За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, личностного подхода к процессу обучения.
Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является формирование ценностных представлений у младших школьников.
Одной из таких базисных категорий при построении новой парадигмы философии образования стала категория «ценности». «Ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно важно для современной педагогики, ведь ценностные ориентации обуславливают избирательную активность школьника именно как субъектную, а не биологическую или тематическую. Каждый выбор человека — это «внутреннее ценностное строительство». Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности. Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка, которая влияет на его поведение.
Накопленный опыт работы в начальных классах по созданию эффективного образовательного пространства позволяет больше внимания уделять работе с детьми с разным уровнем мотивации и вопросам взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (коллектива учителей-единомышленников, родителей и детей).
В нашей гимназии наряду с учебной деятельностью, дети живут активной творческой жизнью в детской организации «Планета звёзд», создателями которой стали учителя начальной школы. Это планета детства, творчества, общения, где каждый ребенок и взрослый имеет возможность для самореализации, самопрезентации, самовыражения. Внутри таких объединений рождается культура межличностных отношений и совместной деятельности (осуществляемая в групповых и коллективных формах), гармонизация индивидуальных, групповых и коллективных интересов, вырабатывается активная жизненная позиция через самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческое развитие. Обладая активной жизненной позицией, личность ребенка становится полноценной составляющей не только гимназического сообщества, но общества в целом.
Как уже говорилось, важным субъектом этого взаимодействия являются родители, которые не только вовлечены в работу детской организации, но и увлечены ею. Участвуют во всех открытых мероприятиях, организации экскурсий, вместе с детьми оформляют стенгазеты, участвуют в концертах, разрабатывают совместные творческие проекты, готовят презентации для представления детских и совместных работ.
Таким образом, исходя из практического опыта, могу сказать, что формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника возможно при условии развития социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей и учеников.