Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 04.04.2015

Статья просмотрена: 19601 раз

Библиографическое описание:

Рудская, Е. Н. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы / Е. Н. Рудская, А. А. Скабарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 639-646. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17089/ (дата обращения: 16.11.2024).

Деловой туризм является одним из первых направлений в индустрии туризма: еще в древние времена люди ездили по своим финансовым делам, останавливаясь для ночлега в тавернах. С развитием транспортной индустрии, в том числе и железнодорожной, география делового туризма заметно расширилась. Безграничность она приобрела с появлением гражданской авиации, когда для человека полет в другую страну с целью делового туризма стал рутиной.

Индустрия делового туризма зародилась на Западе (Великобритания, Франция, Германия), но уже быстро приобрела известность в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Индонезия, Вьетнам) и странах Северной Америки.

Существует два направления в деловом туризме: корпоративная тревэл индустрия и индустрия встреч MICE. [1] Аббревиатуру MICE образуют начальные буквы четырех английских слов, которые при расшифровке показывают направления организации данных туров (см. таблицу 1):

Таблица 1

Структура MICE-туризма

MICE

Meetings (встречи)

Incentives (поощрения)

Conferences (конференции)

Events (выставки, события)

переговоры с партнерами, совещания, тренинги и семинары для дилеров, и другие варианты бизнес-встреч. Правильная организация во многом формирует имидж компании.

поощрительные туры, которые призваны выразить благодарность клиентам, сотрудникам и партнерам. Отлично мотивируют коллектив, укрепляют корпоративные ценности и положительно сказываются на работе.

организация семинаров, конференций, поездок на выставки, для которых важен эффективный результат.

организация выездных корпоративных праздников и туров.

 

MICE-индустрия включает широкий спектр различных видов деятельности — от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы или содержания до технического обеспечения встречи. Соответственно, специалисты данной сферы всегда востребованы.

В России же индустрия MICE-туризма сформировалась относительно недавно и сейчас очень стремительно развивается. Высокие стандарты сервиса в этой области в нашу страну привезли сами клиенты — зарубежные компании, привыкшие к качественному обслуживанию у себя дома. Именно английский термин «Business Travel» и был переведён на русский язык как «Деловой туризм». [1]

Деловой или корпоративный туризм — это командировки предпринимателей, их участие в конференциях, семинарах, тренингах, а также инсентив-туризм (поощрительные поездки), организация корпоративных мероприятий (см. рисунок 1).

Корпоративный туризм

Рис. 1. Виды корпоративного туризма

 

Поясним содержание отдельных элементов корпоративного туризма.

Инсентив-туры (от англ. incentive — побуждение, стимул) представляют собой поощрительные туры для сотрудников. Стоимость инсентив-туров варьируется от 500 до 1500 долл. на человека и даже выше. Эксперты отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.

Тимбилдинг (от англ. teambuilding — посторенние команды, сплочение коллектива) содержит элементы соревнования. Он может быть связан с экстремальным туризмом или проходить в формате выезда за город на базу отдыха.

В настоящее время очень популярен сюжетный корпоративный туризм. Туристическая компания организует не просто поездку, а приключение в лучших традициях голливудских фильмов.

Специфика делового туризма проявляется во взаимоотношениях между туристами и организаторами — профессионалами деловых поездок, то есть, по сути, в алгоритме создания продукта делового туризма.

В нем задействовано шесть групп участников:

-          туристы;

-          поставщики туристских услуг;

-          распорядители или планировщики встреч;

-          менеджеры направления, или профессиональные устроители встреч, организующие прием и обслуживание делегаций на месте;

-          профессиональные организаторы MICE-мероприятий;

-          разного рода посредники. [2]

Из основных запросов бизнес-путешественника можно выделить:

1.         Подбор оптимального времени вылета и прибытия, а также удобных стыковок авиарейсов;

2.         Возможность изменения даты и времени вылета без штрафов, ведь нередко встречи и переговоры затягиваются или переносятся на несколько дней;

3.         Наличие надёжного интернет-соединения как в конгресс-центре, так и в отеле, а также возможности круглосуточного пользования услугами бизнес-центра прямо в номере отеля;

4.         Обязательная близость отеля проживания и аэропорта к необходимому конгресс-центру;

5.         Возможность посещения спортзала, парикмахерской, химчистки или пользования всем спектром бизнес-услуг, не покидая конгресс-центра или отеля;

6.         Организация визовой поддержки. Заказы корпоративных клиентов зачастую отличаются нестандартными маршрутами и повышенными требованиями к срокам исполнения.

Организация корпоративного туризма включает в себя следующий перечень услуг (см. рисунок 2):

Рис. 2. Перечень предоставляемых услуг в корпоративном туре

 

Средняя продолжительность инсентив-тура составляет 6–7 дней. На рисунке 3 представлена структура участков инсентив-групп. [2]

Рис. 3. Структура участников инсентив-групп

Возрастные категории путешествующих в рамках делового туризма: мужчины 41–65 лет, женщины 30–50 лет. В последние годы в мире растет средний возраст участников деловых мероприятий и количество женщин — участников. Для России характерны более молодой возраст участников деловых мероприятий (25–45 лет) и меньшее количество женщин среди участников.

В современной структуре международного делового туризма превалируют классические деловые поездки (70 % всех деловых поездок). Доля поездок на конгрессы и конференции составляет более 15 %, на выставки и ярмарки — более 11 %. Примерно 3–4 % поездок приходится на инсентив-туры (см. рисунок 4).

Рис. 4. Структура деловых поездок

 

Организация данных туров имеет огромные плюсы. В первую очередь, MICE- туризм не имеет сезонности, благодаря чему отели, обслуживающие таких гостей, в любое время года заполнены. Во-вторых, компании-заказчики платят, как правило, в три-четыре раза больше, чем отдыхающие туристы, за высокую скорость и хорошее качество предоставления услуг, проведения мероприятий.

Особенностью делового туризма является то, что бизнес–путешественники оставляют в стране гораздо больше денег, чем среднестатистические туристы. Поэтому Россия следует примеру многих стран мира, и почти каждый год принимает у себя множество международных форумов. [3]

Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. Кроме того, организаторы, при проведении дополнительных экскурсионных программ, рекламируют регион, как туристическую зону, чтобы у гостей возникло желание вновь сюда вернуться, активно работают с местным населением (к примеру, рестораны с национальной кухней, сувенирные мастерские).

Проанализируем ситуацию на рынке делового туризма. Деловой туризм активно развивается в 115 странах мира. Крупные мероприятия в этой сфере, как правило, проходят не в столицах, а именно в регионах, в частности, в Ванкувере (Канада), Франкфурте-на-Майне (Германия), Шанхае (Китай).

По данным Международной ассоциации делового туризма (Global Business Travel Association; GBTA), по состоянию на 2014 год мировым лидером рынка делового туризма являются США, но в 2015 году их может обогнать Китай, чей рынок достигнет объёмов в 309 млрд. долл. [5].

Около 40 % деловых поездок в мире приходится на европейский регион. По прибытиям и расходам на деловой туризм он занимает первое место среди остальных регионов мира. Основные «поставщики» корпоративных деловых туристов — высокоразвитые страны Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания). Безусловным лидером здесь является Германия. Около 5 млн. немцев ежегодно выезжают в командировки, преимущественно в другие города Германии (около 80 %).

Средняя продолжительность корпоративных бизнес-поездок на другие континенты составляет 12–13 дней, внутри Европы 5–6 дней, по своей стране 3–4 дня.

Международный Совет по туризму и путешествиям (WTTC) отнес Россию к десяти Топ-странам, где до 2017 года спрос на туризм и поездки будет расти. В Топ-10 вошли (список составлен исходя из объема авиапассажиров по стране): США, Китай, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Россия, Канада. При этом по данным Международного Валютного Фонда, число деловых поездок со стороны россиян будет расти темпами, превышающими среднемировые.

Для большей убедительности приведем данные, опубликованные организацией Sabre Travel Network (см. таблицу 2).

Таблица 2

Мировой объем рынка делового туризма

Страна

Период до 2008 г. (млрд. долл. в год)

Во время кризиса 2009–2011 гг. (млрд. долл. в год)

Период 2012–2014 гг.(млрд. долл. в год)

Германия, Франция, Великобритания

более 100

70–80

более 100

Китай, Индия, Япония

200

220

280

США

275

235–240

250

 

Исходя из данных показателей, можно сделать вывод, что в настоящее время рынок корпоративного туризма вышел на докризисный уровень. Так, до мирового финансового обвала объем рынка делового туризма составлял в Германии, Франции, Великобритании более 100 млрд. долл. в год. В период с 2009 по 2011 год объем рынка делового туризма в этих странах сократился минимально, а в 2012–2014 годах он опять составил более 100 млрд. долл. в год. [4]

В США до кризиса 2008 года объем рынка делового туризма составлял около 275 млрд. долл. В период кризиса этот показатель уменьшился до 235–240 млрд. долл., а в настоящее время вырос до отметки в 250 млрд. долл.

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (помимо небольших азиатских стран, также Австралия, Новая Зеландия, Китай, Индия и Япония) объем рынка увеличивался, несмотря на кризис. В 2008 году в этих странах объем рынка делового туризма был чуть больше 200 млрд. долл., а к 2012 году объем рынка составил около 280 млрд. долл.

Рассмотрим деловой рынок туризма РФ по въездным и выездным направлениям. По данным Ростуризма в пятерку лидеров по числу посетивших Россию граждан с целью туризма за 2014 год входят: Китай (409,8 тыс. человек), Германия (349,4 тыс.), США (162,1 тыс.), Турция (134,7 тыс.) и Великобритания (134,3 тыс.) (см. таблицу 3).

Таблица 3

Топ 10 стран — лидеров посетивших Россию с целью туризма в 2014 году

Страна

Всего туристов

С целью туризма

1

Китай

1 125 098

409 817

2

Германия

635 153

349 481

3

США

257 070

162 102

4

Турция

361 416

134 702

5

Великобритания

228 346

134 314

6

Израиль

152 853

108 175

7

Италия

219 976

107 072

8

Франция

219 210

94 941

9

Корея, Республика

135 676

82 494

10

Финляндия

1 446 169

68 618

 

В пятерку стран по наименьшему количеству граждан, посетивших Россию с целью туризма, вошли: Куба (6,8 тыс. человек), Болгария (6,8 тыс.), лица без гражданства (7,1 тыс.), Португалия (7,2 тыс.), Венгрия (7,5 тыс.) (см. таблицу 4). [6]

Таблица 4

Топ 10 стран по наименьшему количеству граждан посетивших Россию с целью туризма в 2014 году

№ 

Страна

Всего туристов

С целью туризма

1

Куба

-

6 813

2

Болгария

42 230

6 852

3

Лица без гражданства

349 400

7 138

4

Португалия

-

7 229

5

Венгрия

28 421

7 595

6

Колумбия

-

7 908

7

Тайвань (Китай)

-

8 540

8

Гонконг

-

9 470

9

Азербайджан

1 021 204

10 158

10

Чешская Республика

68 875

10 389

 

Характерной чертой российского туризма является большой дисбаланс выездного туризма и въездного, при этом в абсолютном большинстве во въездном туризме преобладают деловые поездки иностранных граждан в страну, чем отдыхающие туристы. Точной статистики по данному вопросу нет, но по предварительным оценкам эта цифра составляет 9:1.

Всего по данным Ростуризма в 2014 году количество российских граждан выехавшим за рубеж составило — 45 888 935 граждан, что на 15 % меньше 2013 года (в том числе по служебным направлениям 670 227 граждан, что на 7 % меньше 2013 года). На деловом рынке в пятерку лидеров по выездным направлениям с целью служебного туризма из России вошли: Китай, Германия, Финляндия, Таиланд, Республика Корея, что отражено в таблице 5. [7]

Таблица 5

Топ-10 популярных стран по выезду туристов из России со служебной целью

Страны

Цели поездки

2013г.

2014 г.

Сравнение выехавших российских граждан в 2014 с показателем 2013 г. (+- %)

Китай

Всего

2 057 810

1 923 473

-7

Туризм

1 067 542

766 306

-28

Служебная

259 223

235 075

-9

Германия

Всего

1 575 714

1 535 410

-3

Туризм

830 907

820 096

-1

Служебная

94 011

93 018

-1

Финляндия

Всего

5 525 064

4 799 142

-13

Туризм

904 730

379 242

-58

Служебная

45 995

21 178

-54

Таиланд

Всего

1 452 922

1 305 982

-10

Туризм

1 034 977

933 759

-10

Служебная

32 781

22 954

-30

Корея, Республика

Всего

211 258

235 332

11

Туризм

107 055

126 239

18

Служебная

28 930

30 755

6

Франция

Всего

575 356

557 899

-3

Туризм

374 878

361 732

-4

Служебная

26 487

25 199

-5

Великобритания

Всего

351 701

343 317

-2

Туризм

187 074

182 245

-3

Служебная

20 793

19 827

-5

Швейцария

Всего

293 872

299 157

2

Туризм

203 137

209 162

3

Служебная

18 422

18 771

2

Турция

Всего

4 108 196

4 380 558

7

Туризм

3 078 563

3 278 405

6

Служебная

17 179

20 391

19

Австрия

Всего

396 860

348 347

-12

Туризм

272 564

229 028

-16

Служебная

17 006

15 783

-7

Всего по всем странам

Всего

54 069 079

45 888 935

-15

Туризм

18 291 737

17 611 569

-4

Служебная

1 031 639

927 303

-10

 

В пятерку наименее посещаемых стран российскими гражданами, с целью служебного туризма вошли: Тунис, Мальта, Словакия, Иордания, Канада, [7] что отражено в таблице 6.

Таблица 6

Топ-10 наименее популярных стран по выезду туристов из России со служебной целью

Страны

Цели поездки

2013г.

2014 г.

Сравнение выехавших российских граждан в 2014 с показателем 2013 г. (+- %)

Тунис

Всего

303 696

269 391

-11

Туризм

282 523

242 895

-14

Служебная

336

259

-23

Мальта

Всего

35 090

26 884

-23

Туризм

31 336

24 028

-23

Служебная

352

325

-8

Словакия

Всего

10 353

6 140

-41

Туризм

1 711

1 369

-20

Служебная

354

377

6

Иордания

Всего

20 082

15 392

-23

Туризм

9 150

7 957

-13

Служебная

458

728

59

Канада

Всего

19 232

19 256

0

Туризм

8 260

6 401

-23

Служебная

548

433

-21

Куба

Всего

58 952

59 370

1

Туризм

46 166

44 202

-4

Служебная

638

884

39

Румыния

Всего

7 030

14 978

113

Туризм

2 850

7 382

159

Служебная

680

1 159

70

Хорватия

Всего

102 618

88 795

-13

Туризм

82 057

70 609

-14

Служебная

1 601

1 188

-26

Кипр

Всего

668 185

708 336

6

Туризм

579 702

549 177

-5

Служебная

1 867

2 215

19

Египет

Всего

2 212 662

2 994 984

35

Туризм

1 909 240

2 565 726

34

Служебная

2 550

3 513

38

Всего по всем странам

Всего

54 069 079

45 888 935

-15

Туризм

18 291 737

17 611 569

-4

Служебная

1 031 639

927 303

-10

 

Как и прежде, основным мотивом выезда туристов стала цель отдыха в отпускное время. Если учесть, что в среднем рынок делового туризма составляет, по данным экспертов, от 60 до 80 % от общего рынка туристических услуг, то можно предполагать, что объем рынка делового туризма в России приблизительно составляет от 250 до 350 млн. долл., что намного ниже абсолютных показателей развитых и развивающихся стран.

К сожалению, в связи с нестабильностью экономики, по оценкам экспертов, объемы российского рынка делового туризма в 2015 году сократятся не менее, чем на 5 %. [8]

На рынке делового туризма встречаются множество проблем, от передела рынка крупными туристскими компаниями до отсутствия четкой статистической информации. Выделим наиболее важные проблемы и состояние делового туризма в Российской Федерации на сегодняшний день:

1)        отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию достоверного положительного образа регионов России для развития въездного туризма;

2)        отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном и межведомственном уровнях политики подготовки кадров;

3)        отсутствие должного внимания к участию в международных выставках индустрии делового туризма;

4)        действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

5)        несоответствие гостиниц по уровню комфорта требованиям действующих стандартов;

6)        отсутствие в гостиницах широкого спектра дополнительных услуг;

7)        несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. [9]

Одним из направлений решения указанных проблем, является использование информационных технологий. Современные информационные технологии и системы связи неодинаково внедрены в разных секторах индустрии делового туризма.

В секторе инсентив-путешествий они используются профессиональными организаторами, которые с помощью веб-сайтов и электронной почты налаживают прямую и обратную связь с клиентами — деловыми туристами и их представителями.

В секторе выставок и конференций новейшие информационные технологии и системы связи играют более заметную роль. Посредством сети Интернет организаторы выставок могут продемонстрировать оформление зала, показать план выставки, забронировать и продать стендовые площади, а деловые туристы — зарегистрироваться в режиме реального времени. Ряд веб-сайтов содержат обширный перечень выставочных мероприятий и их участников, они снабжены мощными поисковыми системами. На веб-сайтах размещаются «дневники мероприятия», которые позволяют посетителям записаться на встречу с экспонентами и обсудить интересующие вопросы.

Можно назвать несколько причин, которые делают деловой туризм одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики:

1)        деловые поездки планируются задолго — как минимум, за полгода, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной;

2)        отличительной чертой бизнес-программ является их независимость от сезона;

3)        доходность: бизнес-туры ориентированы на потребителя услуг со средним и высоким уровнем доходов, основной пакет оплачивается корпорантом — организацией, выступающей заказчиком мероприятия. По данным World Tourism Organization, расход на среднестатистического участника конгресса составляет 1540 евро в день.

Определим тенденции, характерные для развития российского рынка делового туризма, отмеченные участниками RBTC (Russian Business Travel Congress):

-          возрастание интеллектуальной составляющей;

-          устойчивый спрос на отраслевые выставки;

-          сокращение средней продолжительности встреч;

-          преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и инсентив-программу;

-          традиционное предпочтение «теплых краев» в качестве места проведения корпоративных мероприятий. [10]

По оценкам специалистов, перспективы развития туризма в любом регионе нашей страны определяются несколькими факторами: наличием какого-либо особого «магнита» для посетителей — это может быть комплекс или одна какая-то достопримечательность; развитостью туристкой инфраструктуры; ценовой политикой в сфере туристического бизнеса и объемом привлекаемых в нее инвестиций; способностью местных органов власти и управления создать благожелательный микроклимат для путешественников.

По сведениям американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест. Как сообщает пресс-служба оргкомитета выставки «Отдых», индустрия MICE обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок и почти 430 млрд. долл. финансового оборота. По прогнозам специалистов, к 2020 году доходность индустрии MICE возрастет в 5 раз — до 2 трлн. долл. в год.

 

Литература:

 

1.                  Гасиев М. Основы делового туризма и индустрии MICE: сравнение и тенденции.// Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт). М. 2004.

2.                  Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе М.: КНОРУС, 2006. — 192 с.

3.                  Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.

4.                  http://www.sabretravelnetwork.ru/ — 04.03.2015

5.                  Beaverstock, Jonathan; Derudder, Ben; Faulconbridge & Witlox (2012), «International Business Travel in the Global Economy», Ashgate Publishing.

6.                  http://www.russiatourism.ru/ — 28.02.2015

7.                  http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/3768/ — 28.02.2015

8.                  Итоговая конференция, посвященная вопросам MICE-индустрии/АБТ-ACTE Russia [Электронный источник] URL: http://www.businesstravelrussia.ru/news/ (Дата обращения 13.12.2014)

9.                  http://www.tpnews.ru/content/view/1337/9/ — журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» — 25.02.2015

10.              http://serdyukova.ucoz.ru/publ/n_k_serdjukova_rynok_delovogo_turizma_sovremennye_tendencii/1–1-0–1 — 10.03.2015

Основные термины (генерируются автоматически): деловой туризм, MICE, Россия, китай, великобритания, туризм, корпоративный туризм, США, цель туризма, долл.


Задать вопрос