В статье раскрываются отличительные черты маркетинговой деятельности в некоммерческой организации, а также рассматриваются: виды клиентов, функции коммерческого и некоммерческого маркетинга.
Ключевые слова: особенности, маркетинг, маркетинг в некоммерческой организации, некоммерческая организация.
В нынешнее время маркетинговая деятельность имеет значительное влияние для формирования разного рода компаний, среди которых некоммерческие организации. Благодаря продвижению некоммерческих организаций увеличивается результативность решения различных существенных проблем общества в экономической и социальной сферах. Как следствие данной деятельности могут быть удовлетворены социальные потребности, которые получены при помощи некоммерческого пособничества, обмена информацией, уверенности и содействия [1].
Прежде, чем выяснить особенности маркетинговой деятельности в некоммерческих организациях, необходимо для начала понять, что представляет собой маркетинг для данных компаний.
Маркетинг некоммерческих организаций имеет иное название — социальный маркетинг. Таким образом, маркетинг некоммерческих организаций — деятельность, в которой отсутствует установка получения прибыли, но с характерными нефинансовыми целями и задачами [2]. Принято считать, что главной целью коммерческих организаций является прибыль, то для некоммерческих компаний — социальный интерес, в первую очередь доставление общественных благ наиболее нуждающимся, а после уже организациям.
Предоставляя рынку некоммерческий продукт, компании обеспечивают «требующееся поведение» своих целевых клиентов или отношение к общественным вопросам, которые компания считает полезными как основную идею своих продуктов и полезными как для целевых клиентов, так и для общества. Данная отличительная черта объясняется тем, что продукт предоставляется конкретно некоммерческой организацией, где главное отличие заключается в том, что он ориентирован на достижение «социального эффекта», а не «экономического эффекта». Опираясь на это, организации создают ряд политик продвижения, а также набор приемов для привлечения или сбора средств для организаций (рис. 1).
Рис. 1.Маркетинговая деятельность некоммерческого продукта посредством призмы некоммерческого продукта
У некоммерческих организаций выделяют два типа клиентов:
- потребители;
- лица, оплачивающие деятельность подобных компаний (спонсоры или государственный аппарат управления).
Для некоммерческого маркетинга выделяют две задачи:
- поиск спонсоров и привлечение требующихся ресурсов и средств;
- применение полученных средств и ресурсов для выполнения миссии организации.
Руководству поддержка интересов между двумя типами клиентов, которые упоминались ранее, представляет собой трудную задачу. Например, спонсоры могут настаивать, чтобы оказанные ими средства применялись для предоставления услуг какой-либо конкретной группе населения, одновременно с этим руководители компании полагают, что их программа направлена иной группе населения [4].
Ранее считалось, что некоммерческие организации не нуждаются в маркетинговой деятельности, поскольку коммерческие компании считали, что подобные организации убыточны. Сейчас данное мнение изменилось, многие некоммерческие структуры пользуются маркетингом.
В коммерческом и некоммерческом маркетингах выполняются одинаковые функции:
- разработка и исполнение научных исследований;
- комплексный анализ рынка той или иной деятельности;
- формирование цен, системы сбыта, а также продвижения;
- контролирование маркетинга.
Особенности маркетинга для коммерческих организаций многоаспектны. Рассмотрим некоторые из них:
- действие в невыгодной экономической сфере;
- как правило достоинства в данном виде маркетинга не взаимосвязаны с оплатой услуг и товаров потребителями [3];
- начальство занимается управлением маркетинговой деятельности;
- достижение или провал финансово не измеряется;
- маркетинговые цели взаимосвязаны с целями организаций;
- формирование маркетинговой стратегии для привлечения ресурсов;
- ориентирование на продвижение компании и ее продукции.
Поскольку специфика некоммерческого маркетинга взаимосвязана с всевозможной силой конкуренции среди коммерческих и некоммерческих организаций, необходимо рассматривать маркетинговые стратегии для конкретных видов некоммерческий компаний. Например, для негосударственных некоммерческих организаций рассматривают стратегии М. Портера, а для государственных используют стратегию функционального превосходства.
Таким образом, особенности некоммерческого маркетинга не только в соотношении ожиданий и потребностей общества, но и в совершенствовании социального влияния в какой-либо ситуации рынка.
Литература:
- Маркетинговая деятельность некоммерческой организации —https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovaya-deyatelnost-nekommercheskoy-organizatsii/viewer
- Маркетинг некоммерческих организаций —https://spravochnick.ru/marketing/marketing_nekommercheskih_organizorga/
- Некоммерческий маркетинг —https://marketing.wikireading.ru/41134
- Особенность организации маркетинговой деятельности в некоммерческих организациях —https://studbooks.net/905187/marketing/osobennost_organizatsii_marketingovoy_deyatelnosti_nekommercheskih_organizatsiyah
- Особенности маркетинга в некоммерческой негосударственной организации — https://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/nonprofit_non-government_organization.htm