Понятие договора коммерческой концессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Подольская, А. А. Понятие договора коммерческой концессии / А. А. Подольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85542/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор определяет понятие договора коммерческой концессии.

Ключевые слова: коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза, договор.

Теоретические особенности договора коммерческой концессии прежде всего взаимосвязаны с его понятием, однако данный вопрос является наиболее дискуссионным в научных кругах, так как, даже пока показывает пример первого параграфа настоящего исследования, существует проблематика соотношений понятий «договор коммерческой концессии», «коммерческая концессия», «франчайзинг», «франшиза». Необходимо раскрыть содержание данных понятий и рассмотреть мнения различных авторов по данному вопросу.

Понятие «франчайзинга» образовано от английского слова «franchising», которое означает право, привилегия или правомочие. В некоторых государствах понятие франчайзинга закреплено на законодательном уровне, при этом в каждом иностранном государстве по-своему трактуется понятие договора франчайзинга, в зависимости от различных основополагающих факторов, влияющих на заключение данного договора. К примеру, в Англии франчайзинг трактуется как соглашение, позволяющее осуществлять предпринимательскую деятельность, в которой лицо получает прибыль (доход), на основании того, что имеет право пользоваться торговой маркой, дизайном или иной интеллектуальной собственности, а также репутацией, которая взаимосвязана с франчайзером. Как отмечает С. А. Сосна, в США понятие франчайзинга понимается в нескольких значениях, к примеру, франчайзинг понимается как бизнес-формат договора, где франчайзи осуществляет предпринимательскую деятельность по методам франчайзера, с помощью его торговой марки, а также фирменного наименования. В другом случае франчайзинг трактуется как договор, по которому франчайзи наделен правом продавать товары, произведенные франчайзером, при этом не получает никакой помощи от него по ведению бизнеса.

Рассмотрим различные точки зрения отечественных авторов на данное понятие. По мнению автора Е. Р. Гудим, франчайзинг выражается в установление долгосрочного сотрудничества между сторонами, являясь определенным экономическим явлением, при котором одна сторона — правообладатель (или франчайзер), передает исключительные права для пользования, производит обучение имеющимся технологиям производства, а также предоставляет все необходимое для осуществления деятельности пользователя (или франчайзи) [1, c. 28]. В данном случае автор делает акцент на то, что франчайзинг является наиболее широким понятием, и вся терминология исследуемого правового института исходит именно от понятия франчайзинга. Мы придерживаемся аналогичной точки зрения, что первоначально важно раскрыть именно понятие франчайзинга как наиболее широко из перечисленных выше понятий, но только потому, что оно является наиболее распространенным в мировой практике применения данной терминологии.

Немаловажное значение имеет понятие франчайзинга, раскрытое автором Е. А. Сухановым. И так, франчайзинг, по мнению данного автора представляет собой возмездное приобретение одним предпринимателем, именуемым пользователем, у другого предпринимателя, именуемым правообладателем, который, как правило представляет собой известную компанию с хорошей репутацией, права на использование средств индивидуализации товаров, работ и услуг, принадлежащих правообладателю, а также секреты производства (ноу-хау) для того, чтобы осуществлять идентичную деятельность самостоятельно, но при этом «под маской» правообладателя [3, c. 432–438].

Относительно раскрытия понятия франчайзинга в российской правовой системе, особое внимание стоит уделить событиям, произошедшем в 2016 году, когда был отклонен проект Федерального закона «О франчайзинге», причем в первом же чтении. Данный проект федерального закона определял франчайзинг как систему правоотношений, при которой франчайзер передает франчайзи право пользования его исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним различные средства индивидуализации, при наличии обмена на финансовое вознаграждение (прямое или косвенное), с целью продажи продукта или предоставления услуг франчайзера по заранее установленным правилам ведения бизнеса, которые устанавливаются именно франчайзером в рамках заключенного между ними договора и исключительно в период его действия [2].

Анализируя рассмотренные определения, считаем, что франчайзинг представляет собой гражданско-правовой договор, при котором одна сторона, именуемая франчайзи, приобретает разрешение на коммерческое использование комплекса исключительных и иных прав франчайзера с целью получения дохода, с учетом соблюдения правил ведения такой предпринимательской деятельности.

Понятие франшизы образовано от французского «franchise», которое понимается как льгота или привилегия. По своей сути термины франшизы и франчайзинга равнозначны, и различия в их наименовании обусловлено тем, что имеются особенности транскрипции терминов при переводе на русский язык английской и французской литературы и законодательных актов, при этом в некоторых правовых ситуациях франшиза и франчайзинг могут рассматриваться по-разному, с небольшими отличиями. К примеру, в США франшиза трактуется как правоотношения в коммерческой сфере, которые основываются на заключенном соглашении между сторонами и которое выражается в том, что одна сторона осуществляет действия, взаимосвязанные с продажей определенных товаров, услуг с определенной маркой, наименованием, символом в коммерческой сфере, которые идентифицируют правообладателя, при том что правообладатель проводит контрольные действия по осуществляемой работе другой стороны в сфере таких товаров или услуг, а также оказывает содействие в рекламных компаниях, предоставлением торговых площадей, оборудовании, и иных действиях, которые направлены на развитие данной деятельности за оплату со стороны лица, который пользуется идентификационными данными, принадлежащими правообладателю. На наш взгляд, франшиза представляет собой определенный комплекс благ, который состоит в праве франчайзи использовать бренд и бизнес-систему, принадлежащие франчайзеру, а также другие блага, которые необходимы для создания и ведения бизнеса по системе, которая принадлежит франчайзеру.

Определение коммерческой концессии представляет собой особую систему организации предпринимательской деятельности. Понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке второй части ГК РФ, как наиболее соответствующее по смыслу английскому слову «франчайзинг». Коммерческая концессия является одним из новых институтов российского гражданского права, по сравнению с теми институтами, которые сформировались еще в ХХ веке и активно развивались в тот период. При этом данное понятие не относится к концессионному договору и по смыслу своего содержания не имеет общих черт с ним. На наш взгляд, коммерческая концессия представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности, являющаяся двусторонней гражданско-правовой сделкой. В целом же понятие коммерческой концессии является достаточно сложным и емким, при этом его можно рассмотреть с нескольких позиций, к примеру, как систему отношений, а также как механизм, как договор либо соглашение между сторонами.

Литература:

  1. Гудим, Е. Р. Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий / Е. Р. Гудим. — Текст: непосредственный // Современные инновации. — 2017. — № 7 (21). — С. 28.
  2. О франчайзинге: проект Федерального закона № 503845–6 [ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21 апреля 2014 года], отклонен 16 марта 2016 года. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Суханов, Е. А. Гражданское право: учебник 4 т. / Е. А. Суханов. — 2. — Москва: Волтерс Клувер, 2020. — 720 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, франчайзинг, предпринимательская деятельность, франчайзер, автор, английское слово, ведение бизнеса, договор.


Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии

Статья посвящена раскрытию основных отличий между конструкциями договоров франчайзинга и коммерческой концессии, анализируются причины таких различий и популярности модели франчайзинга в российской предпринимательской практике.

История появления и развития института коммерческой концессии в России

В статье автор определяет предпосылки появления в гражданском праве России договора коммерческой концессии.

Права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии.

К вопросу о месте дистрибьюторского договора в системе гражданско-правовых договоров

В статье автор анализирует проблемы правового регулирования дистрибьюторского договора, определения места в системе гражданско-правовых договоров.

Правообладатель как сторона договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности правообладателя в рамках договора коммерческой концессии.

Использование товарного знака по договору коммерческой концессии

В статье автор исследует использование товарного знака по договору коммерческой концессии.

Финансирование концессионных соглашений: юридический аспект

В данной статье автор рассматривает законодательно закрепленные формы финансового участия сторон концессионного соглашения.

Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз

В данной статье даются понятия франчайзинга и франшизы, определена нормативная база, критерии выбора франшизы, рассматриваются преимущества и недостатки франшизы, а также перечислены основные риски при приобретении франшиз.

Значение Правил франчайзинга Федеральной торговой комиссии США в регулировании франчайзинговых отношений

В статье автор анализирует положения Правил франчайзинга ФТК 1979 года и дает оценку значения данного документа для регулирования франчайзинга.

Организационные договоры в дореволюционной российской цивилистике

В статье автор проводит анализ истории развития организационных договоров в дореволюционной науке гражданского права.

Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии

Статья посвящена раскрытию основных отличий между конструкциями договоров франчайзинга и коммерческой концессии, анализируются причины таких различий и популярности модели франчайзинга в российской предпринимательской практике.

История появления и развития института коммерческой концессии в России

В статье автор определяет предпосылки появления в гражданском праве России договора коммерческой концессии.

Права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии.

К вопросу о месте дистрибьюторского договора в системе гражданско-правовых договоров

В статье автор анализирует проблемы правового регулирования дистрибьюторского договора, определения места в системе гражданско-правовых договоров.

Правообладатель как сторона договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности правообладателя в рамках договора коммерческой концессии.

Использование товарного знака по договору коммерческой концессии

В статье автор исследует использование товарного знака по договору коммерческой концессии.

Финансирование концессионных соглашений: юридический аспект

В данной статье автор рассматривает законодательно закрепленные формы финансового участия сторон концессионного соглашения.

Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз

В данной статье даются понятия франчайзинга и франшизы, определена нормативная база, критерии выбора франшизы, рассматриваются преимущества и недостатки франшизы, а также перечислены основные риски при приобретении франшиз.

Значение Правил франчайзинга Федеральной торговой комиссии США в регулировании франчайзинговых отношений

В статье автор анализирует положения Правил франчайзинга ФТК 1979 года и дает оценку значения данного документа для регулирования франчайзинга.

Организационные договоры в дореволюционной российской цивилистике

В статье автор проводит анализ истории развития организационных договоров в дореволюционной науке гражданского права.

Задать вопрос