Особенности социального интеллекта у студентов-юристов с разным уровнем рефлексивности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 25.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Авдеева, Л. В. Особенности социального интеллекта у студентов-юристов с разным уровнем рефлексивности / Л. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121134/ (дата обращения: 03.01.2025).



В статье исследуются особенности социального интеллекта у студентов юридических специальностей в зависимости от их уровня рефлексивности. Представлены теоретические подходы к изучению социального интеллекта и рефлексивности, раскрываются результаты эмпирического исследования, подтверждающие статистически значимые различия в компонентах социального интеллекта у студентов с низким, средним и высоким уровнями рефлексивности. Выводы подчеркивают важность учета уровня рефлексивности при разработке образовательных программ, направленных на развитие социальных навыков.

Актуальность исследования обусловлена возрастающей значимостью социального интеллекта для успешной адаптации в профессиональной и межличностной сферах. В современных условиях обучения и профессиональной подготовки студенты сталкиваются с необходимостью не только овладения академическими знаниями, но и развития таких качеств, как социальная перцепция, эмпатия и умение эффективно взаимодействовать в коллективе.

Социальный интеллект играет ключевую роль в формировании коммуникативной компетентности, которая особенно важна для студентов, готовящихся к профессиям, связанным с интенсивным межличностным взаимодействием, таким как юриспруденция, педагогика, менеджмент и другие. Способность распознавать эмоции, прогнозировать поведение и эффективно строить коммуникацию обеспечивает конкурентные преимущества на рынке труда, а также помогает справляться с профессиональными и личностными вызовами.

Уровень рефлексивности как важнейшая характеристика личности определяет способность человека к самоанализу, осознанию своих действий и их последствий, что напрямую влияет на развитие социального интеллекта. Изучение взаимосвязи социального интеллекта и рефлексивности позволяет выявить особенности студентов с разными уровнями этой способности, что важно для разработки целевых программ развития профессиональных и личностных качеств.

Теоретическая база данного исследования опирается на работы отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривали рефлексию и социальный интеллект как важнейшие компоненты структуры личности и организации психической деятельности. Рефлексивность как психологический феномен изучается с позиций различных подходов. В отечественной психологии рефлексия рассматривается как базовый механизм самосознания, способствующий регуляции внутренней и внешней деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) [2] [5]. А. В. Карпов выделяет три модуса рефлексивности: процесс (анализ текущих ситуаций), свойство (устойчивая способность) и состояние (ситуативное осознание). Эти модусы обеспечивают способность человека к анализу своих действий, прогнозированию их последствий и осознанию ошибок [2].

Выделяют три вида рефлексии: ситуативную, ретроспективную и перспективную. Ситуативная рефлексия помогает анализировать текущие действия, ретроспективная — оценивать прошлый опыт, а перспективная — прогнозировать будущее. Юридические профессии требуют развития всех этих видов, так как они способствуют анализу сложных социальных ситуаций и построению стратегий поведения.

Понятие социального интеллекта впервые было введено Э. Л. Торндайком, который определял его как способность понимать и управлять поведением людей в социальных взаимодействиях [6]. Дж. Гилфорд расширил это понятие, включив в структуру социального интеллекта когнитивные операции, необходимые для восприятия, анализа и прогнозирования поведения людей. В адаптации Е. С. Михайловой методика Дж. Гилфорда и М. Салливена позволяет оценивать социальный интеллект через несколько аспектов: способность предвидеть последствия поведения, анализировать вербальные и невербальные реакции, а также понимать логику развития ситуаций [1].

Современные исследования (В. Н. Куницына) подчеркивают, что социальный интеллект является интегративным качеством, которое обеспечивает успешность профессиональной и социальной адаптации [3] [4]. Его структура включает когнитивный (анализ и интерпретация информации), эмоциональный (распознавание и управление эмоциями) и поведенческий (адаптация поведения) компоненты. Социальный интеллект рассматривается как ключевой фактор в профессиях, требующих интенсивного межличностного взаимодействия.

Также в исследовании использованы работы М. И. Бобневой, О. В. Луневой и Д. В. Ушакова, которые рассматривали социальный интеллект как интегративное качество личности, определяющее эффективность социальной адаптации и успешность общения. Эти теории подчеркивают важность компонентов социального интеллекта, таких как эмпатия, социальная перцепция и коммуникативные навыки, которые являются необходимыми для успешной профессиональной подготовки студентов.

В нашем исследовании, направленном на определение особенностей социального интеллекта у студентов с разным уровнем рефлексивности мы использовали «Методику исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена», созданную ими в 60-х годах прошлого века (Адаптация Е. С. Михайловой) и опросник рефлексивности А. В. Карпова.

Эмпирическое исследование проводилось на юридическом факультете Воронежского Государственного Университета. В выборку вошли 162 студента в возрасте 18–19 лет: 102 девушки и 60 юношей.

Для упорядочивания и сортировки данных была использована программа Microsoft Excel, для количественной обработки данных — программа SPSS Statistics 21.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием t-критерия Стьюдента для выявления значимых различий между группами.

Результаты диагностики уровня рефлексивности:

Высокий уровень — 8 % (n = 12);

Средний уровень — 65 % (n = 106);

Низкий уровень — 27 % (n = 44).

Анализ данных показал, что большинство студентов (94 %) имеют уровень социального интеллекта от ниже среднего до среднего, в то время как высокий уровень продемонстрировали только 6 % респондентов.

Результаты по субтестам:

Субтест 1 (предвидение последствий поведения): высокие оценки — 70 %, низкие — 30 %;

Субтест 2 (анализ невербальных сигналов): высокие оценки — 60 %, низкие — 40 %;

Субтест 3 (контекстное понимание вербальных реакций): высокие оценки — 61 %, низкие — 39 %;

Субтест 4 (анализ логики ситуаций): высокие оценки — 45 %, низкие — 55 %.

Результаты t-критерия Стьюдента подтвердили статистически значимые различия между группами:

Между низким и средним уровнями рефлексивности: t = 3.24 (p < 0.01);

Между средним и высоким уровнями рефлексивности: t = 4.15 (p < 0.001);

Между низким и высоким уровнями рефлексивности: t = 5.32 (p < 0.001).

Студенты с высоким уровнем рефлексивности демонстрируют лучшие результаты по всем компонентам социального интеллекта. Они проявляют развитую эмпатию, способность анализировать контекст социальных взаимодействий и прогнозировать поведение окружающих. Наоборот, студенты с низким уровнем рефлексивности испытывают затруднения в интерпретации невербальных сигналов, предвидении последствий поведения и анализе сложных ситуаций. Это ограничивает их адаптивные способности и успешность межличностного взаимодействия.

Студенты со средним уровнем рефлексивности показывают стабильные результаты в стандартных ситуациях, но могут испытывать трудности при необходимости стратегического анализа. Это свидетельствует о необходимости целенаправленного развития их рефлексивных навыков для повышения уровня социального интеллекта.

Уровень рефлексивности связан с выраженностью компонентов социального интеллекта у студентов-юристов.

Высокий уровень рефлексивности способствует лучшей адаптации, пониманию социальных сигналов и прогнозированию поведения.

Разработка образовательных программ, направленных на развитие рефлексивности, может повысить уровень социального интеллекта студентов и их профессиональную компетентность.

Литература:

  1. Гилфорд Дж., Салливан М. Структурная модель интеллекта. М.: Прогресс, 1965.
  2. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–58.
  3. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект. СПб: Речь, 2002.
  4. Лужбина Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. Барнаул: Изд. БПГУ, 2002.
  5. Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. 2014. № 1. С. 17–32.
  6. Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. P. 227–235.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, уровень рефлексивности, высокий уровень, студент, SPSS, высокий уровень рефлексивности, интенсивное межличностное взаимодействие, предвидение последствий поведения, социальная адаптация, социальная перцепция.


Похожие статьи

Задать вопрос