Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.09.2019

Статья просмотрена: 5969 раз

Библиографическое описание:

Быкова, С. Н. Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз / С. Н. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62532/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье даются понятия франчайзинга и франшизы, определена нормативная база, критерии выбора франшизы, рассматриваются преимущества и недостатки франшизы, а также перечислены основные риски при приобретении франшиз.

Ключевые слова: франшиза, франчайзер, коммерческая концессия, лицензионный договор, товарный знак, приобретение франшизы.

Все чаще предприниматели обращают внимание на франшизу, у которой масса преимуществ перед созданием бизнеса с нуля. Тема франчайзинга в России сейчас особенно актуальна.

Понятие франчайзинга ифраншизы.

Франчайзингу посвящено множество статей на таких известных Интернет-порталах, как «ВкладыИнвестиции», «BuyBrand inform», «TopFranchise», Мегаидеи и на сайтах: Grandars.ru, RusFranch.ru (сайт РАФ — Российской Ассоциации Франчайзинга) и Бизнес-прост.ру.

Поэтому у франчайзинга существует множество определений. Но его суть сводится к одному: под ним понимают «способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату — роялти» [1].

Также это «способ сбыта товаров и услуг, развитие и завоевание рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса» [2].

Существуют распространенные заблуждения, что франчайзинг — это покупка бренда и растиражирование многих успешных компаний, а также красиво оформленный франчайзинговый пакет с инструкциями. Но это не совсем так.

Франшиза — это такая система, которая описывает важные моменты и все достаточные условия правильного ведения бизнеса, которые также должны полностью соответствовать требованиям франчайзера. Простыми словами, франшиза — готовая бизнес-система с отлаженными наработками, которую продает новичку-предпринимателю франчайзер. Также франшизу можно назвать и франчайзинговым пакетом [2]. Это и «инструкция, которая позволяет вести бизнес без проблем» [7]. И это даже в том случае, если у франчайзи нет никакого опыта.

Нормативная база.

В российском законодательстве не существует понятий франшизы, франчайзинга и франчайзингового договора.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации все правоотношения в этой сфере регулируются главой 54 «Коммерческая концессия» [4]. Все положения близки по сути к договору франчайзинга международного права.

В России все отношения в системе франчайзинга закрепляются либо договором коммерческой концессии, либо лицензионным договором или договором смешанной лицензии.

Однако, по утверждению Российской Ассоциации Франчайзинга, пятая часть всех «российских франчайзоров обходятся без договора коммерческой концессии или лицензионного договора» [5]. Предприниматели таким образом очень рискуют, потому что тогда новичок превратится в простого дилера, который занимается, всего лишь, перепродажей.

Надо отметить, что юристы склоняются к такому мнению, что «договор коммерческой концессии является одним из наиболее сложных договоров, регулируемых гражданским законодательством» [6]. В чем причина этих сложностей? Во-первых, такой договор не может быть составленным по шаблону. Объясняют это тем, что бизнес-процессы в компаниях у франчайзеров очень разные и они могут меняться. Во-вторых, письменная форма договора — обязательное требование закона. В-третьих, в договоре могут быть дыры и лазейки.

В договоре обязательно должны быть прописаны следующие пункты: товарный знак, исключительные или эксклюзивные права на развитие на определенной территории, ограничение конкуренции, снабжение и модификацию, ремонт точки, обучение и маркетинг, проверки и отчетность, информация, уступка договора, расторжение договора.

Критерии выбора франшизы

Франчайзи перед покупкой франшизы должен руководствоваться следующими критериями:

Во-первых, очень важен опыт работы компании франчайзера до начала его деятельности как франчайзера. Для будущего франчайзи важен результат бизнес-технологии, которую ему предлагают. Поэтому сначала нужно узнать длительность работы франчайзера.

Во-вторых, нужно обязательно узнать историю всех франчайзинговых компаний. Маленькое количество новых франчайзи, очень большие интервалы между франшизами требуют тщательного изучения.

В-третьих, нужно проверить наличие собственных удаленных подразделений. У опытного франчайзера обязательно должно быть: опыт тиражирования бизнеса, администрирования и руководства филиалов или представительств.

В-четвертых, обязательно наличие и размер обязательных платежей. На дилерство может указывать невысокая цена. Как правило, это ловушка для франчайзи. Поэтому размер всех обязательных платежей обязательно должен быть прописан в договоре.

В-пятых, проверить наличие интеллектуальных наработок. Если эта методика у франчайзера отсутствует, то это должно вызвать сомнения по отношению к самому предложению.

По мнению Е. Сойак, нужно проверить «состав руководства и директоров франчайзера за последние пять лет, их деловой опыт, репутации, мнения бывших знакомых или конкурентов», наличие «судебных разбирательств франчайзера», проверить «информацию о банкротствах…, связанных с франчайзером» [8].

Преимущества инедостатки франшизы

Преимущества франшизы:

− Узнаваемость торговой марки или бренда, которое арендует франчайзи. А также хорошая репутация и имидж. Новичок получает устойчивое представление об оказываемых услугах со стороны заказчиков и будущих партнеров.

− Большая скорость раскрутки собственного дела. Наиболее удачный выход на рынок обеспечивается только лояльными к бренду потребителями.

− Нет надобности тратить годы на обучение ведению бизнеса. Франчайзи получает доступ к базе знаний, ему передают полностью отлаженную бизнес-модели и обучают тому, как ее лучше использовать. Также франчайзер должен обязательно учитывать специфику этой отрасли.

− Готовая атрибутика и рекламная компания, постоянная поддержка рекламы. Франчайзи получает продуманный дизайн, давно работающий и приносящий прибыль.

− Территориальное разграничение.

− Франчайзи имеет право выбора отрасли, в которой он хочет работать и имеет право ознакомления с бизнесом до этапа вложения собственных средств в этот проект.

− Консультации и поддержка, снижение возможных рисков. При отличной модели бизнеса франчайзи может стать частью этой «семьи». Опытный франчайзер никогда не оставит своего партнера с нерешенными проблемами.

− Диверсификация бизнеса франчайзи. Покупка франшизы сможет снизить возможные риски, ненужные затраты и время на расширение бизнеса из смежной отрасли.

− Оптимальный подбор необходимых материалов и всего оборудования для работы.

Недостатки франшизы:

− Достаточно высокая стоимость франшизы. Желательно, чтобы вносимые средства на паушальный взнос были собственными, а не полученными в кредит. Рассрочка выплаты паушального взноса иногда возможна.

− Предъявление жестких требований к размеру аренды помещения и по ведению бизнеса.

− Условия договора бывают не выгодны для компаний-франчайзи. Покупатель должен всегда следовать каким-либо правилам и ограничениям, даже если он сам понимает, что это не всегда приносит достаточную прибыль компании.

− При невыполнении условий договора франчайзер может и имеет право штрафовать и даже расторгнуть договор с франчайзи.

− Приобретение нужных расходных материалов либо у франчайзера, либо у его партнеров. Поэтому франчайзи не сможет уменьшить здесь свои затраты. Его могут вынудить покупать их по высокой цене. Поэтому возможно здесь существует ограничение доступа к свободным рыночным отношениям.

− Ограничения на выход из бизнеса должны быть прописаны в договоре. Это может быть запрет на открытие компаний на определенной территории в течение какого-либо времени.

− Франчайзи не могут оказывать влияние на вопросы маркетинга главной компании, но вынуждены оплачивать разного рода маркетинговые и рекламные мероприятия.

− Все преимущества франчайзинга не дают в полной мере абсолютной гарантии успеха. Но половина успеха зависит только от личных качеств самого франчайзи.

− Очень высокие ожидания от компании-франчайзера. Нежелание франчайзи вникать в саму суть бизнеса, отсутствие у него личных качеств предпринимателя. Нет «искры», желания «гореть» на работе, заряда оптимизма и желания вести за собой людей, за которых отвечает.

− Нет поддержки семьи или, наоборот, полное вмешательство семьи и друзей.

Риски при приобретении франшизы

Риски при приобретении франшизы могут возникнуть вследствие слабых мест в договоре коммерческой концессии.

Это может быть, во-первых, недостаточная защита конфиденциальной информации. Из-за опасения разглашения коммерческой тайны, франчайзеры не всегда предоставляют полную информацию франчайзи.

Во-вторых, может произойти дискретизация всего бренда (это может быть некомпетентность управленческого персонала и руководства, не правильное соблюдение стандартов, рекомендаций компании-франчайзера).

В-третьих, отсутствует законодательная защита, когда франчайзи открывает свой бизнес под брендом компании-франчайзера, использует все знания, технологии и наработки. Поэтому, в таких случаях они будут являться конкурентами.

В-четвертых, существует солидарная ответственность, если есть нарушения качества услуги или товаров.

В-пятых, изменение условий лицензионного договора должно предполагать обоюдное согласие участников. «Франчайзи может попроситься «выйти» за 6 месяцев при бессрочном договоре и за 2 недели — при срочном» [5]. На первоначальном этапе нужно прописать перечень всех возможных моментов, когда франчайзи может разорвать договор в одностороннем порядке, но это бывает очень редко.

Обязательно нужно перед покупкой франшизы проверять регистрацию товарного знака (бренда), не истек ли срок права на использование. Существует риск того, что при подписании договора франчайзи может упустить важный момент по поводу права использования товарного знака. Или же этот пункт может быть описан недостаточно подробно.

Самый большой риск для франчайзи, если франчайзер находится в плену своих иллюзий по поводу своей сети: он еще сам не построил свой бизнес, у него нет логистики, нет регламентов.

Итак, приобретение франшизы сформировавшейся на рынке компании — это самый распространенный вариант. Главное достоинство приобретения франшизы — начинающему бизнесмену предлагают практически готовый бизнес с налаженными бизнес-процессами и соответствующими наработками. Самое главное при этом — эти компании имеют собственный бренд, торговую марку, узнаваемую на этом рынке, и поэтому ей не нужна массированная реклама.

О франчайзинге написано множество книг, монографий и научных статей. Теме франшиз посвящены статьи в Интернете, многочисленные сайты и порталы. С содержанием договора коммерческой концессии можно ознакомиться на сайтах правовых систем (Гарант и Консультант Плюс).

Литература:

  1. Российская Ассоциация Франчайзинга: [сайт]. URL: http://www.rusfranch.ru // Что такое франчайзинг. URL: http://www.rusfranch.ru/franchisees/chto_takoe_franchayzing/ (дата обращения: 19.09.2019).
  2. Энциклопедия Экономиста: [сайт]. URL: http://www.grandars.ru // О франчайзинге. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/franchayzing.html (дата обращения: 18.09.2019).
  3. Российская Ассоциация Франчайзинга: [сайт]. URL: http://www.rusfranch.ru // Схема отношений в системе франчайзинга URL: http://www.rusfranch.ru/franchisees/chto_takoe_franchayzing/ (дата обращения: 19.09.2019).
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Глава 54: [сайт]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/5024:0 (дата обращения: 17.09.2019).
  5. Российская Ассоциация Франчайзинга: [сайт]. URL: http://www.rusfranch.ru // Договор франчайзинга. Каким он должен быть, и как проверить франчайзера? URL: http://www.rusfranch.ru/presscenter/publications/2748/ (дата обращения: 10.09.2019).
  6. Фокина А. Договор коммерческой концессии (договор франчайзинга). 27.10.2015. [Электронный ресурс] // Портал о партнерском бизнесе и франчайзинге «BuyBrend inform»: [сайт]. URL: http://www.buybrand.ru /franch/10354/ (дата обращения 18.09.2019).
  7. Интернет-журнал об инвестициях «ВкладыИнвестиции»: [сайт]. URL: http://www.vklady-investicii.ru // Франчайзинг: что это? 15.11.2016. URL: https://vklady-investicii.ru/articles/biznes/franchajzing-chto-eto.html (дата обращения: 09.09.2019).
  8. Сойак Е. Франчайзинг — это всерьез и надолго. 05.09.2018. [Электронный ресурс] // Портал о партнерском бизнесе и франчайзинге «BuyBrend inform»: [сайт]. URL: http://www.buybrand.ru /articles/20457/ (дата обращения 19.09.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, договор, лицензионный договор, приобретение франшизы, товарный знак, франчайзер, покупка франшизы, франчайзинг, франшиза, нормативная база.


Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии

Статья посвящена раскрытию основных отличий между конструкциями договоров франчайзинга и коммерческой концессии, анализируются причины таких различий и популярности модели франчайзинга в российской предпринимательской практике.

Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка

В статье рассматривается современный рынок франшиз в России. Определяются положительные стороны франчайзинга в стране, а также основные проблемы и пути их решения.

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России

В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Особенности и отдельные правовые аспекты соглашений о разделе продукции

В статье рассматриваются особенности и отдельные аспекты правового регулирования соглашений о разделе продукции.

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Понятие и правовая природа корпоративных договоров

В статье рассмотрены взгляды на понятие и правовую природу корпоративного договора, очерчен предмет корпоративного договора, заключаемого между участниками юридического лица корпоративного типа.

Особенности маркетинговой деятельности в некоммерческой организации

В статье раскрываются отличительные черты маркетинговой деятельности в некоммерческой организации, а также рассматриваются: виды клиентов, функции коммерческого и некоммерческого маркетинга.

Товарный знак: отдельные вопросы классификации и защиты

В данной статье рассматривается классификация товарных знаков. Освещаются основные особенности классификации товарных знаков. Указаны основные способы защиты товарного знака.

Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии

Статья посвящена раскрытию основных отличий между конструкциями договоров франчайзинга и коммерческой концессии, анализируются причины таких различий и популярности модели франчайзинга в российской предпринимательской практике.

Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка

В статье рассматривается современный рынок франшиз в России. Определяются положительные стороны франчайзинга в стране, а также основные проблемы и пути их решения.

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России

В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Особенности и отдельные правовые аспекты соглашений о разделе продукции

В статье рассматриваются особенности и отдельные аспекты правового регулирования соглашений о разделе продукции.

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Понятие и правовая природа корпоративных договоров

В статье рассмотрены взгляды на понятие и правовую природу корпоративного договора, очерчен предмет корпоративного договора, заключаемого между участниками юридического лица корпоративного типа.

Особенности маркетинговой деятельности в некоммерческой организации

В статье раскрываются отличительные черты маркетинговой деятельности в некоммерческой организации, а также рассматриваются: виды клиентов, функции коммерческого и некоммерческого маркетинга.

Товарный знак: отдельные вопросы классификации и защиты

В данной статье рассматривается классификация товарных знаков. Освещаются основные особенности классификации товарных знаков. Указаны основные способы защиты товарного знака.

Задать вопрос