Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. В последнее время можно наблюдать проникновение некоторых элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. В настоящее время в России зарегистрировано почти полмиллиона некоммерческих организаций различного вида. Широкое распространение некоммерческих организаций дает основание говорить об особом направлении, а именно о некоммерческом маркетинге:
Некоммерческий маркетинг — это деятельность некоммерческих образований или физических лиц в конкурентной среде, основанная на принципах классического маркетинга и направленная на достижение целей, несвязанная непосредственно с получением прибыли. [2, С. 30]
На сегодняшний день можно выделить три основных фактора, которые явились предпосылками возникновения некоммерческого маркетинга [1, С. 84]:
‒ реальное существование некоммерческой сферы некоммерческой деятельности;
‒ наличие свободного некоммерческого обмена результатами этой деятельности;
‒ наличие конкуренции в некоммерческом секторе.
Результаты деятельности некоммерческого маркетинга должны быть направлены на удовлетворение каких-либо общественных потребностей.
Благодаря использованию концепции некоммерческого маркетинга, некоммерческие субъекты получают ряд различных возможностей. Некоммерческие организации могут создавать свои некоммерческие продукты, обеспечивать некоммерческий обмен и удовлетворять важные социальные потребности, изучая поведение потенциальной целевой аудитории [5, С. 77].
Выделим две основные черты некоммерческого маркетинга:
- Некоммерческий маркетинг связан с организациями, территориями и идеями, а также товарами и услугами.
- Некоммерческий маркетинг имеет более сложные маркетинговые задачи, так как успешная реализация не может быть измерена в денежном эквиваленте.
Если говорить о клиентах некоммерческого маркетинга, то выделяют две основные группы: потребители и сами спонсоры таких организаций.
Часто некоммерческим организациям отведена роль обслуживания отдельных коммерчески невыгодных сегментов рынка, что может составить конкуренцию отдельно взятым коммерческим организациям.
В действительности утверждать, что понятия «некоммерческий маркетинг» и «маркетинг некоммерческих организаций» тождественны, нельзя [1, С. 102]. Маркетологи придерживаются понятия некоммерческого маркетинга, когда речь идет о некоммерческой составляющей маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов, результатом которой является достижение конкретного социального эффекта. Понятие маркетинга некоммерческих субъектов включает как некоммерческую, так и коммерческую составляющую (нацеленную на достижение конкретного экономического эффекта).
Общество в целом, группы населения и отдельные лица являются потребителями некоммерческого продукта. Так как множество организаций предлагают большой выбор некоммерческих продуктов, то маркетинг в этой некоммерческой сфере не имеет общепринятого выражения, а зависит от конкретных случаев его использования. Как правило, некоммерческие организации применяют инструментарий маркетинга таким же образом, как и коммерческие организации. Также, как и коммерческие организации, некоммерческие, должны находить свои сегменты рынка, исследовать потребности покупателей, предлагать определенные услуги и продукты, создавать каналы их распределения, заниматься рекламой и налаживать связи с общественностью.
Встречается, что некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность, если она служит достижению целей, ради которых они созданы [3, С. 132].
Коммерческая составляющая некоммерческой организации должна быть направлена не только на экономический, но и на социальный эффект деятельность конкретного субъекта [4, С. 68]. Экономический эффект при этом может напрямую влиять на состояние внутренней среды в некоммерческой организации, а косвенно — на создание социального воздействия.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что у маркетинга некоммерческих организаций есть свои особенности:
- Маркетинговая деятельность направлена на продвижение организации и своего некоммерческого продукта,
- При продвижении организации необходимо позаботиться и о привлечении дополнительных ресурсов для реализации целей этой организации,
- Цели маркетинга должны совпадать с целями некоммерческой организации,
- Некоммерческая организация часто ведет свою деятельность не в самом популярном секторе.
Тем не мене, важно понимать, что маркетинг некоммерческой организации нацелен не на продажу услуг, а на популяризацию организации на рынке некоммерческих организацию.
Литература:
- Андреев С. Н., Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов. Маркетинг в России и за рубежом. № 5, 1999.
- Басовский Л. Е., Маркетинг: Курс лекций «Некоммерческий маркетинг». — М.: ИНФРА-М,1999. –
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс/Ф. Котлер. — М. и др.: ИД «Вильямс», 2005.
- Решетников А. В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. — М.: Финансы и статистика, 1998.
- Шекова Е. Л. «Экономика и менеджмент некоммерческих организаций». Учебное пособие организаций Санкт-Петербург. 2003.