В статье автор анализирует положения Правил франчайзинга ФТК 1979 года и дает оценку значения данного документа для регулирования франчайзинга.
Ключевые слова: франчайзинг, коммерческая концессия, франчайзинговые отношения.
Франчайзинг появился на территории России не так давно, а именно в конце XX века, и с принятием в 1996 году Главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации получил официальное закрепление в российском законодательстве в качестве договора коммерческой концессии.
Однако и зарубежную историю правового регулирования франчайзинга нельзя назвать давней — в 1971 году Федеральная торговая комиссия США начала официальную процедуру разработки правил, требующих раскрытия информации и запрещающих недобросовестную практику предложения и продажи франшиз. Данные действия привели к принятию в 1979 году Правил франчайзинга ФТК, которые направлены на обеспечение соблюдения в сфере франчайзинга Закона о Федеральной торговой комиссии, который запрещает недобросовестные методы конкуренции и недобросовестные или вводящие в заблуждение действия или практику в торговле.
Правила определяют признаки франшизы: коммерческое деловое соглашение является франшизой, если оно удовлетворяет трем определяющим элементам:
— франчайзер должен пообещать предоставить торговую марку или другой коммерческий символ;
— пообещать осуществлять значительный контроль или оказывать значительную помощь в ведении бизнеса;
— потребовать минимальный платеж в размере не менее 500 долларов США в течение первых шести месяцев деятельности.
Если указанные критерии соблюдены, то франчайзер должен соблюдать Правила франчайзинга независимо от того, как стороны обозначили сложившиеся между ними правоотношения в договоре. Указание на отношения под другим названием или указание на то, что отношения не являются франшизой, не исключает применения Правил.
Чтобы считаться значительными, контроль или помощь должны распространяться на работу франчайзи в целом, а не относится к небольшой части бизнеса франчайзи или к какой-либо отдельной его сфере [1]. Контроль может включать в себя утверждение внешнего вида и содержания Интернет-сайта, времени работы, технологии производства, методов ведения бухгалтерского учета, участие франчайзера в кадровой политике франчайзи, согласование проводимых рекламных компаний и другое. К помощи относятся предоставление официальных программ продаж, обслуживания или бизнес-обучения, создание систем бухгалтерского учета, консультации по выбору местоположения объекта, обустройству помещения, маркетингу или персоналу, предоставление доступа к электронному программному обеспечению, веб-сайту и другое.
Также дано легальное определение понятию продажа франшизы — соглашение, по которому одна сторона приобретает франшизу у другой стороны (продавца франшизы) за определенную плату путем покупки, приобретения лицензии или иным образом.
Под франчайзером понимается любое лицо (включая любое физическое лицо, группу, ассоциацию, товарищество, корпорацию или любое другое юридическое лицо), которое предоставляет франшизу и участвует в отношениях франчайзинга.
Под потенциальным франчайзи понимается любое лицо (включая агента, представителя или сотрудника организации), которое обращается к продавцу франшизы или к которому обращается продавец франшизы для обсуждения возможного установления франчайзинговых отношений.
Правила франчайзинга уделяют большое внимание вопросу раскрытия информации. Так, в них предусмотрена обязанность франчайзера предоставлять потенциальным франчайзи перед продажей франшизы Документ о раскрытии информации о франшизе. Данный документ включает в себя 23 пункта, каждый из которых требует от франчайзера раскрытия определенной информации, чтобы помочь потенциальным франчайзи принять обоснованное решение, прежде чем инвестировать во франшизу.
Так от франчайзера требуется раскрытие существенных сведений по следующим категориям: природа франчайзера и франчайзинговой системы, финансовая состоятельность франчайзера, расходы, связанные с покупкой и эксплуатацией торговой точки по франшизе, условия, регулирующие отношения по франчайзингу, сведения о территории, которая предоставляется вместе с франшизой, о помощи, которую франчайзер оказывает франчайзи, а также историю судебных разбирательств по франшизе, имена и адреса действующих франчайзи, которые могут поделиться своим опытом работы в системе франчайзинга [2].
Правила франчайзинга также предусматривают, что в случае внесения франчайзером в одностороннем порядке существенных изменений в условия соглашения о франчайзинге до его подписания или в Документ о раскрытии информации о франшизе, франчайзи должен быть предоставлен срок не менее 7 календарных дней для ознакомления и оценки изменений, за исключением случаев, когда такие изменения внесены по просьбе самого потенциального франчайзи.
Однако существует ряд исключений из требований о раскрытии информации. Так, если общая сумма всех платежей, которые франчайзи должен произвести франчайзеру или любому из его аффилированных лиц в течение первых шести месяцев с момента начала деятельности составляет менее 570 долларов США (в первоначальном правиле сумма составляла 500 долларов, с 1 июля 2012 года предел повышен до 540 долларов, а с 1 июля 2016 года до 570 долларов), то франчайзер освобождается от требований о раскрытии информации. При этом считается, что франчайзи начинает свою деятельность, когда он впервые делает товары или услуги доступными для продажи в рамках своего бизнеса.
Еще одним подобным случаем является исключение для крупных франчайзи, согласно которому если франчайзи или любой из его аффилированных лиц имеет по крайней мере пятилетний опыт ведения бизнеса и чистый капитал в размере не менее 5 715 500 долларов США, требования об обязательном раскрытии информации на него не действуют. Данное исключение распространяется как на коммерческие организации, так и на физических лиц. Предыдущий опыт не обязательно должен быть связан с франчайзингом или с той же отраслью, что и франчайзинговый бизнес [3].
Не требуется раскрытие информации и в случае, когда первоначальные инвестиции франчайзи равны или превышают 1 143 100 долларов США. Потенциальный франчайзи при этом подписывает соответствующее подтверждение о размере инвестиций.
Интересной особенностью является требование Правил, согласно которому информация должна раскрываться франчайзерами четко, разборчиво и на простом английском языке. При составлении Документа о раскрытии информации о франшизе франчайзер должен использовать повседневный язык и избегать сложной юридической и бизнес-терминологии.
Любое нарушение требований Правил франчайзинга о раскрытии информации является нарушением Закона о Федеральной торговой комиссии США, рассматривается в качестве недобросовестных или вводящих в заблуждение действий и предоставляет ФТК право подавать иски на франчайзеров в федеральный суд и добиваться любого или всех следующих средств правовой защиты:
— гражданский штраф в размере до 11 000 долларов США за нарушение;
— судебный запрет, включая запрет продажи франшизы в США;
— расторжение договора и возмещение ущерба от имени пострадавших франчайзи.
Стоит отметить, что правом на подачу указанных исков обладает исключительно Федеральная торговая комиссия США. Потерпевший франчайзи «частным» правом на подачу иска против франчайзера не наделен. Однако законы многих штатов о раскрытии информации о франшизе позволяют потерпевшему франчайзи подать иск против франчайзера за нарушения законов штата о регистрации и раскрытии информации. Эти претензии обычно включают иски о расторжении соглашения о франчайзинге и (или) иски о возмещении фактического ущерба (включая судебные расходы).
Литература:
- Franchise Rule 16 C. F. R. Part 436. Compliance Guide FTC. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.ftc.gov/system/files/documents/plain-language/bus70-franchise-rule-compliance-guide.pdf (14.11.2023).
- Electronic Code of Federal Regulations PART 436.8 Exemptions. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.law.cornell.edu/cfr/text/16/436.8 (15.11.2023).
- Federal Trade Commission. Rules and Regulations. Code of Federal Regulations. Parts 436 and 437. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2007–03–30/pdf/E7–5829.pdf#page=101 (13.11.2023).
- Electronic Code of Federal Regulations PART 436.8 (a)(5)(i) [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.law.cornell.edu/cfr/text/16/436.8 (15.11.2023).