Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Авторы: Сочивкина Оксана Владимировна, Фомина Анна Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 05.10.2021
Статья просмотрена: 378 раз
Библиографическое описание:
Сочивкина, О. В. Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников / О. В. Сочивкина, А. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6630/ (дата обращения: 22.12.2024).
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педагогического процесса, подготавливающего детей к межкультурному взаимодействию, к инициативе и формированию картины мира. Даны заключения о результатах реализации модели.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, жизненные ценности, модель, фактор, технологии стимулирования патриотизма.
Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания дошкольников, начиная с раннего возраста, становится все более актуальной в современном мире, именно поэтому была выбрана данная тема исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества, государственным ценностям, а также формирование представлений о родине и Отечестве, жизненных ценностях народа, отечественных традициях и праздниках. Подчеркивается необходимость учета этнической культуры для передачи из поколения в поколение опыта и традиций. В связи с этим выдвинут принцип взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как основополагающим заказчиком в построении образовательной деятельности.
Целенаправленная организация патриотического воспитания в детском саду помогает раскрыть нормативность и ценностное содержание таких понятий, как малая Родина, Отчизна, Отечество, Держава, государственность, социальная справедливость, их роль в консолидации страны, помочь осознать, что постижение их содержания и смысла выступает сегодня как способ защиты российской самобытности.
Изучение научной и научно-методической литературы по теме исследования позволило обратить внимание на следующие проблемные вопросы.
Л. В. Кокуева разработала комплексную программу воспитания и развития детей дошкольного возраста «Я и моя Родина», а также определила педагогические условия воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [3].
И. Е. Тарабаева исследуя научные труды Л. И. Божович, Н. А. Виноградовой, В. Г. Мухиной, В. А. Сухомлинского и др. констатирует факт о том, что формирование патриотических чувств у дошкольников определено возрастными характеристиками, а именно познавательной активностью, эмоциональностью, подражательностью, доверчивостью, использованием электронных образовательных ресурсов и контента [4].
Д. Ю. Агапова поднимает вопросы патриотического воспитания дошкольников, направленное на развитие представлений о Родине, в первую очередь, малой Родине, воспитывая чувства привязанности и любви к родным местам. Автором представлены современные средства патриотического воспитания в практике ДОО, которые, несомненно актуальны [1].
Н. И. Козлов, исследуя ценностно-смысловую сферу ребенка и формирование жизненных ценностей, определил, что самый большой объем ценностей формируется самым ближайшим окружением ребенка, в первую очередь, семьей [2]. Анализ литературы и педагогического опыта известных ученых позволил определить объект исследования — воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является патриотическое воспитание детей
Цель исследования — обосновать роль патриотического воспитания как фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую, научную литературу и проанализировать проблему формирования жизненных ценностей у дошкольников в педагогике и психологии.
- Разработать и апробировать Модель патриотического воспитания как условия и фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников.
- Провести сравнительный анализ эффективности модели.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании прияли участие дошкольники 5–7 лет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 102» города Воронежа. Участвовали две группы детей. Время проведения исследования 2019–2021 гг.
Методы исследования: диагностическая карта экспертной оценки патриотической воспитанности детей (А. К. Маркова); методика «Закончи предложение»; наблюдение; интерактивная игра «Моя Родина»; квест — игра «Найди флаг и герб своей страны».
Результаты и их обсуждение
Успешность сформированных жизненных ценностей при условии реализации Модели оценивалось по трёхбалльной системе, находилось среднеарифметическое значение.
Н. И. Козлов пишет: «…начинать формировать ценности у шестилеток уже можно и нужно, чтобы они хотя бы лет через десять, хотя бы у взрослых людей — появились. И не просто появились какие-то, а ценности воспитанного и цивилизованного человека» [2].
Следуя принципам, к жизненным ценностям мы относили следующие критерии: самооценка; здоровьесбережение; отношение к родителям; отношение к природе; отношение к другим людям; представления об окружающем мире; знания о своей стране; знания о своем городе; поведение в социуме.
Рис. 1. Модель патриотического воспитания как условия и фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников
Модель патриотического воспитания как условия и фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников имеет несколько уровней, представляющих собой систему патриотического воспитания, направленного на формирование жизненных ценностей.
Анализ эффективности реализации Модели показал позитивные результаты. Например, ценности семьи в 2021 году выросли по сравнению с 2019 годом на 16 %. Находясь какое-то время на самоизоляции в 2020 году, в семьях больше времени уделяли друг другу, дети больше времени проводили с родителями.
Здоровье как ценность дети также стали воспринимать ответственнее, а боязнь за здоровье близких формирует у них эмоциональный интеллект.
На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников эффективна, если использовать все формы и методы исходя из их целесообразности. Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников — естественное вовлечение ребенка в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.
Литература:
- Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 4. — С. 130–134.
- Козлов Н. И. Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей. https://www.psychologos.ru/articles/view/cennostno-smyslovaya-sfera-rebenka-i-formirovanie-zhiznennyh-cennostey
- Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. к. пед. н. Ярославль, 2002, — 228 с.
- Тарабаева И. Е. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Екатеринбург, 2019–122 с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/288634906.pdf (дата обращения 01.10.2021)
Ключевые слова
модель, фактор, патриотическое воспитание, дошкольники, жизненные ценности, технологии стимулирования патриотизмаПохожие статьи
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников
Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду
В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...
Похожие статьи
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников
Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду
В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...