В статье авторы рассматривают проблематику классификации недействительных сделок.
Ключевые слова: сделки, классификация, недействительные сделки.
Многие представители научного сообщества при рассмотрении института недействительности вносили предложения по поводу классификации сделок. Предлагаем рассмотреть наиболее популярные из указанных. В первую очередь, наиболее базовой классификацией является законодательное деление сделок на ничтожные и оспоримые.
Существенным значимым институтом гражданского права признаются сделки, под которыми в соответствии со ст. 153 ГК РФ признаются действия лиц волевого характера. Для достижения цели в виде порождения юридических последствий сделка в обязательном порядке должна напрямую отвечать требованиям закона. При несоответствии сделки требованиям имеется возможность признать ее недействительной.
В классической правовой литературе сделки подразделяются на ничтожные и оспоримые. Советский исследователь Н. В. Рабинович указывает, что данное деление недействительных сделок достаточно оправдано, так как вполне рационально и корректно передает сущность разнообразных категорий недействительности [1].
Указанное деление не было проведено ни в одном из предшествующих современному законодательству актах, то есть ни в ГК РСФСР 1922 года [2], ни в ГК РСФСР 1964 года [3]. Для всестороннего и детального проведения исследования необходимо сказать о критериях разграничения ничтожных и оспоримых сделок.
«Оспоримая сделка» согласно законодательным положениям может признаваться недействительной исключительно на основании судебного решения, в то время как «ничтожная сделка» признается недействительной независимо от признания ее в судебном порядке. При этом, ничтожность сделки дает любому лицу право на то, чтобы ссылаться на ничтожность таковой, более того, правоприменительный орган ни в каком случае не должен учитывать юридические последствия сделки [4].
Высший судебный орган власти указывал, что ничтожная сделка юридических последствий не порождает, и может признаваться недействительной с момента совершения [5]. Оспоримая сделка отличается тем, что это «обращение сделки вспять», но общим является момент признания сделки недействительной. Судебный акт, на основании которого признается недействительной конкретная сделка, распространяет обратную силу на возникшие правоотношения.
Отметим, что ничтожная сделка никак не порождает юридических последствий, которые желаемы сторонами. При обязательственном характере, например, сделка никак не влечет образования регулятивных правомочий сторон. Признается недействительной оспоримая сделка, более того, она не вызывает юридических последствий, однако, судебный орган власти имеет правомочие прекратить действие оспоримой сделки на будущее.
Сроки исковой давности также принципиально отличаются по разновидностям недействительной сделки. Срок исковой давности — 3 года в области требований, направленных на применение юридических последствий недействительности, вместе с тем, для лиц, которые не являются стороной сделки никак не может превышать 10-летний срок с момента исполнения. По требованию о признании оспоримой сделки недействительной срок исковой давности составляет 1 год.
А. П. Сергеев отмечал, что комплекс отличий между оспоримыми и ничтожными сделками все-равно не позволяет сказать о их большом разграничении, так как они по правовой архитектуре норм имеют максимально сближенную форму [6]. Это связано с тем, что определенных и точных признаков выделить невозможно при разграничении ничтожной и оспоримой сделки. Об этом свидетельствует большое количество практических проблемных аспектов. Следовательно, по мнению автора, разграничение указанных разновидностей относится в полной мере к законодательной политике.
Реформа гражданско-правового законодательства подтверждает обозначенную позицию, так как с внесением в 2013 году изменений, фундаментальной и главной новеллой стало изменение, результатом которого можно обозначить тот аспект, что произошла замена презумпции ничтожности сделки и общей презумпции оспоримости сделки. Ничтожными признаются сделки, признаки которых отражены напрямую в законодательных положениях.
Конечно, разделение недействительных сделок (ничтожные и оспоримые) имеет выраженную направленность практического характера, так как отнесение сделки к разновидности недействительности помогает рационально установить конкретный способ защиты прав гражданско-правового характера. Но указанная классификация не дает всесторонне установить особенности и сущность любого основания недействительности сделки, которое закреплено на законодательном уровне.
О. Г. Алексеева, К. П. Беляев, М. М. Валеев отмечает в правовой литературе, что сделка признается недействительной при наличии в ней конкретных «дефектов» или «пороков» [7]. Авторы указывали, что подавляющее большинство оснований находится в прямой взаимосвязи с «пороками» определенных элементов. Законность содержания сделки заключается в наличии следующих аспектов:
во-первых, соблюдена ли в правовом смысле форма сделки, то есть критерии, которые цивилисты традиционно относят к условиям действительности сделки;
во-вторых, наличие у субъекта способности принимать участие в сделке;
в-третьих, совпадает ли волеизъявление участника с истинной волей.
Несоблюдение обозначенных условий — это законное основание для признания действия недействительной сделкой.
Г. Ф. Шершеневич говорил, что необходимо определять критерии разграничения пороков в следующем порядке: во-первых, порок, который приводит к оспоримости конкретной сделки, а также посягает на интересы частного лица, а, во-вторых, порок, который имеет следствием ничтожность сделки [8]. Указанный подход нашел свое отражение в ст. 168 ГК РФ, в которой отнесение сделки к ничтожной или оспоримой находится в зависимости от посягательства на интересы публично-правового характера. Одновременно с этим в специальных статьях ГК РФ данная идея не нашла свою реализацию, что является недоработкой законодательства.
Недействительные сделки по своему существу претерпевают существенные законодательные изменения, что достаточно активно сказывается на разрешении тех или иных проблем, которые возникают в практике правоприменения.
Достаточно любопытно исследовать критерий различия указанных категорий недействительности сделок, который измеряется масштабом. Несмотря на выявленные существенные отличия ничтожных и оспоримых сделок имеется возможность максимально сблизить указанные режимы с современным законодательством.
Такая ситуация напрямую порождает проблемные аспекты при квалификации сделок. При этом затрудняется момент их оспаривания, а также расширяется область усмотрения судебного органа власти по тому или иному вопросу. Отсюда проистекает аргументированный вывод, направленный на необходимость продолжения непрерывающийся деятельности для совершенствования норм права с учетом складывающейся в судебной практике вызовов. Итогом такой деятельности станет большая нормативная и теоретическая основа для регламентации споров касательно недействительности сделок.
Литература:
- Рабинович Н. В. Недействительность сделок и ее последствия. — Ленинград, 1960.
- О введении в действие Гражданского кодекса Р. С. Ф. С. Р. (вместе с «Гражданским кодексом Р. С. Ф. С. Р».): постановление ВЦИК от 11.11.1922 (с изм. от 02.02.1923) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=ESU&n=2863#0HeN07UUZQ0VZ8uT1 (утратил силу).
- Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1838/ (утратил силу).
- Болтанова Е. С., Багрова Н. В., Баришпольская Т. Ю. Гражданское право. Общая часть: учебник. — М.: Космос, 2023.
- О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181602/.
- Сергеев А. П. Некоторые вопросы недействительности сделок. Очерки по торговому праву: сб. науч. тр. Вып. 11. — Ярославль, 2004.
- Алексеева О. Г., Беляев К. П., Валеев М. М. Гражданское право. В 2 томах. Т.1: учебник под редакцией Гонгало Б. М. 4-е изд. — М., 2021.
- Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М., 1912. С. 335.