В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональная саморегуляция, медицинские работники
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для системы «человек — человек». Особенно велика вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работник.
Повышенные стрессовые условия профессиональной деятельности врачей приводят к таким проявлениям синдрома эмоционального выгорания как тревога, депрессия, психосоматические и психовегетативные нарушения, эмоциональная и личностная отстраненность, эмоциональная истощаемость.
Одним из фактор, непосредственно определяющих степень развития синдрома эмоционального выгорания у врачей, является способность к эмоциональной саморегуляции.
Эмоциональная саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций.
Врачам необходимо иметь представление о способах эмоционально-волевой саморегуляции. Чтобы достичь определенного уровня контроля над психикой, требуются систематические тренировки и регулярные консультации психолога. В реальных условиях это не всегда осуществимо. Однако вполне выполнимой представляется задача обучения медицинского персонала конкретным методам эмоционально-волевой саморегуляции, самокоррекции и оптимизации психического состояния.
К сожалению, можно констатировать, что большинство медицинских работников не умеют или не знают каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям, связанным с профессиональной деятельностью. Обучение с помощью традиционных методов не может обеспечивать приобретение недостающих умений и навыков. Наиболее эффективным в данном случае является психологический тренинг, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития навыков саморегуляции. В рамках тренинга происходит активный взаимообмен опытом между профессионалами, что расширяет их индивидуальный поведенческий репертуар и поле решения проблем. Эмоциональная включенность участников позволяет создать высокую мотивацию к обучению, актуализировать ранее приобретенные знания, оптимизировать формирование умений и навыков.
Целью нашего исследования стало изучение влияния способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Выборку составили 40 медицинских работников в возрасте от 28 до 42 лет со стажем профессиональной деятельности более 5 лет.
Результаты исследования позволили выделить из 40 медицинских работников, принявших участие в обследование, 2 группы испытуемых: 58 % — медицинские работники с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания; 42 % — медицинские работники с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания.
58 % медицинских работников имеют высокую выраженностью синдрома эмоционального выгорания — 68 % с преобладанием фазы «Истощение». Выраженность фазы истощения составляет 79 %, фазы резистенции — 67 %, фазы напряжения — 58 %.
Доминирующим симптомом фазы «Истощение» является «Психосоматические и психовегетативные нарушения». Медицинские работники плохо себя чувствуют, повышается давление, появляются головные боли, наблюдаются нарушения сна из-за переживаний на работе. Они принимают лекарства и считают, что работа подрывает их здоровье. Также выражен симптом эмоциональной и личностной отстраненности. Медицинские работники осознают, что не могут проявлять должное внимание и поддержку, эмпатию и понимание по отношению к своим коллегам и пациентам.
Наблюдается одинаковая выраженность составляющих фазу «Резистенция» симптомов. Медицинские работники чувствуют преобладание негативных эмоций, особенно по отношению к неприятным для них сотрудникам и пациентам, неосознанно избегают с ними контакта, однако стараются, чтобы это сильно не сказывалось на выполнение ими профессиональных обязанностей.
Доминирующим симптомом фазы «Напряжение» является «Тревога и депрессия», который проявляется в разочарование медицинских работников своей работой, ухудшением настроения, подавленностью, тревожными ожиданиями, связанными с работой, что что-то должно случиться. Организационные недостатки на работе заставляют их нервничать, переживать. Многие медицинские работники оценивают обстановку на работе как тяжелую, осложненную работой с «трудными» пациентами, конфликтами с сотрудниками и руководством, недостатком условий для эффективного выполнения своих обязанностей. У многих опрошенных возникает желание сменить работу, но нет такой возможности.
42 % медицинских работников имеют умеренную выраженностью синдрома эмоционального выгорания — 43 % с преобладанием фазы «Истощение». Выраженность фазы истощения составляет 50 %, выраженность фазы напряжения составляет 38 %, фазы резистенции 42 %.
Доминирующим симптомом фазы «Истощение» является «Психосоматические и психовегетативные нарушения». Медицинские работники допускают безразличное отношение к своей работе только в редких случаях, когда очень устали.
Наблюдается преобладание 2 симптомов на фазе «Резистенция» — «Неадекватное эмоциональное реагирование» и «Эмоционально-нравственная дезориентация». Медицинские работники могут проявить негативные эмоции по отношению к своим коллегам и пациентам, с некоторыми из них не хотят взаимодействовать, но они стараются контролировать свои эмоции и не допускать, чтобы они сказывались на выполнение их профессиональных обязанностей.
Доминирующим симптомом фазы «Напряжение» является «Загнанность в клетку». Медицинские работники осознают организационные недостатки на работе, но стараются при этом не нервничать и переживать. Считают себя хорошими специалистами и не жалеют, что выбрали свою профессию, хотя найти работу лучше возникает часто. Психоэмоциональное состояние медицинских работников оптимально, они отмечают только периодические и незначительные ухудшения самочувствия, настроения в результате серьезных проблем, иногда возникающих на работе.
Изучение способности к эмоциональной саморегуляции медицинских работников с различной степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания показало, что медицинские работники с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания имеют сниженный уровень способности к эмоциональной саморегуляции. Неспособность к эмоциональной саморегуляции составляет 80 %. Медицинские работники импульсивны, склонны к проявлению неадекватных эмоций. В целом способность к эмоциональной саморегуляции составляет 20 %.
Медицинские работники с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания имеют средний уровень способности к эмоциональной саморегуляции. Неспособность к эмоциональной саморегуляции составляет 45 %. Они способны управлять своими эмоциями, проявляют умеренную гибкость в выражении эмоций. В общем эмоциональном состоянии медицинских работников доминируют положительные эмоции. В целом способность к эмоциональной саморегуляции составляет 65 %.
Для медицинских работников с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания характерно доминирование неблагоприятного психоэмоционального состояния, проявляющегося в неудовлетворенности жизнью в целом, тревожности и враждебности, сниженном жизненном тонусе, хронической астенизации, психическом истощении. Наиболее доминирующими эмоциональными состояниями являются эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень эмоциональной напряженности. Медицинские работники характеризуются повышенной возбудимость, раздражительностью, склонностью к аффективным реакциям.
Для медицинских работников с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания характерно доминирование благоприятного психоэмоционального состояния, проявляющегося в активности, энергичности, оптимистичности, ожидание радостных событий в будущем, удовлетворенности жизнью в целом и готовности в разрешение жизненных трудностей. Эмоциональная устойчивость средняя, контролируют свои импульсы, в состоянии эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации могут проявлять импульсивность и раздражительность.
У медицинских работников с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен независимо-доминирующий стиль межличностного общения. Фактор доминирования преобладает над фактором дружелюбия. Преобладающими чертами в межличностном общении является требовательность, стремление к лидерству, уверенность в себе, скептицизм.
У медицинских работников с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания выявлен сотрудничающий-конвенциальный стиль межличностного общения. Фактор дружелюбия преобладает над фактором доминирования. Преобладающими чертами в межличностном общении является доверчивость, добросердечие, отзывчивость, уверенность в себе.
Таким образом, для медицинских работников с выраженным синдромом эмоционального выгорания характерно снижение способности к эмоциональной саморегуляции, доминирование неблагоприятных эмоциональных состояний. Наблюдается нарушение межличностных отношений, проявляющееся в преобладание независимо-доминирующего стиля межличностного общения.
Между способностью к эмоциональной саморегуляции и стилем межличностного общения медицинских работников существует взаимосвязь. Способность к эмоционально-волевой саморегуляции способствует преобладанию фактора дружелюбия в межличностном общении: доверчивости, добросердечия, отзывчивости, уверенности в себе.
После психодиагностического обследования нами на основе разработанной программы был проведен социально-психологический тренинг для медицинских работников с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания.
Основной целью тренинга было обучение медицинских работников навыкам эмоциональной саморегуляции и нормализация их психоэмоционального состояния, в результате чего должно произойти снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания. Тренинг состоял из 5 занятий длительностью 1 ч. 30 мин.
В тренинге участвовали 10 медицинских работников с выраженными признаками эмоционального выгорания, которые составили экспериментальную группу. С целью определения эффективности тренинговой работы была выделена контрольная группа — 10 медицинских работников с выраженными признаками эмоционального выгорания, не участвовавших в тренинге. Затем было проведено повторное обследование медицинских работников с целью выявления динамики синдрома эмоционального выгорания и его составляющих, уровня эмоциональной саморегуляции.
Способность к эмоциональной саморегуляции медицинских работников, прошедших социально-психологический тренинг, увеличилась на 20 %. Повышение способности к эмоциональной саморегуляции способствовало снижению степени выраженности эмоционального выгорания у медицинских работников на 14 %. Значительно снизился уровень эмоционального напряжения, тревоги и депрессии, уровень редукции профессиональных обязанностей, неадекватного эмоционального реагирования, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических проявлений.
Таким образом, с целью профилактики формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, рекомендуется проведение в медицинских учреждениях социально-психологических тренингов, направленных на обучение навыкам эмоциональной саморегуляции и нормализацию психоэмоционального состояния.