В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова ИНПО «Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО». Выводы были сделаны на основании полученных результатов анкетирования, которое проводилось среди студентов и преподавателей ИНПО.
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Он начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Безусловно, компьютер, телефон, интернет имеют огромное значение в современном мире и приносят большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов в области компьютерной зависимости был сделан К.Янгом, И.Голдбергом, М.Шоттоном, Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскунским, Ю. М. Евстигнеевой, М. С. Ивановым.
Термин «компьютерная зависимость» определяется как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Феномен компьютерной зависимости в настоящее время является серьезной проблемой современного общества. Компьютер — это не только электронное устройство для обработки различной информации, но и машина, которая может развлечь человека, которая позволяет человеку общаться на расстоянии, не прилагая никаких особых усилий, при этом поглощая его и вовлекая в свой безграничный виртуальный мир. В процессе вовлечения личности в этот «виртуальный мир» и появляется компьютерная зависимость.
Исходя из всего вышеизложенного, мы исследовали склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ИНПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». В анкетировании участвовали студенты и преподаватели Института непрерывного педагогического образования. Всего в исследовании приняло участие 40 человек, 20 студентов и 20 преподавателей.
Студентам и преподавателям была предложена анкета «Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО», содержащая 15 вопросов. Их можно подразделить на 4 категории: время работы за компьютером, влияние компьютера на состояние здоровья, влияние компьютера на общение, цель работы за компьютером.
1) Время работы за компьютером
2) Цель работы за компьютером
3) Влияние компьютера на общение
4) Влияние компьютера на состояние здоровья
Проанализировав результаты ответов студентов и преподавателей ИНПО, мы выявили, что студенты тратят больше времени на работу за компьютером, чем преподаватели и сидят за ним более 3 часов в день. Но преподаватели из-за занятости на компьютере могут пропускать встречи с людьми, а студенты нет. Преподаватели пытаются сократить время работы за компьютером, но безуспешно, а студенты даже и не пытаются ограничить себя в этом. В основном студенты используют компьютер для развлечения — загружают фильмы, просматривают сайты в Интернете, общаются в соц. сетях, и тратят много свободного времени на это. А преподаватели используют компьютер чаще всего для работы и не так часто заходят в Интернет. Большинство студентов считают, что компьютер не влияет на взаимоотношения с близкими людьми, а преподаватели думают наоборот. Но все же и те и другие предпочитают общаться с человеком лицом к лицу. Проблем со здоровьем из-за работы за компьютером, конечно же, больше у преподавателей, но у студентов они тоже уже присутствуют.
По результатам исследования мы убедились в том, что студенты имеют большую склонность к компьютерной зависимости, чем преподаватели. Тем не менее, у каждого человека свои интересы и то, куда он потратит свое личное время известно лишь ему самому, но стоит задуматься о своем здоровье в будущем уже сейчас.
Литература:
1. Ахрямкина Т. А. Зависимое поведение: теория и практика. — Самара: СФ МГПУ, 2008. — 96 с.
2. Бабаева Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова; под. общ. ред. А. Е. Войскунского // Гуманитарные исследования в Интернете. — М.: Можайск-Терра, 2000.– С. 11–39.
3. Иванов М. С. Психология зависимости: хрестоматия / сост. к.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 2004. — 345 с.
4. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006.
5. Янг К. Диагноз -интернет-зависимость // Мир Интернет. — 2000. — № 2. — С. 24–29.