Синдром эмоционального выгорания сотрудников банковской сферы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Булдакова, А. Ф. Синдром эмоционального выгорания сотрудников банковской сферы / А. Ф. Булдакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115147/ (дата обращения: 30.06.2024).



Статья посвящена проблеме синдрома эмоционального выгорания сотрудников банковской сферы. Раскрывается понятие эмоционального выгорания и описываются симптомы данного синдрома, возникающие у сотрудников банка. Раскрывает важность профилактики синдрома и влияние его на бизнес-процессы.

Ключевые слова: выгорание, стресс, эмоциональный тонус, сотрудники банковской сферы, эмоциональные нарушения, психологическая помощь.

В нынешние времена, когда мир охвачен экономическими потрясениями и политическими перипетиями, а отношения между Россией и западными государствами обострены, стресс становится неотъемлемой частью жизни людей. Непрекращающаяся тревога за будущее, угроза потери работы в условиях урезания штатов на предприятиях и в учреждениях требует от работников способности сохранять самообладание и эффективность в профессиональной сфере. Эти обстоятельства неминуемо сказываются на личности, влияя на его поведение и взаимодействие с окружающими, что особенно заметно в профессиях, где важен непосредственный контакт с людьми. В результате такого взаимодействия нередко возникает эмоциональное истощение среди работников. Особо подвержены этому явлению сотрудники банковской сферы, чья работа характеризуется интенсивным межличностным общением и высоким уровнем эмоционального напряжения. Им требуется не только строить позитивные отношения, но и уметь разрешать конфликты, что может стать причиной эмоционального выгорания. [1, с. 8]

Сотрудникам ежедневно приходится справляться с интенсивной нагрузкой, часто сопровождаемой дефицитом времени и высокой ответственностью за принятые решения. Они часто сталкиваются с ситуациями высокого эмоционального напряжения [2, с. 86–88]

Для банковского работника возникает необходимость быть максимально внимательным и ориентированным на детали, чтобы избежать ошибок при обработке операций с наличными и документами. Необходимо также быть готовым к быстрому переключению задач и эффективному распределению времени, чтобы удовлетворить потребности каждого клиента. Стрессовые ситуации могут возникать из-за неожиданных запросов или проблемных ситуаций, требующих немедленного решения.

Кроме того, постоянные изменения в правилах и инструкциях могут создавать дополнительное напряжение для банковского работника, который должен быть всегда в курсе всех изменений, чтобы не допустить ошибок. Необходимость проведения тестирований и собеседований по повышению квалификации также может быть источником стресса, поскольку требует дополнительных усилий и времени. Наконец, поддержание контакта с клиентами и управление конфликтными ситуациями также могут быть вызывающими факторами для банковского работника.

Необходимо обладать навыками коммуникации и умением разрешать конфликты таким образом, чтобы удовлетворить клиента и сохранить репутацию банка. В целом, работа банковского специалиста требует высокой концентрации и умения эффективно управлять стрессом во всех аспектах профессиональной деятельности. [3]

Исследования показывают, что работа в банковской сфере, особенно за компьютером, может привести к серьезным последствиям для здоровья сотрудников. Выгорание сотрудника банка может привести к серьезным последствиям не только для него самого, но и для всей компании. Клиенты начинают ощущать недостаток внимания и профессионализма со стороны работника, что может снизить уровень доверия и привести к уходу на конкурирующие банковские услуги. Более того, выгорание у банковского работника может привести к ошибкам в работе, что может негативно отразиться на репутации банка.

Также высокий уровень тревоги и депрессии у работников банка может привести к снижению общего настроения в коллективе, что в свою очередь может отразиться на результативности работы всей команды. Также не стоит забывать, что здоровье сотрудников играет важную роль в работе банка — психосоматические и психофизиологические нарушения могут привести к длительному отсутствию на работе и, как следствие, ухудшению работоспособности всей команды.

Относительно причин возникновения эмоционального выгорания можно выделить несколько групп факторов. К личностным факторам относятся: склад характера, психотип и темперамент человека, а также уровень развития эмоционального интеллекта. Кроме того, стрессоустойчивость и реакция сотрудника на стресс-факторы и раздражители также оказывают прямое влияние на подверженность эмоциональному выгоранию. Ещё одним фактором является локус контроля. Люди с интернальным локусом контроля обычно склонны к самоанализу, саморефлексии; они более уравновешены и коммуникабельны. Наоборот, сотрудники с экстернальным локусом контроля не уверены в себе, тревожны; они склонны откладывать принятие важных решений на неопределенный срок и в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию.

Л. А. Ларина на основании крупного многолетнего исследования приходит к выводу, что «распространенность синдрома эмоционального выгорания у банковских сотрудников значительно зависит от организационного фактора (угрожающая новизна ситуации реорганизации, неопределенность профессионального будущего, высокий уровень ответственности, эмоциональные перегрузки и значительное увеличение рабочего времени) [7, с. 87] Организационные факторы характеризуют условия рабочей среды, содержание работы и социально-психологический климат в коллективе. Такие как ненормированный рабочий график и регулярные переработки в условиях, требующих высокой производительности. Ролевые конфликты и ролевую неопределенность, возникающие в результате непрозрачного и неравномерного распределения задач между исполнителями рабочего процесса. Отсутствие адекватной оценки со стороны руководства.

Монотонность и рутинность работы. Физическое изнеможение и отсутствие возможностей для отдыха. Отсутствие перспектив дальнейшего личностного и карьерного роста. Неграмотно выстроенные системы адаптации и наставничества в организации. Эмоционально и когнитивно сложные коммуникации.

Важность своевременной диагностики и профилактики эмоционального выгорания подтверждается результатами исследований. По данным института Гэллапа, сотрудники, испытывающие эмоциональное выгорание, на 63 % чаще берут больничный, на 23 % чаще обращаются в неотложную помощь и в 3 раза чаще увольняются.

При изучении способов выявления эмоционального выгорания следует отметить широкий арсенал инструментов, включающий опросы, беседы и анкетирование персонала. Одним из наиболее распространенных методов диагностики синдрома эмоционального выгорания является методика В. В. Бойко, позволяющая определить степень выгорания. В качестве другого метода можно использовать опросник «Эмоциональное выгорание», разработанный К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой. С помощью методики В. В. Бойко можно определить наличие характерных симптомов эмоционального выгорания и, в случае их присутствия, определить стадию выгорания: «напряжение», «резистенция» или «истощение». Опросник «Эмоциональное выгорание» (MBI) основан на трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексона и предназначен для определения степени «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «снижения профессиональных достижений». Сам тест представляет собой набор утверждений, описывающих эмоции, переживания и чувства респондента, связанные с профессиональной деятельностью. Каждое утверждение требуется оценить в зависимости от частоты, с которой респондент наблюдает данный признак. Существуют различные адаптации этого теста в зависимости от пола, гендера или профессиональной категории опрашиваемого. [5]

При комплексной оценке выраженности эмоционального выгорания часто учитывается уровень профессионального стресса, который испытывают сотрудники. Например, можно использовать шкалу Лемура-Тесье-Филиона (или шкалу PSM) для оценки структуры профессионального стресса. При прохождении опроса по шкале PSM сотрудник оценивает своё психоэмоциональное состояние за текущую неделю по восьмибалльной шкале. Затем суммируются баллы, и чем выше полученная сумма, тем сильнее уровень психологического стресса. Если уровень стресса низкий, это свидетельствует об устойчивости и адаптированности сотрудника к профессиональным нагрузкам. Для предотвращения негативных последствий эмоционального выгорания важна диагностика его уровня. Эффективность предпринимаемых мероприятий в большой степени зависит от индивидуальных способностей сотрудников и организационных мероприятий.

Сотрудникам рекомендуется применять следующие факторы профилактики выгорания. Изменение негативной установки по отношению к личной и профессиональной жизни путем формирования позитивного отношения к карьере. Овладение методами релаксации и саморегуляции.

Регулярное обучение и развитие профессиональных и личностных компетенций для освоения современных тенденций в профессии, построения карьеры, активного общения с коллегами и представителями смежных профессий. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом. Изучение способов преодоления стрессовых ситуаций и стресс-менеджмент. Внедрение регулярных перерывов в рабочий день для адаптации к стрессу и психологического разгрузки. Адекватное распределение рабочих обязанностей и планирование задач.

Со стороны работодателя важно грамотно организовывать рабочие процессы, обеспечивать безопасность на рабочем месте и использовать принципы гигиены труда. Также следует практически применять рекомендации по поддержанию психического здоровья на рабочем месте. Важным шагом в решении проблемы эмоционального выгорания является повышение грамотности сотрудников в области психического здоровья и предотвращение стигматизации психологических проблем. Также необходимо корректировать организационную культуру и развивать позитивные аспекты работы с учетом психического здоровья сотрудников. Кроме указанных мероприятий, возможны также создание системы обратной связи для снижения коммуникативных барьеров между сотрудниками и менеджментом, привлечение сотрудников к управленческим решениям и использование командных форм организации рабочих процессов. Современные компании все больше обращают внимание на инициативы по поддержке физического и психологического здоровья сотрудников, а также на их финансовое благополучие. Благополучие сотрудника охватывает психологический, эмоциональный и физический аспекты. Некоторые компании реализуют программы поддержки благополучия сотрудников, включающие в себя все эти составляющие. [6, с. 3–6] Важно обращать проводить профилактическую работу по предотвращению выгорания и поддерживать психологическое благополучие среди персонала.

Только таким образом можно обеспечить эффективную работу и долгосрочный успех банка. Необходимо обучать сотрудников банка методам управления стрессом и эмоциями, чтобы они могли эффективно справляться с повседневными нагрузками и сохранять психическое здоровье. Также стоит проводить регулярные консультации с психологом или тренером по управлению стрессом, чтобы предотвратить возможные проблемы и помочь сотрудникам обрести баланс между работой и личной жизнью.

Работодатели могут создать благоприятные условия для работы, такие как улучшение освещения и вентиляции помещений, организация зон отдыха, проведение корпоративных мероприятий и тренингов по повышению мотивации и эффективности. Все эти меры помогут не только предотвратить выгорание сотрудников, но и повысить общую эффективность работы банка и улучшить отношения с клиентами. В конечном итоге, забота о психическом здоровье сотрудников — залог успешного и продуктивного бизнеса. [4, с. 23]

Литература:

  1. Пионтковская Ю. А. Проблема эмоционального выгорания банковских сотрудников // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2011. — № 11
  2. Муфтахова Ф. С. Личностные факторы эмоционального выгорания банковских работников в процессе выполнения профессиональной деятельности / Ф. С. Муфтахова // Путь науки — 2016 — № 11(33) — С. 86–88.
  3. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности // Культурноисторическая психология. — 2010. — № 1.
  4. Красикова Л. Эмоциональное выгорание // Управление персоналом. — 2015. — № 4.
  5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 — изд. — СПб.: Питер, 2009
  6. Экгард Е. Программа Wellbeing (Здоровье и благополучие) в Unilever / Экгард Е. // Льготы и Бенефиты. — 2019. — № 4. — с.3–6
  7. Ларина И. А. Экзистенциально-аналитический взгляд на синдром эмоционального выгорания у банковских служащих. Современная наука. 2016. № 1. С. 88–97
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, PSM, банковская сфера, банковский работник, сотрудник, локус контроля, психическое здоровье, профессиональная деятельность, профессиональный стресс, рабочее место.


Ключевые слова

стресс, психологическая помощь, эмоциональные нарушения, выгорание, эмоциональный тонус, сотрудники банковской сферы

Похожие статьи

Задать вопрос