Полиаспектность проблемы введения ФГОС ООО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 1018 раз

Библиографическое описание:

Ведерникова, О. В. Полиаспектность проблемы введения ФГОС ООО / О. В. Ведерникова, М. Ю. Галл. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18648/ (дата обращения: 21.11.2024).

В образовательной системе России с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начинается новый этап. Его особенность выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, основу которых составляет процесс развития личности как цель и смысл образования. Введение ФГОС представляет собой многоплановую проблему для педагогического коллектива.

Цель данной статьи — обозначить аспекты проблемы введения ФГОС ООО. В связи с введением ФГОС возникает ряд вопросов: Определяет ли инновационность ФГОС своеобразие подготовки к его введению? Какими должны быть инструменты управления? Каким должно быть содержание подготовительной работы? Как сформировать готовность учителей к работе по требованиям ФГОС? Ответы на эти вопросы и составляют суть аспектов проблемы введения ФГОС, имеющих отношение к педагогам.

Вопрос первый. Определяет ли инновационность ФГОС своеобразие подготовки к его введению? ФГОС стимулирует инновационный характер и содержание подготовки к его введению, что обусловлено следующими особенностями:

1. Главная инновационность ФГОС состоит в том, что это инструмент реализации государственной образовательной политики. [4, с.4] В этом качестве ФГОС ориентирован на обеспечение условий для развития личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Данная направленность обусловлена инновационными потребностями экономики и в целом российского общества. Так образование становится одним из ресурсов модернизации экономики и общества, а школа — средством реализации государственной образовательной политики. Следовательно, одним из инновационных аспектов подготовки к введению ФГОС в образовательном учреждении (ОУ) является нормативно-правовое сопровождение реализации условий осуществления образовательного процесса как обеспечивающих достижение развития личности обучающихся, то есть планируемых результатов образования. Следовательно, одной из первых инновационных задач образовательного учреждения (ОУ) является формирование нормативно-правовой базы введения ФГОС ООО, обеспечивающей реализацию государственной образовательной политики в ОУ.

2. ФГОС как общенациональный приоритетный проект реализуется на основе общественного договора, представляющего собой социальный запрос всех заинтересованных субъектов — личности, семьи, общества и государства, что придаёт стандарту характер конвенциональной нормы. [4, с.90–95] В данном контексте ФГОС является средством обеспечения планируемого уровня качества образования, для анализа и оценки которого необходимо привлечение заинтересованных сторон, родителей и учащихся (независимая оценка качества). Следовательно, ещё одним инновационным аспектом подготовки к введению ФГОС в ОУ становится согласование запросов участников образовательного процесса, координация их действий.

3.ФГОС рассматривается как целостная система требований ко всей системе образования, а не как требования к предметному содержанию образования, что стимулирует такой инновационный аспект в подготовке к введению ФГОС, как введение системных изменений всей деятельности ОУ уже на этапе переходного периода. [3] Для обеспечения системных изменений организуется ресурсное обеспечение: кадровый и методический ресурсы для разработки основной образовательной программы основного общего образования и рабочих программ; организационный ресурс (создаются Совет по введению ФГОС и рабочие группы учителей по разработке разделов программ); информационно-аналитический ресурс (разрабатываются и реализуются план-график введения ФГОС ООО, дорожная карта, вводится система контроля (предварительный, текущий, итоговый) за реализацией изменений).

Вопрос второй. Какими должны быть инструменты управления? Инструменты управления призваны обеспечить деятельностный характер подготовки к введению ФГОС, способствующий вовлечению в подготовительную работу педагогов. Инновационную активность педагогического коллектива определяет модель управления данным проектом. Оптимальной является следующая модель: общее руководство осуществляет директор ОУ; координирует деятельность всех участников Совет по введению ФГОС ООО, принимающий решения на основе консенсуса; руководит проектом заместитель директора, курирующий данное направление работы, наделённый определенной долей самостоятельности (планирует, контролирует работу по подготовке ОУ к введению ФГОС ООО, координирует деятельность и мотивацию педагогов). Взаимосвязь в рамках модели осуществляется на основе принимаемых решений и выполняемых функций планирования, координации, контроля. Для реализации функции контроля возникает необходимость создания модели мониторинга введения ФГОС. Инструментами управления являются и локальные нормативные документы, акты, положения. Главный нормативный документ, обеспечивающий подготовку к введению ФГОС, — основная образовательная программа, закрепляющая нормативно и на практике изменения всех сторон деятельности педагогического коллектива ОУ.

Вопрос третий. Каким должно быть содержание подготовительной работы? Основная задача подготовительной работы — введение регламентации в соответствии с тремя группами требований ФГОС, определяющими инновационную деятельность педагогов ОУ: требованиями к структуре основной образовательной программы; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; требованиями к условиям реализации основной образовательной программы. [4,с.24] В данном контексте инновационное содержание подготовительной работы ОУ отражается в дорожной карте «Стратегия и тактика ОУ по введению ФГОС ООО». Дорожная карта представляет собой документ, описывающий мероприятия, сроки содержащий сведения об ответственных и необходимых нормативно-правовых документах по введению ФГОС ООО.

Вопрос четвёртый. Как организовать управление формированием готовности учителей к работе по требованиям ФГОС? Проблема подготовки к введению ФГОС связана с инновационным содержанием стандарта и готовностью педагогического коллектива к его реализации. Перед администрацией ОУ стоит задача формирования готовности педагогов к реализации ФГОС ООО. В данном контексте инструментом управления являются соответствующие нормативные документы, в том числе, план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС. Инновационное содержание ФГОС обусловлено необходимостью использовать деятельностный подход в обучении (деятельностные технологии), формировать УУД (умение учиться), вводить формирующее оценивание, реализовать программу духовно-нравственного воспитания на предметных уроках и во внеурочной деятельности. [1,2,5,6] Этим определяется и стимулируется инновационная деятельность педагогов в условиях введения ФГОС. Поэтому план методической работы ОУ включает: обеспечение преемственности внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО, курсовое повышение квалификации, проведение педагогических советов и семинаров по проблемам введения ФГОС, анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблемы введения ФГОС ООО в других ОО, проведение мастер-классов и открытых уроков учителями начальной школы для учителей основной школы, обеспечение методической помощи педагогам школы, проведение семинаров в рамках методических кафедр и методических объединений, работу педагогов по самообразованию, консультационную деятельность, участие в педагогических конкурсах разного уровня.

В процессе разрешения разобранных выше аспектов проблемы введения ФГОС ООО педагогический коллектив приобретает опыт инновационной деятельности в контексте ФГОС, достижения поставленных целей, проектирования инновационой образовательной среды.

 

Литература:

1.      Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. — 2009. — № 4. — С.18–22.

2.      Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.,2009.24с.

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010. 67 с.

4.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 223с.

5.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение,2011.159 с.

6.      Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.48 с.

Основные термины (генерируются автоматически): введение, основная образовательная программа, педагогический коллектив, инструмент управления, подготовительная работа, аспект проблемы введения, государственная образовательная политика, дорожная карта, ООО, инновационное содержание.


Задать вопрос