Большинство зарубежных компаний пока предпочитают обеспечению присутствия на украинском рынке собственными силами, вкладывая значительные средства в новое строительство и приобретая функционирующие объекты или арендуя соответствующие помещения. Однако в последние годы международные компании начинают проявлять значительный интерес к сотрудничеству с украинскими партнерами на основе франчайзинга, при котором большая часть капитальных затрат осуществляется местной стороной. Отечественные бизнесмены, со своей стороны, также начинают осознавать все преимущества использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.

Франчайзинг признан в мире, как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. В Украине первый франчайзинговый договор был подписан в 1994 году и в дальнейшем наблюдается его развитие черт. 1. По разным оценкам, насчитывается от 80 до 120 франчайзинговых сетей (табл. 1). Наиболее распространенный он в таких сферах, как торговля — 57,6 %, общественное питание — 19,2 %, сфера услуг — 18,4 %, производство — 2,5 %, информация — 2 %.

Рис. 1. Динамика роста количества франчайзеров в Украине.

Наибольшее количество франчайзеров наблюдалось в 2011 году — 412. Также в 2008 году количество исследуемых компаний равнялась 382 единицы. Стоит отметить, что количество франчайзеров в Украине в течение 2001–2012 гг в целом росла, что объясняется заинтересованностью иностранных предприятий к рынку Украины. Также данный рост можно объяснить заинтересованностью иностранных компаний к франчайзингу как формы распространения своих товаров во всех регионах страны без использования значительных финансовых ресурсов. Спад количества франчайзеров в 2008–2009 годах можно объяснить кризисным состоянием экономики Украины и закрытием многих компаний, в том числе и франчайзинговых.

Статистическая информация о деятельности франчайзинговых предприятий приводится Ассоциацией франчайзинга в Украине (АФУ). По состоянию на 25.07.2012 в Украине функционировало 409 франчайзеров (рис. 1), а вообще по данным данного учреждения в Украине количество франчайзеров 862, из них членов АФУ — 124; виртуальных — 453 (те, что не имеют франчайзи в Украине или которые не сообщают об их наличии) [4].

Распределение франчайзинговых сетей по видам деятельности приведено в таблице 1.

Таблица 1

Франчайзинговые сети в Украине

Сегмент

Количество отраслей

Количество брендов

Количество франчайзеров

Количество точек

Количество франч. точек

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Торговля

34

34

1025

1036

179

192

22555

29424

6803

13580

Услуги потребителям

22

22

316

321

74

97

6518

6602

1938

2650

Общепит

14

14

253

260

50

57

2932

3847

1760

2256

Услуги бизнеса

7

7

84

84

21

25

2535

2543

2116

2124

Информация

7

7

47

47

8

11

385

422

128

165

Производство

6

6

34

36

12

14

558

734

389

561

Вендинг

5

5

17

18

11

11

6200

6200

1195

1195

Финансы

4

4

14

15

3

4

638

707

93

108

Всего

99

99

1790

1817

358

411

42321

50479

14422

22639

Источник [4]

Оборот франчайзинга в Украине, по данным экспертов рынка, оценивают примерно в 1,5 млрд долларов, что составляет около 3 % товарооборота страны. Если учесть, что в развитых странах во франчайзинге вращается от 40 до 60 % общего товарооборота, то мы можем понять, какой есть потенциал. Сейчас наиболее франчайзинговых проектов сосредоточены в Киеве, поскольку в столице больше денег и больше специалистов. Однако франчайзинг постепенно приходит и в небольшие города, поскольку с развитием его рынка точки уже начали появляться и в городах с 30-тысячным населением.

В отличие от норм международного права в украинском законодательстве отсутствует понятие «франчайзинга»: этот вид договоров, по которым осуществляется коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, в Украине получил название «коммерческая концессия», которому посвящена глава 76 Гражданского Кодекса Украины (ст. 1115 –1129) и глава 40 Хозяйственного Кодекса Украины (ст. 406–410).

Существуют разнообразные формы франчайзинга. Выбор франчайзинга зависит от вида хозяйственной деятельности; стабильности франчайзера и его места на рынке товаров и услуг, особенностей рынка местного франзайзи. Выделяют три основные их виды: товарный франчайзинг, производственный и деловой.

Товарный франчайзинг его еще называют франчайзинг продукта, торговый, сбытовой. Его суть заключается в том, что франчайзи имеет право реализовывать продукцию франчайзера и использовать его методику продаж. Это сопровождается тем, что франчайзи обозначает свой магазин брендом франчайзера и зачастую пользуется поддержкой в оформлении торговой сети, выборе ассортимента, обучении персонала, обслуживании клиента, мерчандайзинга и маркетинга.

Производственный франчайзинг — это такой вид сотрудничества между сторонами франчайзингового соглашения, при котором для франчайзи предоставляется право производства и сбыта товаров (выполнения работ, оказания услуг) с применением исходных сырья и материалов, поставленных ему франчайзером. При этом франчайзи осуществляет свою деятельность с использованием торговой марки и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера, среди которых особое место принадлежит технологии преобразования исходных материалов в готовую продукцию. Производственный франчайзинг используется, как правило, предприятиями, обладающих тайной производства исходных материалов и заботятся о ее неразглашении.

Деловой франчайзинг, который еще называют «франчайзинг бизнес-формата», при котором франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т. е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Это самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущее предприятие продает лицензию частным предприятиям или компаниям на право открытия собственного предприятия по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги, магазины, сети закусочных, гостиниц).

В зависимости от сущности хозяйственных отношений, в Украине наиболее распространен производственный франчайзинг, особенно в производстве безалкогольных напитков, поскольку их централизованное производство и доставка до конечного потребителя невыгодные из-за высокого содержания воды в составе напитка. Такие компании, как «Кока-кола», «Пепси», «Севен-ап» и др. обеспечивают своих франчайзи концентратами напитков, из которых последние в дальнейшем, следуя определенной технологии, производят готовый напиток, разливают его, маркируют товарным знаком компании-франчайзера и реализуют через систему местных распространителей. Чаще франчайзер предоставляет своим франчайзи специальные ингредиенты, без которых производство невозможно. После передачи оборудования и технологии производства связь между франчайзером и франчайзи не прекращается, он долговременный характер. Франчайзи обслуживает клиентов, а франчайзер обеспечивает производство ресурсами. Каждый из украинских разливочных и пакетированных заводов является франчайзи от основной компании. Они выполняют все технологические операции с использованием ингредиентов, предоставленных франчайзером. При этом главное, что товар не должен отличаться по своим качествам от аналогичного товара, производит франчайзер [4].

Украинские бизнесмены предпочитают покупать франшизы в западных предприятиях, а не продвигать свою торговую марку за рубежом. Различия менталитета, сложность контроля франчайзи, невысокая конкурентоспособность отечественных изделий, таможенные и транспортные расходы — это причины, которые тормозят продвижение украинских товаров на западные рынки. Размер этого взноса составляет 5–10 % от стоимости создания одной розничной сети. После заключения договора франчайзинга франчайзи обязуется периодически выплачивать часть полученной прибыли. Порядок, сроки и размер выплат указываются в каждом договоре отдельно. Как правило, часть прибыли определяется в процентах, однако есть случаи, когда вознаграждение предусматривается в твердых суммах. Это защищает франчайзера от отсутствия прибыли.

Следует, отметить, что франчайзинг имеет достаточно привлекательные показатели эффективности. Например, при работе отечественного предпринимателя, который сотрудничает с крупной иностранной фирмой, на региональном рынке должны быть обеспечены хорошая скорость развития бизнеса, невысокие риски, максимальная доходность при минимальном объеме инвестиций. Франчайзинг также предусматривает эффективную систему обучения ведению малого бизнеса. Предприниматель при этом получает качественный практический опыт от преподавателей-профессионалов, которые заинтересованы в успехе своих учеников. Таким образом, начинающий предприниматель может достаточно быстро стать профессиональным менеджером, а это является основой успеха в бизнесе.

Анализируя состояние франчайзинговых отношений в Украине, можно сказать, что одной из основных характеристик украинского франчайзинга присутствие иностранного элемента. Это вызывает определенные правовые проблемы: выяснение правосубъектности иностранной стороны; правовое регулирование и защита исключительных прав промышленной собственности, соответствие украинского законодательства международным нормам и соглашениям.

Согласно с этим, обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности путем законодательного урегулирования и упорядочения законодательной базы франчайзинга, согласно международным соглашениям, являются неотъемлемыми условиями внедрения и развития франчайзинга на украинском рынке.

В некоторых странах франчайзинг имеет поддержку со стороны государственных и негосударственных организаций. Например, в Италии каждый новый франчайзи получает от итальянской ассоциации франчайзинга 50000 евро, из которых 50 % — грант, 50 % — кредит под низкий процент [5]. Это позволило практически за 5–6 лет более чем вдвое, увеличить количество франчайзи. О подобной поддержке украинского бизнеса пока говорит не приходится.

Итак, франчайзинг имеет ряд преимуществ, которые позволяют снизить операционные расходы и повысить эффективность производственной деятельности, что особенно важно для Украины в современных условиях. Франчайзинг как метод ведения бизнеса, предполагает создание однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и придерживаются одинаковых условий, форм, методов продажи, единые требования к качеству и единые цены. Таким образом, за фиксированную плату франчайзи получает квалифицированную помощь, в других условиях является для него слишком дорогой. Кроме того, франчайзер также получает преимущества, главным из которых является освоение новых рынков сбыта без существенных капиталовложений. Также, при таких условиях ведения бизнеса, франчайзер нанимает меньше административного персонала, уменьшает его расходы на заработную плату, в то время как доходность растет ведь франчайзи имеют больший стимул достижения лучших результатов, чем наемный работник.

Однако, несмотря на такое значительное количество преимуществ, рынок франчайзинга имеет ряд проблем, требующих решения. К таким проблемам следует отнести следующие:

1.         Несовершенство правового обеспечения реализации механизма франчайзинга в Украине. На сегодня «Закон о франчайзинге» еще не принят. Тот проект закона, который представляла Ассоциация и франчайзеры не выгоден власти. Поэтому пока франчайзинг регулируют Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающиеся франчайзинга, в то время как на Украине отсутствует даже закон о франчайзинге. В Украине в 2010–2013 гг в законодательной базе франчайзинга не произошло никаких изменений, но увеличилось количество судебных исков по ведению бизнеса на условиях франчайзинга. Это заставляет франчайзеров обратить внимание на уже подписанные договоры и обращаться к специалистам за подготовкой новых договоров.

2.         Отсутствие подробной информации о франчайзинге как метод ведения бизнеса. Исследования компании «ТРИАРХ» показывает, что, как уже отмечалось выше, в Украине 65–80 % компаний-франчайзеров не соответствует международным правилам и требованиям франчайзинга. Например, есть случаи, когда компанию холдингового типа сетуют «франчайзингом», что является совершенно некорректным.

3.         Отсутствие практики апробации бизнеса. За рубежом франчайзер не имеет права продавать франшизу, если не было апробации ведения бизнеса с этой франшизой [3]. В Украине же есть практика продажи совершенно новой франшизы без ведения франчайзером коммерческой деятельности по данному направлению бизнеса. Соответственно, такая практика недопустима, ведь продажа описанных процессов ведения бизнеса, не отработаны на своих торговых точках есть в большинстве случаев убыточным.

4.         Несовершенная финансово-кредитная политика в стране. Налоговый Кодекс Украины значительно сужает перспективы развития малого бизнеса и заставляет предпринимателей искать обходные пути в осуществлении платежей «роялти» и «паушальный платеж» своим партнерам.

Указанные выше проблемы рынка франчайзинга являются основными, но также существуют другие проблемы, которые мешают широкому использованию франчайзинговых схем в Украине, в отличие от других стран с более развитой экономикой, основными из которых являются:

-                   значительная стоимость франшизы в сравнении с низкой покупательной способностью покупателей;

-                   отсутствие квалифицированных кадров;

-                   сложные условия и барьеры организации и ведения бизнеса.

-                   проблемы финансово-кредитного характера;

-                   отсутствие соответствующих консультационных структур.

Однако дальнейшее развитие франчайзинга в Украине, а вместе с ним развитие малого бизнеса и внешней торговли, зависят не только от финансовой поддержки, но и ряда других обстоятельств. К ним можно отнести достаточно жесткий административный и налоговый прессинг, сложные условия для экспорта продукции влечет за собой высокий уровень затрат для экспортеров.

Например, исследованиями Doing Business обнаружено, что оформление одного стандартного контейнера (официальные уплаты правительства) из Киева во Франкфурт (Германия) стоит более чем 1000 долларов (без транспортных расходов). Для сравнения: китайскому предпринимателю оформления аналогичного контейнера с экспортом в Германию составляет всего 335 долларов, то есть треть того, что это стоит украинскому предпринимателю. Китай находится гораздо дальше от Германии, чем Украина, то есть путь экспортного груза гораздо длиннее, но административные расходы в Китае настолько низкие, что конечная цена экспорта оказывается гораздо меньше. Получается, что дешевле поставить китайский товар из Китая в Германию, чем из Украины в Германию [4]. Это обстоятельство тормозит франчайзинговые отношения в Украине.

Подытоживая проблемы франчайзинга в Украине, следует отметить, что франчайзинг имеет и широкие перспективные возможности для развития. И поэтому для решения вышеуказанных проблем необходимо:

1.         Включить системы развития франчайзинга в правительственную программу поддержки малого предпринимательства.

2.         Обеспечить целевое финансирование начальных франчайзи.

3.         Усовершенствовать законодательство о регулировании франчайзинговых отношений. Для реализации любых бизнес-проектов необходимо решить ряд важных юридических вопросов, начиная с создания и регистрации организации, в дальнейшем регулирование ее деятельности, разрешение корпоративных конфликтных ситуаций и заканчивая судебной защитой и возможной ликвидацией организации. Для решения проблем развития договора франчайзинга в Украине необходимо укрепить законодательную базу путем принятия Закона Украины «О франчайзинге», где предусмотреть преддоговорных регулирования отношений между франчайзером и франчайзи, особенности правового регулирования товарного, производственного, делового франчайзинга, уместно предусмотреть существовании регионального франчайзинга и франчайзинга развивающейся экономикой. Не менее важной задачей является унифицировать, приблизить соответствие украинского законодательства международным нормам и соглашениям.

4.         Создать систему налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

5.         Предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

6.         Сократить перечень и объемов платежей на экспортно-импортные операции.

7.         Расширить протекционистские меры для отечественных франчайзи в международной торговле.

8.         Создать сеть учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в крупнейших городах, но и по всей стране.

Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в Украине можно классифицировать по причинам их возникновения: экономические проблемы (нестабильность развития экономики, сложность получения кредитов для создания стартового капитала) организационно-правовые (отсутствие должным сложившейся законодательной базы) социально-психологические проблемы (высокий риск ведения деловой активности субъектов франчайзинговой системы, отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности)

Создание благоприятных условий для развития бизнеса в Украине — это глобальная проблема, которая предусматривает разработку пакетов закона, а также пересмотр налоговой и финансово-кредитной политики с целью создания современных прогрессивных организационных форм ведения бизнеса. Чтобы создать благоприятную среду для развития франчайзинговых соглашений необходимо в первую очередь внести изменения в законодательство. Необходимо принять закон о франчайзинге, обеспечить доступность кредитования, а также способствовать повышению предпринимательских структур

Литература:

1.         Газета спецвыпуск к выставке «Франчайзинг 2012» Мир франчайзинга // Информационное ревюАссциациы франчайзинга Украины — 2012. — № 49. — С. 8

2.         Режим доступа. http://franchising.ua/franchise-basics/3

3.         Режим доступа [Электронный ресурс] http://triarh-franchising.com/

4.         Сайт ассоциации франчайзинга. Режим доступа. [Электронный ресурс]. http://www.franchising.org.ua/index.php≤pageid=63

5.         Статьи [Электронный ресурс] // ТРИАРХ консалтинг // Режим доступа: http://www.triarh.com/ru/arts570.html

Основные термины (генерируются автоматически): Украина, франчайзинг, франчайзер, украинский, компания, Китай, малый бизнес, производственный франчайзинг, США, украинское законодательство.


Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга, его особенности в современных условиях. Исследуются вопросы возникновения и развития франчайзинга в России, его преимущества и недостатки. Рассматривается опыт российских и зарубежных компаний мал...

Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты франчайзинга. Определены основные его виды и области применения. Проведен анализ популярных и новых франшиз Оренбурга.

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...

Институциональные факторы развития аграрного сектора экономики Украины в условиях глобализации

В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием аграрного сектора экономики Украины и роль институциональных факторов в условиях глобализационного развития. Рассмотрены основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного про...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Роль и развитие вирусного маркетинга в современном Интернете (на примере социальной сети TikTok)

Данная статья посвящена становлению вирусного маркетинга, как особого вида продвижения, оценены его перспективы и преимущества. Для данной цели рассмотрена история и современное состояния данного процесса, выявлены ключевые закономерности и возможнос...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга, его особенности в современных условиях. Исследуются вопросы возникновения и развития франчайзинга в России, его преимущества и недостатки. Рассматривается опыт российских и зарубежных компаний мал...

Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты франчайзинга. Определены основные его виды и области применения. Проведен анализ популярных и новых франшиз Оренбурга.

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...

Институциональные факторы развития аграрного сектора экономики Украины в условиях глобализации

В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием аграрного сектора экономики Украины и роль институциональных факторов в условиях глобализационного развития. Рассмотрены основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного про...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Роль и развитие вирусного маркетинга в современном Интернете (на примере социальной сети TikTok)

Данная статья посвящена становлению вирусного маркетинга, как особого вида продвижения, оценены его перспективы и преимущества. Для данной цели рассмотрена история и современное состояния данного процесса, выявлены ключевые закономерности и возможнос...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Задать вопрос