В статье рассматриваются содержание и особенности реализации социального проекта, направленного на формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов, обучающихся по педагогической специальности.
Ключевые слова: патриотические чувства, поликультурная образовательная среда, этноориентированный образовательный процесс, этническая толерантность.
The article deals with the content and features of the social project aimed at the formation of patriotic feelings and ethnic tolerance of the students enrolled in the teaching profession.
Keywords:patriotism, multicultural learning environment, ethnically oriented educational process, ethnic tolerance.
Россия — поликультурная, полиэтническая и полирелигиозная страна. Данными характеристиками охватываются все сферы общественной жизни граждан, которые в условиях многонациональной страны должны взаимодействовать не только с представителями других наций, но и чтить и знать их культурные особенности и традиции. Несомненно, это касается и образовательного процесса, в ходе которого формируются новые поколения нашей страны.
Многонациональное государство обязывает трансформировать образовательную среду: делать ее более интегрированной, направленной на формирование общей, межнациональной культуры. Образование должно становиться многообразнее, давать основы для формирования поликультурного сознания индивида. Исходя из этого, приходим к необходимости понимания поликультурной образовательной среды как метода регулирования межнациональных отношений в ходе образовательного процесса.
Поликультурная образовательная среда направлена на совершенствование морально-психологической атмосферы в мультиэтническом коллективе в процессе знакомства детей с этносоциумом и построение этноориентированного учебного процесса на основе традиций, культур и обычаев. Именно в поликультурной образовательной среде может сформироваться многокультурная личность, владеющая способами активной созидательной деятельности и подготовленная к полноценному социальному взаимодействию в современном многонациональном обществе. А это, в свою очередь позволяет человеку чувствовать себя комфортно в социуме, развиваться как самодостаточная личность.
Многокультурная личность формируется в процессе образования, в связи с этим возникает необходимость подготовки будущих педагогов к формированию этнокультурной толерантности у подрастающих граждан нашей страны. А это возможно лишь в ситуации, когда сам педагог является истинным патриотом, знает и уважает свою национальную культуру и принимает культуры других этносов. А ещё патриот — это педагог, который стремиться передать свою любовь своим ученикам и воспитанникам, который создает условия для развития у детей основ патриотизма и гражданской идентичности, который добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности, осознает гражданскую социальную значимость своей деятельности и готов нести ответственность за результаты своего труда.
Естественно, формирование всех этих качеств является одной из основных задач профессионального педагогического образования. На формирование патриотических чувств и этнической толерантности у будущих педагогов направлено изучение специальных курсов, среди которых исторические дисциплины, литература и русский язык, этнопедагогика и этнопсихология и другие тематические курсы. Ключевой фигурой (субъектом) в этом процессе выступает преподаватель, читающий определенную дисциплину, наполняющий курс определенным содержанием, расставляющий акценты в зависимости от собственного мировоззрения, опыта межэтнического взаимодействия и патриотической позиции.
Формирование патриотизма и толерантности, в частности этнической толерантности, является одной из приоритетных задач воспитательной работы со студентами, которая решается как в процессе учебных занятий, так и во внеучебной деятельности, организуемой отделом по воспитательной деятельности, кураторами, преподавателями. Но нельзя забывать о значимости активности самих студентов, которые могут разрабатывать и реализовывать в студенческой среде социальные проекты, патриотической направленности.
Проект «Все мы дети России» направлен на формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов — будущих педагогов, в частности учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Срок реализации проекта -5 месяцев.
Основной целевой группой, на которую направлен проект, являются студенты факультета дошкольного и начального образования, хотя возможно последующее расширение целевой группы и реализация проекта на других факультетах, осуществляющих подготовку учителей.
Основная цель проекта — формирование патриотических чувств и этнической толерантности у будущих педагогов через специально организованные мероприятия, через включение в социально-значимую деятельность.
В качестве основных задач проекта можно выделить следующие:
1. Разработка и проведение цикла лекций, семинаров-практикумов и тренингов, направленных на формирование патриотизма и этнокультурной толерантности у будущих педагогов.
2. Разработка положения и проведение творческого конкурса для студентов «Все мы дети России» по 4-м номинациям — конкурс эссе, конкурс фотографий, конкурс презентаций, конкурс социальных роликов.
3. Обобщение и распространение полученного опыта в области формирования патриотизма и этнокультурной толерантности у будущих педагогов в СМИ, социальных сетях, на тематических научно-практических конференциях и в научных изданиях
Реализация проекта включает в себя проведение ряда мероприятий: тематических лекций «Культура межнационального общения в поликультурном обществе» и «Национализм и экстремизм в современном обществе», семинаров-практикумов «Что значит любить свою Родину» и «Учимся понимать друг друга», научно-методического семинара «Формирование у ребенка понимания разнообразия этнокультур», тренинга толерантности для участников проекта, круглых столов «Моя малая Родина» и «Россия — многонациональная страна», творческого конкурса «Все мы дети России» с последующим оформлением альбома с работами участников и победителей.
Очень важной составляющей реализации проекта является включение студентов в реализацию просветительской деятельности в школах, в частности, разработка и проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий, распространение среди учеников буклета с правилами проживания в поликультурной стране, так как именно к данному виду деятельности и должен быть подготовлен будущий педагог.
Ожидаемые результаты по окончании реализации проекта имеют количественные показатели (реализации всех намеченных мероприятий), так и качественные, которые имеют гораздо большее значение. Среди них можно выделить следующие: активизация гражданского сознания студентов, формирование у будущих педагогов патриотических чувств и этнокультурной толерантности, повышение мотивационной и методической готовности будущих педагогов к работе с детьми в поликультурной образовательной среде, формирование у них умений обобщать и распространять позитивный опыт.
Опыт по реализации проекта может освещаться на официальном сайте образовательного учреждения, в местных средствах массовой информации, распространяться в социальной сети «ВКонтакте» (размещение фотографий, видеоотчета, новостей), на конференциях различного уровня (внутривузовских, межвузовских, региональных, всероссийских, международных), в научных публикациях в региональных и всероссийских научных журналах.
На наш взгляд реализация подобного рода проектов не только способствует формирование патриотических чувств и этнической толерантности у будущих учителей начальных классов и воспитателей детских садов, но и готовит к их формированию у своих будущих воспитанников и учеников.
Литература:
1. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога [Текст] / Е. В. Губанихина // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 556–559.
2. Губанихина Е. В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза. // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8–2 (36). — С.8–10.
3. Губанихина Е. В. Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума [Текст] / Е. В. Губанихина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 3–5.