К вопросу о месте дистрибьюторского договора в системе гражданско-правовых договоров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Гареева, А. О. К вопросу о месте дистрибьюторского договора в системе гражданско-правовых договоров / А. О. Гареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114183/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор анализирует проблемы правового регулирования дистрибьюторского договора, определения места в системе гражданско-правовых договоров.

Ключевые слова: дистрибьюторский договор, смешанный договор, непоименованный договор, дилерский договор, организационный договор.

Категория дистрибьюторского договора, регулирующая отношения между участниками гражданского оборота в рамках дистрибьюторской деятельности, получила широкое применение в российской правовой системе, однако, что примечательно, специальное правовое регулирование дистрибьюторских отношений и по сей день отсутствует, кроме того, в литературе нет единства мнений среди исследователей относительно правовой природы дистрибьюторского договора.

Рассматривая сущность дистрибьюторского договора, М. Н. Илюшина приходит к выводу о том, что такой договор необходимо относить к группе непоименованных, не имеющих специального гражданско-правового регулирования [6, с. 35].

Аналогичное мнение высказывает А. М. Партин, дополняя его указанием на отнесение дистрибьюторского договора к группе договорных конструкций, предметом которых является оказание услуг [9, с. 10].

В качестве договора особого рода дистрибьюторское соглашение предлагает рассматривать А. В. Руденко, отмечая, что его нельзя квалифицировать в качестве смешанного [11. с. 10].

Напротив, по мнению В. А. Масловой дистрибьюторский договор является непоименованным смешанным договором, поскольку сочетает в себе признаки договора поставки, а также элементы, которые не относятся ни к одной известной закону договорной конструкции [8, с. 50].

В качестве смешанного дистрибьюторский договор рассматривает М. Л. Варданян, указывая, что таковой обладает признаками договора купли-продажи, поставки, перевозки, коммерческой концессии и других [2, с. 20].

На практике же проблематика дистрибьютерского договора разрешается, как отмечают исследователи, по-разному [10, с. 47]. Так, в случае возникновения спора по поводу поставки товара с нарушением срока, то договор квалифицируется как договор поставки, следовательно, применению подлежат нормы, регламентирующие соответствующие правоотношения поставки [3, с. 172]. В случае нарушения требований относительно хранение товара дистрибьютором, отношения рассматриваются как входящие в предмет договора хранения [12, с. 210].

Исходя из сказанного возможно заключить, что дистрибьюторский договор, не имея собственного правового регулирования, в зависимости от конкретных обстоятельств трактуется по-разному.

Важнейшим отличительным признаком дистрибьюторского договора от иных договорных конструкций выступает то, что он отражает специфический характер взаимосвязи поставщика (производителя) и дистрибьютора. Следовательно, такой договор нельзя квалифицировать в качестве смешанного, так как он характеризуется стабильностью отношений.

Анализ правовой природы дистрибьюторского договора позволяет сделать некоторые выводы относительно различий такого соглашения и иных договорных конструкций.

Большая часть действующих договоров имеют формальное ограничение по срокам функционирования, дистрибьюторский же договор рассчитан на продолжительный период действия отношений между контрагентами.

В соответствии с дистрибьюторским договором обе стороны его получают прибыль: производитель создает товар и направляет его дистрибьютору, а последний, ничего не производя, но реализуя поставленный товар, приобретает прибыль от разницы между стоимостью товара, полученного от производителя, и конечной стоимость проданного товара [5, с. 107].

Вне зависимости от того, что дистрибьюторский договор не имеет собственного закрепления в действующем гражданском законодательстве, он должен быть оформлен соответствующим образом.

В правовой системе российского государства существуют и иные договорные конструкции, не получившие специального закрепления. К примеру, речь здесь идет о разновидностях договора франчайзинга, в частности, товарного, который имеет много общих черт с дистрибьюторским договором. В соответствии с договором товарного франчайзинга правообладатель передает исключительное право распространения своей продукции на определенной территории.

Некоторыми исследователями предлагается разграничение данных конструкций по признаку того, что при дистрибьюции происходит возмездное оказание услуг производителю по рекламе, продвижению, сбыту товаров [1, с. 16]. Однако необходимо отметить, что законом не устанавливается ограничений относительно обязанностей пользователя по договору франчайзинга аналогичного характера.

По нашему мнению, основополагающим различием этих договорных конструкций выступает то, что при концессии реклама, продвижение товара, нахождение новых путей сбыта должны исполняться в рамках единой сети в качестве совместной работы, при дистрибьюции такого не происходит — дистрибьютор осуществляет самостоятельно подобные действия и они неотделимы от его деятельности в силу ее специфического характера.

Специфический характер устойчивости дистрибьюторских отношений дает основание полагать, что такие отношения имеют организационно-правовую природу.

Как и организационный договор, дистрибьюторский договор имеет своей целью установление устойчивого функционирования системы сбыта продукции на конкретной территории. При этом дистрибьюторский договор предполагает не только установление товарообмена, поскольку право собственности на продукцию возникает у дистрибьютора на короткий срок до момента продажи окончательному покупателю. Кроме того, система отношений становится тем эффективнее, чем короче будет срок нахождения товара у дистрибьютора. Такой договор предполагает взаимное сотрудничество сторон, детально регулирует действия сторон на каждой из процедур исполнения договора [7, с. 119].

Схожей с дистрибьюторским является дилерский договор, в соответствии с которым производитель автотранспортного средства передает его дилеру для реализации в розницу [4, с. 123]. Однако для дилерского договора специфичен субъектный состав: договор заключается между дистрибьютором и дилером.

По условиям дилерский и дистрибьюторский договор совпадают: дилер имеет обязательство приобретать товары у производителя (дистрибьютора) и реализовывать третьим лицам от своего имени и за свой счет, а контрагент согласовывает как реализуется поставка товара дилеру.

Литература:

  1. Андреева, С. А. Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций / С. А. Андреева // Конкурентное право. — 2013. — № 3. — С. 16.
  2. Варданян, М. Л. Дистрибьюторский договор как форма осуществления иностранными компаниями предпринимательской деятельности России / М. Л. Варданян // Законодательство и экономика. — 2008. — № 8. — С. 20.
  3. Доронькина, В. Ю. К вопросу о дистрибьюторском договоре / В. Ю. Доронькина // Наука сегодня. Ключевые проблемы и перспективы развития. 17–20 декабря 2015, г. Санкт- Петербург — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2015. — С. 169–191.
  4. Егорова, М. А. Коммерческое право: Учебник для вузов / М. А. Егорова. — М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013. — 640 с.
  5. Ибрагимова, Р. Р. Стороны дистрибьюторского договора / Р. Р. Ибрагимова, О. А. Османов // Государственная служба и кадры. — 2019. — № 3. — С. 107–108.
  6. Илюшина, М. Н. О новых договорных конструкциях в коммерческом обороте / М. Н. Илюшина // Вестник Российской правовой академии. — 2007. — № 3. — С. 34–36.
  7. Каширина, Т. Дистрибьюторский договор как разновидность организационного договора / Т. Каширина // Хозяйство и право. — 2015. — № 5(460). — С. 116–122.
  8. Маслова, В. А. Место дистрибьюторского договора в системе торговых договоров / В. А. Маслова // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. — 2011. — № 3. — С. 49–64.
  9. Партин, А. М. Правовая природа дистрибьюторских соглашений: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. М. Партин. — М., 2010. — 33 с.
  10. Родионова, А. Ю. Роль дистрибьюторского договора в системе Гражданско-правовых договоров российской Федерации / А. Ю. Родионова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 10–4(49). — С. 47–51.
  11. Руденко А. В. Дистрибьюторский договор как правовой инструмент организации сбыта товаров: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. В. Руденко. — М., 2011. — 28 с.
  12. Стригунова, Д. П. К вопросу о правовой природе дистрибьюторского договора / Д. П. Стригунова // Вестник Университета. — 2015. — № 6. — С. 210–213.
Основные термины (генерируются автоматически): дистрибьюторский договор, дилерский договор, дистрибьютор, договор, конструкция, организационный договор, отношение, правовая природа, производитель.


Ключевые слова

дистрибьюторский договор, непоименованный договор, смешанный договор, дилерский договор, организационный договор

Похожие статьи

Задать вопрос