Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 июня, печатный экземпляр отправим 11 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.04.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Малаховская, К. С. Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова») / К. С. Малаховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79705/ (дата обращения: 24.05.2025).



В статье описаны и проанализированы особенности коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, с целью повышения эффективности работы коллектива. Проведен сравнительный анализ первичного и вторичного исследования, проведенного после применения программы коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: коррекция, синдром эмоционального выгорания, проявления синдрома, медицинские сотрудники.

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявлений эмпатии. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии.

На сегодняшний день, конечно, существуют работы, посвященные изучению эмоционального выгорания именно в профессиональной деятельности медицинских работников, однако ограничено количество исследований по проблеме оказания психологической помощи и профилактике синдрома эмоционального выгорания у работников медицинской сферы, что также делает актуальным наше исследование.

В связи с этим целью нашего исследования стала коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, для повышения эффективности работы коллектива.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников.

Предметом исследования стала коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников.

Гипотеза исследования:коррекционная программа проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников будет эффективна.

Наше исследование, проведенное на базе ГБУЗ ОПБ им. К. Р. Евграфова, в котором участвовали 63 человека: 19 мужчин и 44 женщины показало следующее:

На основании полученных результатов первичного тестирования из эмпирической выборки была выделена экспериментальная группа из 20 человек на основе крайних показателей по всем методикам. Остальные 43 человека были разделены на 2 группы по 20 и 23 человека и составили контрольные группы.

Далее экспериментальная группа была подвержена воздействию с помощью программы «Преодоление синдрома эмоционального выгорания». После этого испытуемым вновь были предоставлены те же методики, что и вначале исследования.

Исследование с помощью опросника эмоционального выгорания В. В. Бойко при вторичном тестировании показало, что в экспериментальной группе у 50 % (10чел.) фаза «напряжение» в стадии формирования, у 30 % (6 чел.) фаза «напряжение» не сформирована и у 20 % (4 чел.) фаза «напряжение» сформировалась. При первичном тестировании результаты распределялись следующим образом: 65 % (13 чел.) в стадии формирования, 20 % (4 чел.) сформирована, 15 % (3 чел.) не сформирована. То есть у 15 % (3 чел.) результат изменился из стадии формирования в не сформированную фазу. Что касается контрольных групп, то в них у испытуемых 100 % фаза не сформирована как при первичном, так и при вторичном исследовании.

Фаза «резистенция» в экспериментальной группе у 60 % (12 чел.) сформирована, у 20 % (4 чел.) находится в стадии формирования и также у 20 % (4 чел.) «резистенция» не сформирована. То есть по сравнению с первичным тестировании результаты незначительно изменились у 4 человек из стадии формирования в не сформированную. В обеих контрольных группах результаты не изменились по сравнению с первичным тестированием. В первой контрольной группе у 50 % (10 чел.) испытуемых фаза не сформировалась, у 50 % (10 чел.) находится в стадии формирования. У второй группы у 52,2 % (12 чел.) фаза находится в стадии формирования, у 47,8 % не сформирована.

Фаза «истощение» в экспериментальной группе при вторичном исследовании показала, что у 45 % (9 чел.) фаза в стадии формирования, у 35 % (7 чел.) не сформирована, у 30 % (6 чел.) «истощение» сформировалось. То есть результаты незначительно изменились у двоих испытуемых в сторону не сформированности. В контрольных группах результаты не изменились. 100 % не сформированность фазы в обоих случаях.

По методике диагностики уровня эмпатических способностей изменений при повторном тестировании, как в экспериментальной, так и в контрольных группах обнаружено не было.

Методика диагностики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания К. Маслач, С. Джексон (MBI) в адаптации Н. Е. Водопьяновой показала в экспериментальной группе по шкале «эмоциональное истощение» следующие результаты: у 70 % (14 чел.) выявлен средний уровень эмоционального истощения, у 30 % (6 чел.) выявлен низкий уровень. То есть по сравнению с первичным тестированием результаты изменились в сторону снижения эмоционального истощения, так как первоначально результаты в этой группе распределялись таким образом: 16 чел. — средний уровень; 2 чел. — высокий уровень; 1 чел. — крайне высокий уровень; 1 чел. — низкий уровень. Что касается шкалы «деперсонализация», то у большинства — 60 % (12 чел.) был выявлен средний уровень и у 40 % (8 чел.) низкий уровень. Результаты первичного исследования были следующими: 8 чел. — средний уровень, 8 чел. — низкий уровень, 4 чел. — высокий уровень. По шкале «редукция» у большинства 75 % (15 чел.) выявлен средний уровень, у 15 % (3 чел.) низкий уровень и у 10 % (2 чел.) выявлен высокий уровень. Результаты первичного тестирования для сравнения: 14 чел. — средний уровень, 3 чел.- высокий уровень и 3 чел. — низкий уровень. То есть по данной шкале изменения были менее значительными. По общему уровню эмоционального выгорания было выявлено, что у большинства — 85 % (17 чел.) испытуемых обнаружен средний уровень, а у 15 % (3 чел.) выявлен низкий уровень. Таким образом, по сравнению с первым исследованием результаты изменились у двоих человек из высокого уровня стали средними. У остальных испытуемых остались неизменными. Что касается контрольных групп. То в них при первоначальном тестировании был выявлен преимущественно низкий и крайне низкий уровень. По шкале «эмоциональное истощение» в первой группе из 20 человек: 75 % (15 человек) низкий уровень и 25 % (5 чел.) крайне низкий уровень. При втором тестировании существенных изменений в результатах обнаружено не было. Во второй группе при первичном тестировании было выявлено у 78,3 % (18 чел.) низкий уровень, а у 21,7 % (5 чел.) крайне низкий уровень. При вторичном тестировании результаты несколько изменились: у 69,6 % (16 чел.) низкий уровень, у 30,4 % (7 чел.) крайне низкий уровень. То есть количество испытуемых с крайне низким уровнем несущественно увеличилось. Что касается шкалы «деперсонализация», то в первой группе у большинства — 75 % (15 чел.) был выявлен крайне низкий уровень и у 25 % (5 чел.) низкий уровень. Во второй группе у большинства — 69,6 % (16 чел.) крайне низкий уровень, у 30,4 % (7 чел.) низкий уровень. При вторичном тестировании изменений выявлено не было. По шкале «редукция» у большинства испытуемых в первой группе 80 % (16 чел.) выявлен низкий уровень, у 20 % (4 чел.) крайне низкий уровень. Во второй группе у большинства — 82,6 % (19 чел.) низкий уровень, а у 17,4 % (4 чел.) крайне низкий уровень. При втором тестировании изменений выявлено не было.

По общему уровню эмоционального выгорания при первом тестировании у первой группы было выявлено, что у большинства — 80 % (16 чел.) испытуемых обнаружен низкий уровень, а у 20 % (4 чел.) выявлен крайне низкий уровень. При вторичном исследовании результат изменился только у одного испытуемого в сторону крайне низкого уровня. Во второй группе результаты при первичном исследовании распределялись следующим образом: 95,7 % (22 чел.) низкий уровень, у 4,3 % (1 чел.) крайне низкий уровень. При вторичном исследовании было выявлено, что у 1 человека из крайне низкого уровня результат изменился в низкий уровень.

Методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергера — Ханина при вторичном тестировании в экспериментальной группе показала, что у большинства — 70 % (14 чел.) умеренная ситуативная тревожность, у 30 % (6 чел.) ситуативная тревожность отсутствует. При первичном тестировании результат распределялся 50 %/50 %. В контрольных группах результаты не изменились и распределяются следующим образом в первой группе — 65 % (13 чел.) умеренная тревожность, 35 % (7 чел.) тревожность отсутствует, во второй группе — 74 % (17 чел.) умеренная тревожность, 26 % (6 чел.) тревожность отсутствует. Что касается личностной тревожности, то в экспериментальной группе при вторичном тестировании было выявлено, что 75 % (15 чел.) обладают умеренной личностной тревожностью, а у 25 % (5 чел.) испытуемых обладает выраженной тревожностью. При первичном тестировании было также 50 %/50 %. В контрольных группах результаты не изменились и распределяются следующим образом в первой группе — 60 % (12 чел.) выраженная тревожность, 40 % (8 чел.) умеренная тревожность, во второй группе — 52,2 % (12 чел.) выраженная тревожность, 47,8 % (11 чел.) умеренная тревожность.

На следующем этапе была проведена математическая обработка с помощью критерия U-критерия Манна — Уитни для выявления различий в результатах между первым и вторым тестированием.

По опроснику эмоционального выгорания В. В. Бойко различия в экспериментальной группе были обнаружены в фазе «напряжение» (U = 0, 47, р0,05), «резистенция» (U = 0, 52, р0,05). В фазе «истощение» различия оказались незначительными, поэтому в ходе математической обработки своего подтверждения не нашли. В контрольных группах различий по шкалам методики не выявлено.

По методике диагностики уровня эмпатических способностей различий при повторном тестировании, как в экспериментальной, так и в контрольных группах обнаружено не было.

По методике диагностики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания К. Маслач, С. Джексон (MBI) в адаптации Н. Е. Водопьяновой различия в результатах между первичным и вторичным тестированием в экспериментальной группе были обнаружены по шкале «дезистенция» (U = 0, 47, р0,05) и «деперсонализация» (U = 0, 52, р0,05). По остальным позициям существенных различий обнаружено не было. В контрольных группах различий по шкалам методики не выявлено.

По методике диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергера — Ханина в экспериментальной группе различия между первичным и вторичным тестированием были обнаружены как по ситуативной (U = 0, 49, р0,05), так и по личностной тревожности (U = 0, 18, р0,01). В свою очередь в контрольных группах различий по шкалам методики не выявлено.

Так как данные различия существуют, мы можем говорить о том, что коррекционная программа оказала влияние и способствовала коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания.

Сравнение результатов вторичной диагностики в контрольных и экспериментальной группах показало, что различия очевидны по параметру «напряжение» (U = 0, 26, р0,01), «резистенция» (U = 0, 18, р0,01), «эмоциональный отклик» (U = 0, 26, р0,01) нет выраженных различий, а по параметру «эмпатия как сопереживание» различия существуют (U = 0, 54, р0,05) (таблица 1).

Таким образом, на основе анализа результатов методик первичного и вторичного тестирования, а также на основе математической обработки можно сказать, что программа «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» является эффективной в работе с проявлениями синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников.

Практическая ценность работы заключается в том, что работе получены результаты, которые могут быть рекомендованы как психологам, работающим с коллективом медицинских работников, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.

Литература:

  1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости / Л. М. Аболин. — Казань: КГУ. — 2017. — 261 с.
  2. Абрамова Г. С. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц // Психология в медицине. — М.: Кафедра-М. — 2008. — С. 231–244.
  3. Акиндинова И. А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / И. А. Акиндинова // Психологический журнал. — 2011. — № 4. — С.74–78.
  4. Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Ф. Александер, С. Шелтон. — М.: Прогресс. — 2015. — 608 с.
  5. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. — М.: Наука. — 2006. — 272 с.
  6. Алиев X. Защита от стресса / Х. Алиев. — М.: Наука. — 2016.– 321с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, уровень, экспериментальная группа, группа, первичное тестирование, стадий формирования, вторичное тестирование, высокий уровень, MBI, коррекция проявлений синдрома.


Похожие статьи

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников

В статье рассматривается проблема выявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Приводятся результаты диагностики эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курса Арзамасского филиала ННГУ. Сопоставляются результаты иссле...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Раннее выявление синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала

В статье раскрываются основные определения синдрома эмоционального выгорания, методы его профилактики. Также предоставлены результаты исследования проведенного среди среднего медицинского персонала с целью определения эмоционального выгорания.

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Освоение студентами и ординаторами материалов по теме «Сердечно-легочная реанимация»

В статье проанализировано 120 анкет студентов 3 курса педиатрического и лечебного факультетов ФГБОУ ВО ПГМУ имени ак. Е.А Вагнера и 87 анкет ординаторов, с целью выявления остаточного знания у медицинских работников г. Перми в области теоретических н...

Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом

В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...

Оценка факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания у менеджеров здравоохранения

Дана оценка распространенности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди менеджеров медицинских организаций. СЭВ диагностирован у 24,1 % руководителей среднего и высшего звена. Методами многофакторного анализа установлены основные факторы, влияющ...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Похожие статьи

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников

В статье рассматривается проблема выявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Приводятся результаты диагностики эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курса Арзамасского филиала ННГУ. Сопоставляются результаты иссле...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Раннее выявление синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала

В статье раскрываются основные определения синдрома эмоционального выгорания, методы его профилактики. Также предоставлены результаты исследования проведенного среди среднего медицинского персонала с целью определения эмоционального выгорания.

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Освоение студентами и ординаторами материалов по теме «Сердечно-легочная реанимация»

В статье проанализировано 120 анкет студентов 3 курса педиатрического и лечебного факультетов ФГБОУ ВО ПГМУ имени ак. Е.А Вагнера и 87 анкет ординаторов, с целью выявления остаточного знания у медицинских работников г. Перми в области теоретических н...

Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом

В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...

Оценка факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания у менеджеров здравоохранения

Дана оценка распространенности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди менеджеров медицинских организаций. СЭВ диагностирован у 24,1 % руководителей среднего и высшего звена. Методами многофакторного анализа установлены основные факторы, влияющ...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Задать вопрос