Коммерческий аспект некоммерческого маркетинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 25.09.2017

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, М. С. Коммерческий аспект некоммерческого маркетинга / М. С. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45724/ (дата обращения: 16.12.2024).



Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. В последнее время можно наблюдать проникновение некоторых элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. В настоящее время в России зарегистрировано почти полмиллиона некоммерческих организаций различного вида. Широкое распространение некоммерческих организаций дает основание говорить об особом направлении, а именно о некоммерческом маркетинге:

Некоммерческий маркетинг — это деятельность некоммерческих образований или физических лиц в конкурентной среде, основанная на принципах классического маркетинга и направленная на достижение целей, несвязанная непосредственно с получением прибыли. [2, С. 30]

На сегодняшний день можно выделить три основных фактора, которые явились предпосылками возникновения некоммерческого маркетинга [1, С. 84]:

‒ реальное существование некоммерческой сферы некоммерческой деятельности;

‒ наличие свободного некоммерческого обмена результатами этой деятельности;

‒ наличие конкуренции в некоммерческом секторе.

Результаты деятельности некоммерческого маркетинга должны быть направлены на удовлетворение каких-либо общественных потребностей.

Благодаря использованию концепции некоммерческого маркетинга, некоммерческие субъекты получают ряд различных возможностей. Некоммерческие организации могут создавать свои некоммерческие продукты, обеспечивать некоммерческий обмен и удовлетворять важные социальные потребности, изучая поведение потенциальной целевой аудитории [5, С. 77].

Выделим две основные черты некоммерческого маркетинга:

  1. Некоммерческий маркетинг связан с организациями, территориями и идеями, а также товарами и услугами.
  2. Некоммерческий маркетинг имеет более сложные маркетинговые задачи, так как успешная реализация не может быть измерена в денежном эквиваленте.

Если говорить о клиентах некоммерческого маркетинга, то выделяют две основные группы: потребители и сами спонсоры таких организаций.

Часто некоммерческим организациям отведена роль обслуживания отдельных коммерчески невыгодных сегментов рынка, что может составить конкуренцию отдельно взятым коммерческим организациям.

В действительности утверждать, что понятия «некоммерческий маркетинг» и «маркетинг некоммерческих организаций» тождественны, нельзя [1, С. 102]. Маркетологи придерживаются понятия некоммерческого маркетинга, когда речь идет о некоммерческой составляющей маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов, результатом которой является достижение конкретного социального эффекта. Понятие маркетинга некоммерческих субъектов включает как некоммерческую, так и коммерческую составляющую (нацеленную на достижение конкретного экономического эффекта).

Общество в целом, группы населения и отдельные лица являются потребителями некоммерческого продукта. Так как множество организаций предлагают большой выбор некоммерческих продуктов, то маркетинг в этой некоммерческой сфере не имеет общепринятого выражения, а зависит от конкретных случаев его использования. Как правило, некоммерческие организации применяют инструментарий маркетинга таким же образом, как и коммерческие организации. Также, как и коммерческие организации, некоммерческие, должны находить свои сегменты рынка, исследовать потребности покупателей, предлагать определенные услуги и продукты, создавать каналы их распределения, заниматься рекламой и налаживать связи с общественностью.

Встречается, что некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность, если она служит достижению целей, ради которых они созданы [3, С. 132].

Коммерческая составляющая некоммерческой организации должна быть направлена не только на экономический, но и на социальный эффект деятельность конкретного субъекта [4, С. 68]. Экономический эффект при этом может напрямую влиять на состояние внутренней среды в некоммерческой организации, а косвенно — на создание социального воздействия.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что у маркетинга некоммерческих организаций есть свои особенности:

  1. Маркетинговая деятельность направлена на продвижение организации и своего некоммерческого продукта,
  2. При продвижении организации необходимо позаботиться и о привлечении дополнительных ресурсов для реализации целей этой организации,
  3. Цели маркетинга должны совпадать с целями некоммерческой организации,
  4. Некоммерческая организация часто ведет свою деятельность не в самом популярном секторе.

Тем не мене, важно понимать, что маркетинг некоммерческой организации нацелен не на продажу услуг, а на популяризацию организации на рынке некоммерческих организацию.

Литература:

  1. Андреев С. Н., Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов. Маркетинг в России и за рубежом. № 5, 1999.
  2. Басовский Л. Е., Маркетинг: Курс лекций «Некоммерческий маркетинг». — М.: ИНФРА-М,1999. –
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс/Ф. Котлер. — М. и др.: ИД «Вильямс», 2005.
  4. Решетников А. В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  5. Шекова Е. Л. «Экономика и менеджмент некоммерческих организаций». Учебное пособие организаций Санкт-Петербург. 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): некоммерческий маркетинг, некоммерческая организация, маркетинг, достижение целей, некоммерческая деятельность, некоммерческая сфера, некоммерческий продукт, продвижение организации, социальный эффект, экономический эффект.


Задать вопрос